Факультативный курс по русскому языку для 9-го класса на тему "Сокровищница народной мудрости"

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка к факультативному курсу

Словари – богатый источник знаний. Их часто называют спутниками цивилизации. Словари как хранители словарного богатства, накапливающие вековые национальные ценности. Заслужено пользуются почетом у всех народов. Их любят все, сто называется, и “стар и млад”.

Правильно говорят, что знать всё невозможно. Словари помогают людям в обретении знаний: к ним обращаются школьники, студенты, преподаватели; со словарями постоянно работают инженеры и конструкторы, ученые, писатели и журналисты – словом, к этим книгам обращаются представители различных специальностей.

Изучение истории слов и их значений способствует более глубокому усвоению русского языка; внимательный анализ лексики гарантирует правильное понимание речи; более основательное знание языка дает ключ к постижению многообразных языковых явлений.

В программу факультативного курса включены также материалы об особенностях словарного состава, краткие сведения о выдающихся филологах-словарниках.

Цель: дать представление детям о словарном богатстве, накопленном в словарях русского языка – этой сокровищнице народной мысли и житейской мудрости.

Задачи:

  • показать многообразие, богатство русского языка, вызвать к нему интерес;
  • развивать склонность к исследовательской деятельности;
  • вырабатывать умение собирать материал, работая со справочной литературой;
  • повышать языковую грамотность, создавая условия для подготовки к сдаче экзамена;
  • формировать познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, развивать творческие способности.

Данный курс предназначен для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к русскому языку, желающих расширить свой кругозор.

Работа учащихся на занятиях предполагает практическую поисковую деятельность, выполнение заданий исследовательского характера.

Курс рассчитан на 12 часов.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Вид деятельности

Форма контроля

1. “Путеводитель по словарному царству”

2

Лекция с элементами беседы. Сообщение о любом энциклопедическом словаре.
2. “Мир загадок”

1

Практическое занятие.

Сообщения.

Подобрать примеры слов, входящих в активный и пассивный состав лексики, примеры синонимов, омонимов, антонимов.
3. “Королевство грамотности”

1

Знакомство с орфографическим и орфоэпическим словарем. Практическое занятие. Орфографический и орфоэпический диктанты, составление словарика “Говори правильно”
4. “Орфография слова есть биография слова”

1

Знакомство с этимологическим словарем Определение слов, являющихся “историческими родственниками”.
5. “Тайна слова”

4

Знакомство с толковым словарем, словарем иностранных слов, словарем устаревших слов. Отработка правил пользования словарем; составление собственной словарной статьи; головоломки.
6. “К словам разнообразным, одинаковым и разным…”

1

Знакомство со словарями синонимов, антонимов, омонимов. Отработка правил пользования словарем; составление собственной словарной статьи; кроссворд
7. “ - Ты нас не победишь!

- А вот и побе…(???)”

1

Знакомство со словарем грамматических трудностей русского языка. Лабораторная работа. Групповая работа. Исследования. Тест.
8. “Конкурс знающих”

1

Игра “Брейн-ринг”  

Содержание тем

Тема 1. “Путеводитель по словарному царству”.

Знакомство с курсом. Роль словарей в жизни общества. Предшественники современных словарей. Типы словарей. Их цели и задачи. Отличие энциклопедических и лингвистических словарей. Общая структура расположения материала в словарях.

Тема 2. “Мир загадок”.

Знакомство с энциклопедическими словарями. Их назначение. Энциклопедические словари различных областей науки. Лингвистические издания энциклопедического характера. Сравнение словарных статей из энциклопедического и филологического (лингвистического) словарей. “Энциклопедический словарь юного филолога”, “Русский язык. Энциклопедия для детей”. Особенности словарного состава языка.

Тема 3. “Королевство грамотности”.

Определение уровня грамотности и культуры речи учащихся. Типы орфографических словарей. Знакомство с орфографическим и орфоэпическим словарями: предисловие, условные сокращения, специальные пометы, справочный отдел. Отработка правил пользования словарем.

Тема 4. “Орфография слова есть биография слова”.

Этимология – наука о происхождении слов. Этимологические словари XIX и XX веков. Особенности и структура этимологического словаря. Роль этимологического анализа на уроках русского языка.

Тема 5. “Тайна слова”.

Знакомство с толковым словарем, словарем иностранных слов, словарем устаревших слов (назначение, структура, система помет). Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. “Толковый словарь русского языка”. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. “Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей VIII-XX вв.”. Крысин Л.П. “Толковый словарь иноязычных слов”. Толковые словари конца VIII-XX веков.

Тема 6. “К словам разнообразным, одинаковым и разным…”

Словари синонимов, антонимов, омонимов. Особенности расположения слов, их объединение в словарные статьи. Специальные пометы. Отработка правил пользования словарями.

Тема 7. “ - Ты нас не победишь!

- А вот и побе…(???)”.

Грамматические нормы. Знакомство со словарем Ефремовой Т.Ф., Костомарова В.Т. (“Словарь грамматических трудностей русского языка”).Отработка правил пользования словарем.

Тема 8. “Конкурс знающих”.

Обобщение сведений о словарях, полученных на курсе. Определение уровня знаний и умений, приобретенных в процессе прохождения данной программы. Проведение игры “Брейн-ринг”.

Методические рекомендации к темам

Тема 1. “Путеводитель по словарному царству”.

Цель – заинтересовать учащихся, показать, как работа со словарем расширяет кругозор.

Ход занятия

  1. Вступительное слово учителя о словарном богатстве русского языка и об основном способе их регистрации – составлении словарей различных типов.
  2. Сообщение цели и задач элективного курса.
  3. Лекция учителя с элементами беседы.
  • Роль словарей в жизни общества.
  • Типы словарей.

Вопросы учащимся:

– Приходилось ли вам обращаться к словарям? С какой целью? Часто ли вы это делаете?

– Какие энциклопедические словари вы знаете? Какую информацию можно из них почерпнуть?

– Какие лингвистические словари вы знаете?

  • Предшественники современных словарей.
  • Общая структура расположения материала в словарях: предисловие, условные сокращения, специальные пометы, справочный отдел.

Тема 2. “Мир загадок”.

Цель – закрепить и углубить знания учащихся по разделу “Лексика”.

Ход занятия

  1. Энциклопедические словари различных областей науки. Вступительное слово учителя. Сообщения учащихся об энциклопедиях различных областей науки (“Искусство”, “Всемирная литература”, “Культуры мира”, “Математика”, “Химия” и др.)
  2. Лингвистические издания энциклопедического характера. “Энциклопедический словарь юного филолога”, “Русский язык. Энциклопедия для детей” - книги, в доступной и занимательной форме рассказывающие о сложном и многообразном явлении – русском языке.
  3. Сравнительный анализ словарных статей из энциклопедического и лингвистического словарей.
  4. Сообщения учащихся (понятие системы лексики; активный и пассивный состав лексики; заимствованные слова; синонимы, омонимы, антонимы, паронимы).

Тема 3. “Королевство грамотности”.

Цель – прививать любовь к правильной и красивой речи.

Ход занятия

  1. Вступительное слово учителя о нормах правописания и об акцентологических нормах, о необходимости их соблюдения.
  2. Тест. Каждый учащийся поучает бланк для ответов.
  3. Учитель читает пары слов, в каждой из которых только один из вариантов правильный. Учащимся необходимо выбрать правильный вариант и отметить его в соответствующей графе.

  4. Работа со словарями: Д.Н. Ушаков, Крюков С.Е. Орфографический словарь (М., 1991),
  5. Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва “Словарь ударения русского языка”, Резниченко Н. “Словарь ударений русского языка”

  6. Учащиеся по словарям проверяют, правильно ли они выполнили тест и вставили буквы в карточках. Подсчитывается количество правильных ответов, определяется “Самый грамотный ученик”.

Тема 4. “Орфография слова есть биография слова”.

Цель: показать учащимся, что этимологический анализ – весьма эффективный прием объяснения правильного написания слова.

Ход занятия

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Этимология – наука о происхождении слов. Этимологические словари XIX-XX веков. “Сравнительный этимологический словарь русского языка” Н. Горяева – первый научный этимологический словарь русского языка.

  3. Работа по группам.
  4. Каждая группа работает с этимологическим словарем (Преображенского А.Г., Шанского Н.М. или Фасмера М.Р.), готовит рассказ о его структуре и особенностях.

  5. Практическая работа:
    • Запишите однокоренные слова к прилагательным изощренный и острый. Используя этимологический словарь, докажите, что все эти слова являются историческими родственниками.
    • Какие слова являются этимологически родственными существительному слово?
    • Объясните, почему имена существительные сословие, благословение, словесность являются этимологическими родственниками. Объясните правописание этих слов.
    • Выделите исторические морфемы в слове сметана. Обоснуйте свою точку зрения.

Тема 5. “Тайна слова”.

Цель – познакомить учащихся с толковыми словарями.

Ход занятия

  1. Слово учителя о толковых словарях.
  2. Знакомство со словарями (назначение, структура, система помет).
  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII-XX вв.Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов.

  4. Выполнение практических заданий.
    • Выясните по толковому словарю значение слов летопись, отзыв, патриотизм, заветный, декоративный, лояльный, мужать, позировать. Сколько значений имеет каждое слово? Как в словаре отличаются однозначные и многозначные слова? Что такое многозначность?
    • Дайте толкование следующим словам: оцепенение, очаг, офис, экстрасенс. Сравните свое толкование со словарями.
    • Каково переносное значение слов дань, дебри, деспотизм, дисгармония, обнажить, озарить, оковы? Что такое прямое и переносное значение слова? Как в словаре отмечается переносное значение?
    • Какие стилистические пометы даны в словаре к словам волоокий, вспять, двуликий, добродетель, доныне, останки? Что вы узнали о каждом слове с учетом данных помет?
    • Пользуясь толковым словарем составьте словосочетания и предложения, чтобы в одном из них было слово эмигрант, а в другом – иммигрант. Объясните значения данных слов.
    • Выясните происхождение данных заимствованных слов и их значение. Как в словаре отмечается этимология слова? К каким словарям обратимся? Коммуникабельный, компетентный, консенсус, лексика, лексикография, меценат, эгоизм, экзотика, эффект.
    • “Кто быстрее?”: из словаря иноязычных слов выписать 10 слов, заимствованных из тюркского языка.
    • Задание по группам: составление словарной статьи к одному из толковых словарей.
    • Угадайте слово по его лексическому значению проверьте себя по словарю.

    1. Предмет продажи, торговли (2-ое значение.)
    2. Деньги (или другие ценности), выдаваемые вперед в счет заработка, причитающихся кому-н. платежей.
    3. Первая часть сложных слов со знач. иначе, по-иному.
    4. Наперекор, чтобы рассердить (нареч.).
    5. Наем помещения во временное пользование.
    6. Большой, плотный лист, на котором размещаются предметы показа, обозрения (1-ое значение).
    7. Искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей.
    8. Поиски, выслеживание зверей, птиц с целью умерщвления или ловли (1-ое значение).

Тема 6. “К словам разнообразным, одинаковым и разным…”

Цель – показать богатство русского языка.

Ход занятия

  1. Знакомство со словарями: Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка, Школьный словарь синонимов русского языка / сост. А.А. Медведева (назначение, структура, система помет, принципы объединения слов в словарные статьи, условные обозначения, как пользоваться словарем). Анализ словарных статей.
  2. Работа с омонимами по толковому словарю:
    • Что такое омонимы? Пользуясь словарем, определите, чем отличаются значения следующих слов: рок 1 – рок 2, образ 1 – образ 2. Как в словаре отмечаются слова-омонимы?
  3. Практические задания по словарям синонимов и антонимов.
    • Игра: Синонимы и антонимы

Участники делятся на две команды. Учитель диктует слово, первая команда называет синоним, а вторая — антоним. Например, ведущий: “Дружба”, первая команда: “Товарищество”, вторая: “Вражда”; или ведущий говорит: “Хороший”, первая: “Замечательный”, вторая: “Плохой” и т. д. За каждое правильное слово команда получает очко. Если команда не может подобрать слово, то такая возможность предоставляется соперникам. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

Тема 7. “- Ты нас не победишь! - А вот и побе…(???)”.

Цель – формировать понятие грамматических норм.

Ход занятия

  1. Слово учителя. Определение “нормы”. Типы норм. Грамматические нормы.
  2. Сообщения учащихся о нормах языка.
  3. Работа с карточками – выявление степени овладения грамматическими нормами.
  4. Знакомство со словарем - Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка .
  5. Практические задания.

Материал для упражнений можно взять в книге Розенталя Д.Н. “750 упражнений по русскому языку с ответами для поступающих в вузы”, в сборнике тестов Загоровской О.В. (“Русский язык: Тесты для подготовки к Единому государственному экзамену”.

Тема 8. “Конкурс знающих”.

Цель – обобщить сведения о словарях, полученные во время прохождения курса.

Ход занятия

Занятие проводится в виде игры “Брейн-ринг”. В игру необходимо включить как вопросы, выявляющие теоретические знания учащихся, так и задания, предлагающие продемонстрировать умение работать со словарем. Используются также вопросы и задания, составленные дома учениками.