Пояснительная записка к факультативному курсу
Словари – богатый источник знаний. Их часто называют спутниками цивилизации. Словари как хранители словарного богатства, накапливающие вековые национальные ценности. Заслужено пользуются почетом у всех народов. Их любят все, сто называется, и “стар и млад”.
Правильно говорят, что знать всё невозможно. Словари помогают людям в обретении знаний: к ним обращаются школьники, студенты, преподаватели; со словарями постоянно работают инженеры и конструкторы, ученые, писатели и журналисты – словом, к этим книгам обращаются представители различных специальностей.
Изучение истории слов и их значений способствует более глубокому усвоению русского языка; внимательный анализ лексики гарантирует правильное понимание речи; более основательное знание языка дает ключ к постижению многообразных языковых явлений.
В программу факультативного курса включены также материалы об особенностях словарного состава, краткие сведения о выдающихся филологах-словарниках.
Цель: дать представление детям о словарном богатстве, накопленном в словарях русского языка – этой сокровищнице народной мысли и житейской мудрости.
Задачи:
- показать многообразие, богатство русского языка, вызвать к нему интерес;
- развивать склонность к исследовательской деятельности;
- вырабатывать умение собирать материал, работая со справочной литературой;
- повышать языковую грамотность, создавая условия для подготовки к сдаче экзамена;
- формировать познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, развивать творческие способности.
Данный курс предназначен для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к русскому языку, желающих расширить свой кругозор.
Работа учащихся на занятиях предполагает практическую поисковую деятельность, выполнение заданий исследовательского характера.
Курс рассчитан на 12 часов.
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Вид деятельности |
Форма контроля |
1. | “Путеводитель по словарному царству” | 2 |
Лекция с элементами беседы. | Сообщение о любом энциклопедическом словаре. |
2. | “Мир загадок” | 1 |
Практическое занятие. Сообщения. |
Подобрать примеры слов, входящих в активный и пассивный состав лексики, примеры синонимов, омонимов, антонимов. |
3. | “Королевство грамотности” | 1 |
Знакомство с орфографическим и орфоэпическим словарем. Практическое занятие. | Орфографический и орфоэпический диктанты, составление словарика “Говори правильно” |
4. | “Орфография слова есть биография слова” | 1 |
Знакомство с этимологическим словарем | Определение слов, являющихся “историческими родственниками”. |
5. | “Тайна слова” | 4 |
Знакомство с толковым словарем, словарем иностранных слов, словарем устаревших слов. | Отработка правил пользования словарем; составление собственной словарной статьи; головоломки. |
6. | “К словам разнообразным, одинаковым и разным…” | 1 |
Знакомство со словарями синонимов, антонимов, омонимов. | Отработка правил пользования словарем; составление собственной словарной статьи; кроссворд |
7. | “ - Ты нас не победишь! - А вот и побе…(???)” |
1 |
Знакомство со словарем грамматических трудностей русского языка. Лабораторная работа. Групповая работа. | Исследования. Тест. |
8. | “Конкурс знающих” | 1 |
Игра “Брейн-ринг” |
Содержание тем
Тема 1. “Путеводитель по словарному царству”.
Знакомство с курсом. Роль словарей в жизни общества. Предшественники современных словарей. Типы словарей. Их цели и задачи. Отличие энциклопедических и лингвистических словарей. Общая структура расположения материала в словарях.
Тема 2. “Мир загадок”.
Знакомство с энциклопедическими словарями. Их назначение. Энциклопедические словари различных областей науки. Лингвистические издания энциклопедического характера. Сравнение словарных статей из энциклопедического и филологического (лингвистического) словарей. “Энциклопедический словарь юного филолога”, “Русский язык. Энциклопедия для детей”. Особенности словарного состава языка.
Тема 3. “Королевство грамотности”.
Определение уровня грамотности и культуры речи учащихся. Типы орфографических словарей. Знакомство с орфографическим и орфоэпическим словарями: предисловие, условные сокращения, специальные пометы, справочный отдел. Отработка правил пользования словарем.
Тема 4. “Орфография слова есть биография слова”.
Этимология – наука о происхождении слов. Этимологические словари XIX и XX веков. Особенности и структура этимологического словаря. Роль этимологического анализа на уроках русского языка.
Тема 5. “Тайна слова”.
Знакомство с толковым словарем, словарем иностранных слов, словарем устаревших слов (назначение, структура, система помет). Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. “Толковый словарь русского языка”. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. “Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей VIII-XX вв.”. Крысин Л.П. “Толковый словарь иноязычных слов”. Толковые словари конца VIII-XX веков.
Тема 6. “К словам разнообразным, одинаковым и разным…”
Словари синонимов, антонимов, омонимов. Особенности расположения слов, их объединение в словарные статьи. Специальные пометы. Отработка правил пользования словарями.
Тема 7.
“ - Ты нас не победишь!- А вот и побе…(???)”.
Грамматические нормы. Знакомство со словарем Ефремовой Т.Ф., Костомарова В.Т. (“Словарь грамматических трудностей русского языка”).Отработка правил пользования словарем.
Тема 8.
“Конкурс знающих”.Обобщение сведений о словарях, полученных на курсе. Определение уровня знаний и умений, приобретенных в процессе прохождения данной программы. Проведение игры “Брейн-ринг”.
Методические рекомендации к темам
Тема 1. “Путеводитель по словарному царству”.
Цель – заинтересовать учащихся, показать, как работа со словарем расширяет кругозор.
Ход занятия
- Вступительное слово учителя о словарном богатстве русского языка и об основном способе их регистрации – составлении словарей различных типов.
- Сообщение цели и задач элективного курса.
- Лекция учителя с элементами беседы.
- Роль словарей в жизни общества.
- Типы словарей.
Вопросы учащимся:
– Приходилось ли вам обращаться к словарям? С какой целью? Часто ли вы это делаете?
– Какие энциклопедические словари вы знаете? Какую информацию можно из них почерпнуть?
– Какие лингвистические словари вы знаете?
- Предшественники современных словарей.
- Общая структура расположения материала в словарях: предисловие, условные сокращения, специальные пометы, справочный отдел.
Тема 2. “Мир загадок”.
Цель – закрепить и углубить знания учащихся по разделу “Лексика”.
Ход занятия
Тема 3. “Королевство грамотности”.
Цель – прививать любовь к правильной и красивой речи.
Ход занятия
- Вступительное слово учителя о нормах правописания и об акцентологических нормах, о необходимости их соблюдения.
- Тест. Каждый учащийся поучает бланк для ответов.
- Работа со словарями: Д.Н. Ушаков, Крюков С.Е. Орфографический словарь (М., 1991),
- Учащиеся по словарям проверяют, правильно ли они выполнили тест и вставили буквы в карточках. Подсчитывается количество правильных ответов, определяется “Самый грамотный ученик”.
Учитель читает пары слов, в каждой из которых только один из вариантов правильный. Учащимся необходимо выбрать правильный вариант и отметить его в соответствующей графе.
Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва “Словарь ударения русского языка”, Резниченко Н. “Словарь ударений русского языка”
Тема 4. “Орфография слова есть биография слова”.
Цель: показать учащимся, что этимологический анализ – весьма эффективный прием объяснения правильного написания слова.
Ход занятия
- Вступительное слово учителя.
- Работа по группам.
- Практическая работа:
- Запишите однокоренные слова к прилагательным изощренный и острый. Используя этимологический словарь, докажите, что все эти слова являются историческими родственниками.
- Какие слова являются этимологически родственными существительному слово?
- Объясните, почему имена существительные сословие, благословение, словесность являются этимологическими родственниками. Объясните правописание этих слов.
- Выделите исторические морфемы в слове сметана. Обоснуйте свою точку зрения.
Этимология – наука о происхождении слов. Этимологические словари XIX-XX веков. “Сравнительный этимологический словарь русского языка” Н. Горяева – первый научный этимологический словарь русского языка.
Каждая группа работает с этимологическим словарем (Преображенского А.Г., Шанского Н.М. или Фасмера М.Р.), готовит рассказ о его структуре и особенностях.
Тема 5. “Тайна слова”.
Цель – познакомить учащихся с толковыми словарями.
Ход занятия
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII-XX вв.Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов.
- Выясните по толковому словарю значение слов летопись, отзыв, патриотизм, заветный, декоративный, лояльный, мужать, позировать. Сколько значений имеет каждое слово? Как в словаре отличаются однозначные и многозначные слова? Что такое многозначность?
- Дайте толкование следующим словам: оцепенение, очаг, офис, экстрасенс. Сравните свое толкование со словарями.
- Каково переносное значение слов дань, дебри, деспотизм, дисгармония, обнажить, озарить, оковы? Что такое прямое и переносное значение слова? Как в словаре отмечается переносное значение?
- Какие стилистические пометы даны в словаре к словам волоокий, вспять, двуликий, добродетель, доныне, останки? Что вы узнали о каждом слове с учетом данных помет?
- Пользуясь толковым словарем составьте словосочетания и предложения, чтобы в одном из них было слово эмигрант, а в другом – иммигрант. Объясните значения данных слов.
- Выясните происхождение данных заимствованных слов и их значение. Как в словаре отмечается этимология слова? К каким словарям обратимся? Коммуникабельный, компетентный, консенсус, лексика, лексикография, меценат, эгоизм, экзотика, эффект.
- “Кто быстрее?”: из словаря иноязычных слов выписать 10 слов, заимствованных из тюркского языка.
- Задание по группам: составление словарной статьи к одному из толковых словарей.
- Угадайте слово по его лексическому значению проверьте себя по словарю.
1. Предмет продажи, торговли (2-ое значение.)
2. Деньги (или другие ценности), выдаваемые вперед
в счет заработка, причитающихся кому-н. платежей.
3. Первая часть сложных слов со знач. иначе,
по-иному.
4. Наперекор, чтобы рассердить (нареч.).
5. Наем помещения во временное пользование.
6. Большой, плотный лист, на котором размещаются
предметы показа, обозрения (1-ое значение).
7. Искусно сделанный, украшенный ящичек для
хранения драгоценностей.
8. Поиски, выслеживание зверей, птиц с целью
умерщвления или ловли (1-ое значение).
Тема 6. “К словам разнообразным, одинаковым и разным…”
Цель – показать богатство русского языка.
Ход занятия
- Что такое омонимы? Пользуясь словарем, определите, чем отличаются значения следующих слов: рок 1 – рок 2, образ 1 – образ 2. Как в словаре отмечаются слова-омонимы?
- Игра: Синонимы и антонимы
Участники делятся на две команды. Учитель диктует слово, первая команда называет синоним, а вторая — антоним. Например, ведущий: “Дружба”, первая команда: “Товарищество”, вторая: “Вражда”; или ведущий говорит: “Хороший”, первая: “Замечательный”, вторая: “Плохой” и т. д. За каждое правильное слово команда получает очко. Если команда не может подобрать слово, то такая возможность предоставляется соперникам. Побеждает команда, набравшая большее число очков.
Тема 7. “- Ты нас не победишь! - А вот и побе…(???)”.
Цель – формировать понятие грамматических норм.
Ход занятия
Материал для упражнений можно взять в книге Розенталя Д.Н. “750 упражнений по русскому языку с ответами для поступающих в вузы”, в сборнике тестов Загоровской О.В. (“Русский язык: Тесты для подготовки к Единому государственному экзамену”.
Тема 8.
“Конкурс знающих”.Цель – обобщить сведения о словарях, полученные во время прохождения курса.
Ход занятия
Занятие проводится в виде игры “Брейн-ринг”. В игру необходимо включить как вопросы, выявляющие теоретические знания учащихся, так и задания, предлагающие продемонстрировать умение работать со словарем. Используются также вопросы и задания, составленные дома учениками.