Цель урока: ознакомление детей с предметами русской старины, формирование представления о колокольных звонах.
Задачи:
- развивать умение слышать контрасты в музыке, движениями и мимикой выражать настроение;
- находить сходство и различие, систематизировать объекты по разным основанием (величине и назначению);
- учить детей точно сочетать речь и движения, вырабатывать темп и ритм речи;
- развивать интерес к имитированию звуков колоколов
- решать познавательные задачи в наглядно-образном и наглядно-действенном плане;
- закрепить умение различать средства музыкальной выразительности;
- стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;
- активизировать словарь детей.
Материалы: синтезатор, магнитная доска, надувная емкость с водой для опыта, камешки, силуэты или картинки колокольчика, коровы, большого колокола, храма, дуги с колокольчиками.
Ход занятия
Дети приходят в музыкальный зал.
Воспитатель:
Как и все дети, вы у нас любите прыгать скакать, резвиться, прямо как козлики. Вы хотите поиграть в козликов?
Дети:
Да!
Воспитатель:
Вы будете прыгать по травке, бодаться рожками - одним словом веселиться, но будьте внимательны и осторожны, иногда козлят подстерегают опасности, и если услышите в музыке тревогу - остановитесь и замрите.
Этюд-импровизация “Козлик”.
Музыкальный руководитель: (говорит на фоне спокойной музыки, сопровождение - синтезатор)
Прыгал козлик на лугу,
По цветочкам прямо.
Вдруг, он замер на бегу –
Потерялась мама.
Ой-ой-ой, ой-ой-ой,
Потерялась мама.
Ой-ой-ой, ой-ой-ой,
Потерялась мама.
(Звучит тревожная музыка)
Воспитатель:
Почему изменилось выражение на ваших лицах?
Дети:
Испортилось настроение, потерялась мама.
(Исполняется второй куплет песни)
Он, не зная, что к чему,
Ткнулся к новой маме,
Но ему сказала: “Му..!”
Тетенька с рогами.
Му-му-му, му-му-му,
Тетенька с рогами.
Му-му-му, му-му-му,
Тетенька с рогами.
(Вновь звучит тревожная музыка, дети “замирают” и объясняют, почему они остановились)
Воспитатель:
Как вы думаете, что можно сделать, для того, чтобы можно было быстро найти козленка, если он вдруг потеряется?
Решение задачи, педагог комментирует предложенные детьми выходы.
Воспитатель:
Правильно, так раньше и делали при выпасе скота – вешали на шею животных вот такой колокольчик (показывает). Использовали его особенно в тех местах, где были леса, а называли необычно – “болтало”. Как вы думаете, почему люди дали такое название этому колокольчику? (Ответы детей)
По его резкому, далеко слышному звуку можно было отыскать корову, лошадь, или козу. (Слушают звучание)
Рассмотрите хорошо колокольчик. ( Дети определяют форму, на что похож, из какого материала изготовлен, как устроен - есть язычок).
На магнитную доску воспитатель помещает силуэт колокольчика вверху, ниже силуэт теленка или коровы (см. Приложение).
Воспитатель:
Дети, где вы еще слышали звук колокольчиков? Где они звучат, когда используются?
Дети:
В церкви, на санях с колокольчиками, в оркестре, на колпаке у скомороха, в школе на празднике.
Музыкальный руководитель:
Колокольчик можно назвать одним из символов России.
На Руси колокола появились давно, тысяча лет назад. И были они большие, важные и звонкие. Что бы их звон доносился далеко, такие колокола устанавливали на высоких башнях храма.
На магнитную доску музыкальный руководитель помещает силуэтное изображение колокола и храма (см. приложение).
Иногда колоколов было несколько, тогда им давали имена:
Благовест - извещал о празднике, о торжестве, о доброй благой вести.
Набат - о пожаре и других бедствиях.
Всполошный – извещал о бунте, или если подступал враг.
Вечевой - собирал жителей на собрание на главную площадь города. Колокольный звон — это древнее мастерство. Давайте послушаем, как звучат колокола.
Игра на синтезаторе. (Имитация колокольного звона, для игры на синтезаторе приглашаются дети).
А теперь послушаем очень красивое музыкальное произведение - пьесу замечательного русского композитора Георгия Васильевича Свиридова
“Звонили звоны”.
Музыкальный руководитель проводит с детьми беседу о прослушанной музыке, о том, какими средствами музыкальной выразительности композитор отразил звучание колоколов.
Воспитатель:
А я вам расскажу о поддужных колокольчиках, которые помещали под дугой русской тройки.
Просмотр фото-слайдов (сопровождается рассказом)
До строительства первой железной дороги единственным средством передвижения на Руси была лошадь, или тройка лошадей, запряжённая в сани, повозку. Почтовой тройке все должны были уступать дорогу, поэтому возник вопрос об особом опознавательном сигнальном устройстве.
И вот, кому-то в голову пришла замечательная идея повесить под дугой колокольчик. Колокольчики эти быстро прижились - слышно далеко, да и ехать веселей. Поддужные колокольчики, так понравились людям, что не только почтари, но и простые путешественники стали подвешивать под дугой колокольчики. А, проезжая ночью мимо населённых пунктов, ямщики - подвязывали язычки колокольчиков, чтобы не тревожить жителей.
Воспитатель:
Посмотрите, какая красивая дуга, а на ней два колокольчика - один большой, а другой поменьше. Так вот раньше на Руси такой большой колокольчик называли мужиком, а тот, что поменьше – бабой. Есть желающие покататься на тройке?
Дети:
Да!
Динамическая пауза – логоритмическая гимнастика “Покатаемся на тройке”.
Трое детей бегут под дугой, держа ее руками, остальные за ними, хором декламируя в ритм бега:
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьётся пыль из-под копыт.
Колокольчик звонко плачет
И хохочет, и визжит.
По дороге голосисто
Раздаётся яркий звон,
То вдали отбрякнет чисто,
То застонет глухо он.
(П. Вяземский)
Воспитатель прикрепляет к магнитной доске силуэт дуги с колокольчиками (см. приложение).
Воспитатель:
Дети, сегодня мы с вами познакомились с колокольчиками разными по звучанию, как вы думаете, почему они по-разному звучат? (Ответы детей)
Звук колокольчика зависит от материала, из которого он изготовлен, и, конечно, от размера. Маленький колокольчик звучит тише, нежнее и игривее, большой колокол - звучно, громко и важно.
Музыкальный руководитель:
А происходит это потому, что от звучания маленького колокольчика отходят маленькие волны, а от большого колокола - большие. Это волны звуковые, и потому невидимые. А увидеть различные по размеру волны, только уже не звуковые, мы сможем.
Опыт с волнами.
Дети бросают в воду камешки и делают вывод, что от большого камня волны больше, чем от маленького. Воспитатель обобщает ответы детей.
Музыкальный руководитель: (обращает внимание детей на колокольчики, которые разложены на ковре по кругу)
Дети, возьмите, пожалуйста, колокольчики и потанцуйте с ними так, как подскажет вам музыка и ваше воображение.
Танец – импровизация с колокольчиками. (В исполнении взрослых звучит песня “Динь, динь, динь, колокольчик звенит”)
Музыкальный руководитель: Сейчас в зале наступит тишина – вы положите колокольчики, и тихо-тихо на носочках выйдете из зала, а эти силуэты заберите с собой в группу.