Цели:
- Формирование общих позиций выполнения операции сложения и вычитания, независимо от множества натуральных чисел; поразрядность их выполнения и использование таблицы сложения в любом разряде.
- Продолжение формирования мыслительных операций сравнения и классификации.
Задачи:
- Активизация полученных знаний и применение их на более широком множестве чисел.
- Развитие интеллектуальных умений в процессе работы по сравнению различных частных случаев сложения и вычитания.
- Продолжить работу по формированию делового сотрудничества на уроке (ученик – учитель, учитель – ученик).
Методы:
- наглядный;
- практический (развитие логического мышления);
- словесный;
- проблемно-поисковый.
Ход урока
1. Организационный момент.
Улыбнулись, подтянулись, за работу принялись.
2. Работа в тетради.
Оформление классной работы.
Пропись образца: 974 и 947.
Характеристика числа.
- Ребята сравните эти числа.
Чем они похожи? Чем отличаются?
На сколько больше первое число?
3. Устный счет. Игра «Угадай, как зовут котенка»».
Редкое имя малютке - котенку
Мама его промяукала громко,
Быстро реши все примеры подряд,
Будет малыш благодарен и рад.
10 |
3 |
7 |
15 |
24 |
36 |
45 |
60 |
|
|
|
|
|
|
|
|
18 : 6 А
5 ∙ 3 Н
6 ∙ 4 У
56 : 8 Ф
40 : 4 П
6 ∙ 10 Й
4 ∙ 9 Т
9 ∙ 5 И
4. Работа в тетрадях.
На доске запись:
256 + 542
276 + 542
461 + 237
481 + 237
- Можем ли мы, не считая, поставить знаки сравнения?
- Что для этого необходимо сделать? (сравнить)
- Чем они похожи? Чем отличаются? Поставьте знаки сравнения.
- Давайте проверим, правильно ли мы сравнили.
- Что для этого необходимо сделать? (посчитать)
- Найдите значение сумм столбиком (у доски работают четыре человека).
- В чем разница в вычислениях первого и второго столбиков?
Задание № 4 стр.71 учебника
5. Решение задач.
1) Сравните задачи:
В автобусе ехало 47 пассажиров. На остановке 18 пассажиров вышло, а 24 вошло. Сколько пассажиров стало в автобусе?
Одна сторона треугольника 25 см, другая – на 6 см меньше первой, а третья- на 9 см длиннее второй. Найдите длину третьей стороны.
Как вы думаете, их решения будут похожи?
2) Решите каждую задачу. (Два ученика решают у доски).
Уехало – 47 п. |
|
|
I – 25 см |
Вышло – 18 п. |
|
|
II - ? см, на 6 см М. |
Вошло – 24 п. |
|
|
III - ?см, на 9 см Б. |
Стало - ? п. |
|
|
1) 25 – 6 = 19 (см) |
1) 47 – 18 = 29 (п.) |
|
|
2) 19 + 9 = 28 (см) |
2) 29 + 24 = 53 (п.) |
|
|
Ответ: 28 сантиметров длина |
Ответ: 53 пассажира стало в автобусе. |
|
|
третьей стороны. |
Кто нашел другой способ решения?
1) 47 + 24 = 71 (п.) |
|
|
1) 9 – 6 = 3 (см) |
2) 71 – 18 = 53 (п.) |
|
|
2) 25 + 3 = 28 (см) |
Подтвердились ли ваши предположения?
Почему ход решения одинаков?
6. Физминутка. Здоровьесберегающая игра «Тряпичная кукла и солдат»
Цель: помочь детям расслабиться в тех случаях, когда они сильно напряжены.
Дети встают и располагаются так, чтобы вокруг каждого было свободное место. По сигналу учителя они полностью выпрямляются и вытягиваются в струнку, как солдат. Нужно застыть в этой позе и не двигаться. Затем необходимо наклониться вперед и расставить руки, чтобы они болтались как тряпки. Тело должно быть мягким и подвижным, как тряпичная кукла.
Учитель подает сигналы к попеременной смене позы солдата и тряпичной куклы до тех пор, пока не сложится впечатление, что дети уже расслабились.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Разделите примеры на две группы по определенному признаку и найдите их значения.
На доске запись:
Ответы: 243; 710; 31; 759; 46; 913.
- По какому признаку поделили примеры на группы:
а) на нахождение суммы;
б) на нахождение разности;
в) с переходом через десяток;
г) без перехода через разряд.
8. Упражнение на внимание. Игра «Найди лишнюю фигуру».
- Как называется лишняя фигура?
- Чем она отличается от других геометрических фигур?
- Вспомните, по каким формулам находится периметр прямоугольника.
- Выберите из предложенных формул те, по которым можно найти периметр прямоугольника:
1) Р = а ∙ 4
2) Р = а + в + с
3) Р = а ∙ 2 + в ∙ 2
4) Р = ( а + в) ∙ 2
9. Разбор домашнего задания.
Дома постройте произвольный прямоугольник и найдите его периметр по любой формуле.
Составь свои примеры на сложение и вычитание трехзначных чисел и реши их.
10. Итог урока.
Какие приемы мы использовали сегодня на уроке? (сравнение и классификацию)
Оценивание ответов учащихся. Выставление отметок.
Спасибо всем за работу на уроке.