Нейропсихологический метод занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения, понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого-педагогического сопровождения.
На основании дифференцированной и системной нейропсихологической диагностики может быть построена своевременная индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения (замещающего онтогенеза) ребенка. Такая программа должна учитывать двухстороннее взаимодействие между морфогенезом мозга и формированием психики: с одной стороны, для появления определенной функции требуется известная степень зрелости нервной системы, с другой - само функционирование и активное коррекционно-развивающее воздействие оказывают влияние на созревание соответствующих структурных элементов (П. Я. Гальперин и др., 1978). Все это еще больше повышает актуальность ранней нейропсихологической диагностике состояния психического функционирования ребенка.
При проведении нейропсихологической диагностики детей 3-4 лет используется схема нейропсихологического обследования, предложенная Ж.М.Глозман, А.Ю.Потаниной, А.Е.Соболевой [1].
Обследование начинается с предварительной беседы для определения общей характеристики обследуемого ребенка, его ориентировки и адекватности в ситуации обследования.
Исследование детей 3 - 3,5 лет показало, что им недоступно выполнение большинства нейропсихологических тестов из-за трудностей понимания инструкции (даже в упрощенном виде) и недостаточной сформированности произвольной регуляции собственной деятельности, несмотря на то, что дети охотно контактируют с психологом, концентрируют внимание на задании в течение 10 минут (Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева).
Поэтому нейропсихологическое обследование 3-летних детей включает следующие пробы:
- Беседу с целью определения сформированности фразовой речи.
- Пробу на праксис позы пальцев (кинестетический фактор) и простой вариант пробы на динамический праксис (кинетический фактор).
- Рисунок простых геометрических фигур: круг и квадрат (копирование по образцу).
- Называние реальных изображений.
- Показ реальных изображений по слову-наименованию.
- Запоминание одной серии из 3 реальных изображений и выбор их среди дистракторов.
- Запоминание серии из 5 слов.
- Счет до пяти с внешней опорой.
- Исключение понятий (Проба "Четвертый лишний" при внешнем оречевлении картинок одинаковым наименованием (цветок-цветок-цветок-гриб; рыба-рыба-рыба-утка)
- Проба на цветовой гнозис
- Проба на конструктивный праксис (сложи картинку, разрезанную на 2-3 части)
Пробы, применяемые при нейропсихологическом обследовании ребенка 3-ех лет, позволяют первоначально установить первичную минимальную сформированность таких показателей как кинестетический праксис, кинетический праксис, конструктивный праксис, зрительно-предметный гнозис, цветовой гнозис, зрительная и слухоречевая память, интеллектуальные функции.
У детей 3-ех лет, проходивших обследование в Реабилитационном центре, наблюдается несформированность следующих показателей:
- кинестетический праксис - до 75%
- кинетический праксис - до 50%
- конструктивный праксис - до 50%
- зрительно-предметный гнозис - до 25%
- цветовой гнозис - до 25%
- зрительная память - до 75%
- слухоречевая память - до 25%
Исследование детей 4 - 4,5 лет показывает, что к этому периоду наблюдается существенный скачок в психологическом развитии детей, поэтому нейропсихологическое обследование 4-летних детей включает уже большее количество проб:
- Беседа с ответами на простые вопросы: сколько тебе лет? где ты живешь? какое сейчас время года? в какую группу детского сада ты ходишь?
- Установление латерализации функций.
- Исследование умственной работоспособности и внимания (корректурная проба).
- Проба на реципрокную координацию при сопряженном ее выполнении.
- Простой вариант пробы на динамический праксис (2 серии по 2 движения).
- Проба на праксис позы пальцев.
- Простые пробы на оральный праксис.
- Рисунок 3 простых фигур: круг, квадрат, треугольник (копирование по образцу).
- Узнавание реальных, перечеркнутых и наложенных изображений.
- Узнавание (соединение линиями) пространственно ориентированных простых фигур (модифицированный тест Бентона).
- Понимание простых логико-грамматических конструкций.
- Воспроизведение упроченных речевых рядов (счет до 10 в прямом порядке).
- Оценка простых ритмических структур, предъявляемых в медленном темпе.
- Называние реальных изображений.
- Показ реальных изображений по слову-наименованию.
- Запоминание одной серии из 3 реальных изображений и выбор их из дистракторов.
- Запоминание серии из 7 слов.
- Запоминание серии из 2 движений и перенос программы на другую руку.
- Составление рассказа по картинке и серии предварительно разложенных картинок.
- Пересказ текста по вопросам.
- Простые пробы на исключение понятий (четвертый лишний).
- Понимание простых логико-грамматических отношений.
Пробы, применяемые при нейропсихологическом обследовании ребенка 4-ех лет, позволяют установить сформированность таких показателей, как кинестетический праксис, кинетический праксис, в том числе особенности динамической организации движений, связанные с межполушарным взаимодействие, конструктивный праксис, оральный праксис, зрительно-предметный гнозис, акустический гнозис, зрительная и слухоречевая память, работоспособность и внимание, речевые функции, интеллектуальные функции.
У детей 4-ех лет, проходивших обследование в Реабилитационном центре (в основном это дети с диагнозом РЦОН, ММД), наблюдается несформированность следующих показателей:
- кинестетический праксис - до 65%
- кинетический праксис - до 65%
- конструктивный праксис - до 15%
- пространственный гнозис - до 50%
- зрительно-предметный гнозис - до 65%
- акустический гнозис - до 65%
- зрительная память - до 30%
- слухоречевая память - до 30%
- умственная работоспособность и внимание - до 50%
- речевые функции - до 80%
- мыслительные функции - до 80%
После проведения нейропсихологического обследования и выявления "западающих" факторов встает вопрос о комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации детей. При осуществлении данного направления деятельности используются телесно-ориентированные методы (или методы двигательной (психомоторной) коррекции) и когнитивные методы. Данные методы направлены на стабилизацию и активацию энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов, оптимизацию функционального статуса глубинных образований мозга, формирование базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий (1 группа методов), а также формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов, оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушарий мозга (2 группа методов). Упражнения 2 группы подбираются в зависимости от конкретных выявленных проблемных зон на каждого ребенка в отдельности. В общем, курс состоит из 10 - 12 занятий формирующей части. Для закрепления сформированного фактора родителям выдаются рекомендации для занятий с ребенком дома.
Список использованной литературы
- Глозман Ж..М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. - СПб.: Питер, 2006.
- Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. - СПб.: Питер, 2008.
- Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. - М.: Генезис, 2005.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002.