Уроки-тренинги как средство обобщения и систематизации знаний

Разделы: Начальная школа


В 1996 году произошло знакомство с технологии тренинга на базе Гольяновской гимназии №1516 г. Москвы. Возникла идея адаптировать эту технологию для учащихся начальных классов на основе программы, по которой работает наша школа.

Что же такое уроки-тренинги?

В нашем понимании, это урок активной мыслеречевой деятельности учащихся, формой организации которого является групповая работа. В 1 классе - это работа в парах, со 2 класса - работа в четверках.

Тренинги могут быть использованы при изучении нового материала, закрепления пройденного. Однако особую целесообразность их использования мы увидели при обобщении и систематизации знаний учащихся.

Проведение тренинга - дело непростое. От учителя требуется особое мастерство. На таком уроке учитель - дирижер, задача которого умело переключать и концентрировать внимание учащихся.

Главным действующим лицом на уроке-тренинге является ученик.

Структура уроков-тренингов

1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.

Учитель вместе с учащимися определяет основные цели урока, включая и социокультурную позицию, которая неразрывно связана с "раскрытием тайны слов". Дело в том, что каждый урок имеет эпиграф, слова которого раскрывают свой особый смысл для каждого только в конце урока. Чтобы понять их, нужно "прожить" урок.

Мотивация на работу подкрепляется в ресурсном круге. Дети встают в круг, берутся за руки. Задача учителя, чтобы каждый ребенок почувствовал поддержку, доброе отношение к нему. Чувство единения с классом, учителем помогает создать атмосферу доверия, взаимопонимания.

2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. ПРИНЯТИЕ СОБСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ.

Каждый ученик получает карточку с заданием. В задании вопрос и три варианта ответов. Правильным может быть один, два, а могут быть и все три варианта. Выбор скрывает возможные типичные ошибки учащихся.

Перед тем как приступить к выполнению заданий, дети проговаривают "правила" работы, которые помогут им организовать диалог. В каждом классе они могут быть разными. Вот один из вариантов: "Каждый должен высказаться и выслушать каждого". Проговаривание этих правил в громкой речи помогает создать установку на участие в диалоге всех детей группы.

На этом этапе самостоятельной работы ученик должен рассмотреть все три варианта ответов, сравнивая, сопоставляя их, сделать выбор и подготовиться к объяснению своего выбора товарищу: почему он считает так, а не иначе. Для этого каждому необходимо покопаться в багаже своих знаний. Знания, полученные учащимися на уроках, выстраиваются в систему и становятся средством для доказательного выбора. Ребенок учится осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их, находить оптимальный вариант.

В процессе этой работы происходит не только систематизация, но и обобщение знаний, так как изученный материал выделяется в отдельные темы, блоки, происходит укрупнение дидактических единиц.

3. РАБОТА В ПАРАХ (ЧЕТВЕРКАХ)

При работе в группе каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах (четверках) необходимо требует от каждого ребенка активной речевой деятельности, развивает умения слушать и слышать. Психологи утверждают: учащиеся удерживают в памяти 90 % от того, что проговаривают вслух, и 95 % от того, чему обучают сами. В процессе тренинга ребенок и проговаривает, и объясняет. Знания, полученные учащимися на уроках, становятся востребованными.

В момент логического осмысления, структурирования речи происходит корректировка понятий, структурирование знаний

Важным моментом этого этапа является принятие группового решения. Сам процесс приятия такого решения способствует корректировке личностных качеств, создает условия для развития личности и группы.

4. ВЫСЛУШИВАНИЕ КЛАССОМ РАЗЛИЧНЫХ МНЕНИЙ.

Предоставляя слово для высказывания различным группам учащихся, учитель имеет прекрасную возможность отследить, насколько верно сформированы понятия, прочны знания, насколько хорошо дети овладели технологией, включают ли ее в свою речь.

Важно так организовать работу, чтобы учащиеся сами смогли услышать и выделить образец наиболее доказательной речи.

5. ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА.

После обсуждения учитель или учащиеся озвучивают верный вариант выбора.

6. САМООЦЕНКА.

Ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Этому способствует система вопросов:

  1. Внимательно ли ты слушал товарища?
  2. Смог ли доказать правильность своего выбора?
  3. Если нет, то почему?
  4. Что получилось, что было трудно? Почему?
  5. Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?

Таким образом, ребенок учится оценивать свои действия, планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед.

Учащиеся открывают новую карточку с заданием, и работа вновь идет по этапам - от 2 к 6.

Всего тренинги включают от 4 до 7 заданий,

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Подведение итогов проходит в ресурсном круге. Каждый имеет возможность высказать (или не высказать) свое отношение к эпиграфу, как его понял. На этом этапе происходит раскрытие "тайны слов" эпиграфа. Этот прием позволяет учителю выйти на проблемы нравственности, взаимосвязи учебной деятельности с реальными проблемами окружающего мира, позволяет учащимся воспринять учебную деятельность как свой социальный опыт.

Тренинги не надо путать с уроками-практикумами, где за счет множества тренировочных упражнений происходит формирование прочных умений и навыков. Отличаются они и от тестирования, хотя также предусматривают выбор ответа. Однако при тестировании учителю трудно проследить, насколько обосновано был сделан выбор учеником, не исключается выбор наугад, так как рассуждения ученика остаются на уровне внутренней речи.

Суть уроков-тренингов в выработке единого понятийного аппарата, в осознании учащимися своих достижений и проблем.

Модель урока-тренинга

Постановка цели
 
Самостоятельная работа.
Принятие собственных решений
 
Работа в паре (четверке).
Поочередное высказывание мнений. Обсуждение.
Принятие общего решения.
 
Выслушивание классом различных мнений и доказательств.
 
Экспертная оценка учителя.
 
Самооценка.
 
Подведение итогов. Обсуждение эпиграфа.

Успешность и эффективность этой технологии возможны при высокой организации урока, необходимыми условиями которой является продуманность рабочих пар (четверок), опыт совместной работы учащихся. Пары или четверки должны формироваться из детей с различным типом восприятия (зрительный, слуховой, моторный)э с учетом их активности, В этом случае совместная деятельность будет способствовать целостному восприятию материала и саморазвитию каждого ребенка.

Уроки-тренинги разработаны в соответствии с тематическим планированием Л.Г.Петерсон и проводятся за счет резервных уроков. Тематика уроков-тренингов: нумерация, смысл арифметических действий, способы вычислений, порядок действий, величины, решение задач и уравнений. За учебный год проводится от 5 до 10 тренингов в зависимости от класса.

В каждом тренинге последовательность заданий выстраивается соответственно алгоритму действий, формирующих знания, умения, навыки учащихся по данной теме.

Таким образом, в системе тренингов с 1 по 4 класс можно проследить логику 4 линий развития учащегося:

  1. Формирование системы умственных действий на основе учебного материала, прослеживания алгоритма действий.
  2. Речевое развитие учащихся: от умения слушать другого, вслушиваться в речь, умения ясно выражать свои мысли к доказательному, аргументированному диалогу.
  3. Развитие эмфатических чувств - это социокультурная линия, "проживание урока", совместное переживание чувств, как рефлексия этого - осмысление эпиграфа урока.
  4. Развитие личности предполагает развитие толерантности, коммуникативности, организаторских качеств, развитие самосознания.

Приложение 1.