В Эльгяйской школе Сунтарского улуса РС(Я) с 1993-94 учебного года ведется экспериментальная работа по ноосферно-экологической системе образования. Ноосферно-экологическая система образования -это личностно-ориентированная программа образования, непосредственно направленная на формирование личности.
Роль школы в развитии творческой личности огромна. Один из главных путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка - это исследовательская практика.
Целями и задачами исследовательской деятельности младших школьников являются:
- Формирование первичных навыков исследовательской деятельности;
- Раннее выявление способностей детей;
- Развитие познавательных, творческих способностей детей формирование у детей ценностных потребностей, интересов, мотивации;
- Активизация взаимосотрудничества педагогов и родителей в дальнейшем развитии детей.
Компонентами исследовательской работы являются:
- познавательный,
- развивающий,
- творческий
- воспитательный
Организация исследовательской деятельности учащихся состоит из 3 этапов:
- Подготовительный этап;
- Основной этап
- Заключительный этап.
Особое внимание следует уделить подготовительному этапу. Здесь необходимы мотивация к исследовательской деятельности; выбор темы исследования; знакомство с требованиями к научной работе.
- Хочется указать ещё некоторые факторы, необходимые для исследовательской деятельности младших школьников:
- Заинтересованность, увлеченность самого учителя;
- Поддержка и помощь родителей; (моральная, психологическая, материально - техническая помощь)
- Высокая мотивация ученика, его желание;
- Учет интересов ученика;
- Учет способностей и природных задатков ученика;
- Выбор правильной методики исследования;
- Познавательная активность ученика.
От выбора подходящей темы для исследования зависит результативность работы. Выбранная тема и методы исследования должны соответствовать возрастным особенностям детей.
Как выбрать тему для исследования?
- Тема должна быть интересна ребёнку;
- Тема должна быть близкой, увлекательной для ученика;
- Тема должна быть оригинальной;
- Тема должна быть выполнена относительно быстро.
Ученик-исследователь должен уметь
- Творчески осмыслить тему исследования;
- Знать исследования учёных по выбранной теме;
- Изложить материал по плану;
- Дать четкое логическое определение всех основных понятий;
- Достаточно обосновать, убедительно оформить фактический материал;
- Проявить умения анализировать, систематизировать, обобщить
- Сделать вывод исследования
Каждый юный исследователь должен быть знаком
с требованиями к исследовательской работе:
Первичные навыки исследовательской работы
ребёнок получает на интегрированных уроках
"Природа и человек".
Учителя организуют учебно-исследовательскую деятельность учащихся во время полевой практики. Практические работы на местности, наблюдения за многообразием и строением растений, животных, сбор гербария, коллекции насекомых помогают учащимся собрать материал для исследовательской деятельности.
Харитонов Саша выступил с докладом "Гнездование горихвостки в местности Джегалах" на региональной НПК по орнитологии, Егоров максим с докладом "Наблюдения за трясогузкой" на улусной НПК "Мы и природа".
Походы и экскурсии на природу способствуют формированию умения наблюдать. Окружающая природа - вот непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления и знания. Так появились доклады "Лекарственные растения", "Чистая вода- залог здоровья", "Польза сосны", "Наблюдение за изменением температуры в зимнее время".
В решении задач исследовательской деятельности учеников следует отметить взаимодействие школы с музеями с. Эльгяй. Юные исследователи используют богатый потенциал Регионального экологического центра им. Б.Н. Андреева. Здесь младшие школьники выбирают темы для своих первых исследовательских работ о животном мире земного шара, об их экологии: Постников Т. "Стегозавры, найденные в местности Тээти Хоринского наслега Сунтарского улуса", Килясовой С. "Окрашивание ткани природными красителями", Осипов К. "Экология моего дома", Постникова В. "Выращивание мандарина в сельских условиях", Григорьева У. "Экологические проблемы в бассейне реки Вилюй"., Михайлова М."Зимующие птицы моего двора"
Во время экскурсии в музей фольклора им. Зверева дети знакомятся с жизнью и творчеством народного певца, тойуксута, олонхосута, постановщика танцев Зверева. Дети младшего школьного возраста воспитываются в среде с национальным колоритом, знают много сказок, стихов, загадок, знакомятся с фольклором, любят народные песни, осуохай, играют в национальные игры. Ученики выбрали темы для своих исследований из фольклора: Григорьева Николина "Имена числительные в якутских пословицах", Саввинова Марианна "Лексическое значение имен в якутских загадках", Петрова Сайаана "Хомус - старинный музыкальный инструмент у якутов", "Ансамбль "Оьуор" Сергея Зверева".
Богатый материал историко-этнографического музея "Туойдаах Алаас" дает много полезной информации о географии и истории родного края. Этим темам посвящены исследовательские работы Васильевой Сыдьаайы "Якутские имена", Килясовой Сарданы "Роль олонхо Амбросьева А.П. "Кун Ньургун" в изучении родного края", Дмитриевой Сардааны "Улицы села Эльгяй" , Семеновой Сандаары "Творения из бересты".
Занятия родителей, предметных кружках по интересам и выбору учащихся родители или другие специалисты учат своим умениям в своей области, например: шитье бисером, резьба по дереву, аппликация из разных материалов, поделки из природных материалов и др. Такие занятия дают столько положительных импульсов и стимула у учеников, что появляется потребность чем-то заняться, узнать что-то новое, неизведанное ранее. На таких занятиях "Окрашивание ткани природными красителями"; "Технология изготовления посуды из бересты"; "Мои умения в лепке из пластилина"; " Роботы" "Преимущества автомашины УАЗ"
В программе интегрированного курса "Природа и человек" предусматриваются наблюдения во время каникул. В ходе летних наблюдений ценным источником информации мы считаем саму природу и её проявления: прилет птиц, листопад, таяние снега, изменение погоды, поведение животных. Здесь формируются способность подмечать мелкие на первый взгляд, но существенные на самом деле детали, уметь сравнивать, находить частное и общее, причину и следствие, делать выводы.
В 1-м классе детям дала задания летом собирать гербарий и коллекцию насекомых, знать названия собранных растений и насекомых. Во 2 классе мои ученики вели дневник наблюдений за одним растением, животным, насекомым, природным явлением. Например: Харитонов Саша наблюдал за муравьем, одуванчиком, шампиньоном, лиственницей, озером Джёгалах, летними дождями. Все сведения он написал в виде сообщений с иллюстрациями в альбом для наблюдений. В 3 классе ребята написали аннотации к прочитанным книгам и нарисовали самые интересные моменты. В 4 классе ученики взяли летние задания "Рекорды Гиннесса нашего класса", где они должны были написать описание самого загадочного насекомого, интересного растения, удивительного природного явления. Самое интересное дерево нашли Данилов А. и Дмитриева С. Самое интересное насекомое описала Васильева С. и Постников Т.
По итогам своих наблюдений Харитонов Саша написал доклад "Гнездование горихвостки", Григорьева Николина "Дикорастущие растения в нашем питании"
Наблюдения за природными явлениями позволили написать научные работы учащихся: "Дикорастущие растения в нашем питании"; "Безопасность при наводнении"; "Чистая вода - залог здоровья"; "Семь чудес света", "Экология реки Вилюй".
Особое место в своей работе я уделяю развитию творческих способностей. Творческие работы учеников можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, коллективные. Каждый мой ученик - автор собственной книжки "Мои первые произведения". Стихи, сказки, которые сочинили мои ученики включены в книгу Кривошапкиной Е.П., "Мой Кулаковский", в журналах "Ангел в ладошке", "Чуораанчык", напечатаны во многих газетах. Подготовлен к печати сборник стихотворений "В просотрах поэзии".
Основной этап исследовательской работы включает постановку цели и задачи исследования; сбор данных; первичную обработку справочной, научной литературы;. фиксацию полученных данных; обсуждение, сравнение результатов работы, наблюдений, опытов; оформление результатов исследования; подготовку иллюстративного материала; выводы и практическую значимость работы. Развитие исследовательской активности учащихся - это комплексная, целенаправленная работа не только учебного процесса, но всей воспитательной системы, дополнительного образования учащихся.
Результаты исследования оформляются в виде научных работ школьников в виде доклада, проекта, отчета, небольшой книжки, макета, рисунка, чертежа. Частично - поисковый и исследовательский уровень познавательной деятельности по НЭСО начинается с написания рефератов - первых научных трудов младших школьников. Сначала первоклассники передают свою мысль с помощью рисунков и схем, комментируя свое творение. Объем и формат рефератов в 1-2 классах маленький - половина листа А 4. В 3-4 классах реферат пишется по плану и занимает 2-3 страницы. Обязательно должен быть вывод. Темы рефератов самые разные: "Солнце", "Луна", "Деревья", "Животные леса", "Полезные ископаемые", "Птицы Якутии" и.д.
Задача учителя: помочь в проведении этих исследований; сделать их полезными и безопасными для ребенка и окружающих его людей.
Заключительный этап предусматривает: рецензирование доклада; представление доклада перед аудиторией; обсуждение работы, предложения, советы; корректировка недочетов; выступление на научно-практической конференции (НПК).
19 молодых исследователей приняли участие в Российском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио".
В 2006-07 уч.году 9 моих учеников получили дипломы Российского фестиваля "Портфолио -2007". В Российском фестивале "Портфолио -2008" приняло участие 9 учеников нашей школы.
Под моим руководством ученики принимают самое активное участие на научно-практических конференциях школьников, фестивалях и смотрах исследовательских работ:
Республиканская научно-практическая конференция школьников "Тюркский мир" Саввинова М.- 2-е место,
Региональный смотр экологических проектов "Кэнчээри": Килясова С.-1место,
Региональная орнитологическая НПК: Харитонов С.-1место,
Региональная НПК "Саха хомуьун угэстэрин тилиннэрии" Петрова С.-спец. номинация;
Региональная НПК "Шаг в будущее": Саввинова М.- Грант главы Нюрбинского улуса;
Региональная НПК "Шаг в будущее": Дмитриева С.- 4 место, рекомендация на республиканскую НПК;
Улусные НПК "Первые шаги", "Шаг в будущее", "По следам экспедиции Р. Маака", "Олоцхо дойдутун о5отобун", "Мы и природа" - 17 победителей, 6 призеров
Кустовые НПК "Шаг в будущее", "Зверевские чтения", "Элгээйи кэскилэ - 21 уйэ5э".
В 2007-08 учебном году 4 ученика 1 "Б" класса приняли участие на улусной НПК "Первые шаги", из них 2 ученика заняли призовые места.
Количество участников увеличивается с каждым годом. Желание заниматься исследовательской работой растет. Жюри отмечает высокую степень подготовки докладов, о чем свидетельствует количество призовых мест и номинаций в различных секциях.
Как показал опыт работы, исследовательская деятельность учащихся способствует развитию учащихся, формирует устойчивый мотив к учению, повышает качество и уровень самостоятельности, познавательной активности. Поисковая, исследовательская работа формирует у ребят чувство ответственности, позволяет им самоутвердиться, повысить собственную самооценку. Мы гордимся достижениями маленьких исследователей. Постников Т. - дипломант Российского фестиваля исследовательских работ учащихся "Портфолио" (г.Москва); Килясова С.- победитель регионального смотра -конкурса экологических проектов "Кэнчээри"; Дмитрьева С. - участник республиканской НПК "Шаг в будущее-2007".
Умения и навыки, приобретенные при создании поисковой, исследовательской работы помогают ученикам в дальнейшем справиться с любым заданием: навыки работы с дополнительной, научной литературой; умение ставить цели и задачи исследования; составлять план работы (алгоритм действий); выделение самого главного в потоке информации; умение оценки, анализа, сопоставления, классифицирования, отбора фактов; развитие устной монологической речи, умения описания фактов, объяснения полученных результатов; умение выступать перед аудиторией; высказывать свое мнение, убеждать, доказывать свою точку зрения; умение прогнозирования; навыки работы на компьютере; общение с другими детьми.
Привитие навыков исследовательской работы младших школьников успешно влияет на качество образования как одного из условий саморазвития ученика. Результативность проведенной работы проявляется в увеличении количества победителей и призеров предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, поступлением учеников в ВУЗ-ы, гимназии, лицеи.