Цели:
Обобщить:
- знания детей о характерных признаках зимы в неживой природе, умение сравнивать признаки зимы с другими временами года;
- знания характерных признаков зимы.
Воспитывать:
- наблюдательность, любознательность, любовь к родному краю.
Развивать:
- кругозор детей о природе
- умение устанавливать связи в неживой природе;
Оборудование:
- Альбомный лист, ножницы, кроссворды.
- репродукции: И.Э. Грабарь. Февральская лазурь. 1904 г., Б.М. Кустодиев. Масленица. 1916 г.,
- грамзапись со стихотворением А.Пушкина "Зимний вечер",
- музыкальное сопровождение.
Ход урока
Урок состоит из 5 страниц, которые дети должны в процессе урока выявить:
1. Как начинается зима?изнаках зимы в неживой природе,признаках зимы в неживой природе, умение сравнивать признаки зимы с другими временами года.
2. Помощники зимы.
3. "Странная зима".
4. Творческая страница.
5. Вывод.
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
- Какое время года наступило? Какие признаки зимы вам известны? Без чего бы не было зимы? (без снега)
- Послушайте, какое замечательное стихотворение написал И.Никитин. Постарайтесь представить, то, что вы услышите.
I страница: Как начинается зима?
И.Никитин "Встреча зимы".
В полдень дождь перестал
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.Ночь тиха и умна
Нет нигде облачка
Воздух свежий и чист
И замерзла река.На дворах и домах
Снег лежит полотном,
И от солнца блестит
Разноцветным ковром.
- Как, по-вашему, какое настроение выразил поэт в стихотворении - бодрое, радостное, грустное?
- С чем сравнивает снег автор?
- Кто видел, как идет снег? Опиши.
- Какое у вас появилось желание?
- Что знаете о снежинках?
(Справка: Показ иллюстраций снежинок. Известно, что в природе насчитывается более пяти тысяч снежинок. Все они разные по рисунку, но по форме все они шестилучевые звездочки)
III. Выполнение творческого задания.
Задание: Представь свою снежинку одну единственную, которую предстоит тебе вырезать (звучит мелодия, дети вырезают снежинку).
Просмотр разных видов снежинок
- С чем можно сравнить снежинку? (Легкая, будто пух; ажурная, словно, кружева)
- Как мы назовем явление природы, когда идет много снега? Изобразите его. (Снегопад).
IV. Физкультминутка.
Дети под звуки мелодии изображают снегопад и подбрасывают свои снежинки в воздух.
V. Продолжение работы над творческим заданием.
- Чем пахнет снег? (Свежестью, холодом, морозом:)
- Что по-вашему, означает выражение: "Как снег на голову свалился?" (Быстро, неожиданно)
- Можно ли это выражение отнести к приходу зимы? (Да). Почему?
- Какие народные приметы вы знаете о зиме?
(Справка:
- Дым столбом - к морозу.
- Если ночью был иней, днем снег не выпадает.
- Вороны и галки садятся на верхушки деревьев - к морозу.
- Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.)
- Завершить страничку можно стихотворением по выбору детей или стихотворением Е.Тарховской:
* * *
Он летает белой стаей
И сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.Он на солнышке румяный,
Под ладонью - голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой.
VI. Работа над развитием речи.
II страница: "Помощники зимы".
- Назовите зимние месяцы
- Почему их можно назвать помощниками зимушки- зимы?
- Декабрь - осень завершает, а зиму начинает.
- Январь - году начало, зиме середина.
- Февраль - вьюги да метели, под февраль полетели. Месяц лютый, спрашивает как обуты.
Поговорим о зиме, как о человеке. (Разговор по репродукциям, в сравнении. Б.М.Кустодиев. Масленица. 1916г., И.Э.Грабарь. Февральская лазурь. 1904г.)
- Что видите на картине? (дети называют картину и ее описывают)
- Что зима сделала с природой?
- Что можно сказать о зиме? (Волшебница).
- Как вы думаете, почему зиму называют "веселая зима"? (Игра в снежки, катание на санках, лыжах, лепка снежных фигур, снежных городков:)
О зиме написано много стихов, рассказов, сказок. Во всех произведениях зима представлена в образе человека (мужчина - Мороз, женщина - Метелица, Снежная Королева:)
- Какими эти герои показаны в произведениях? (Добрыми - к добрым людям; злыми - к злым людям).
(Дети называют произведения и характеризуют зиму). Например, русская народная сказка "Мороз Иванович", "Метелица", "Снежная Королева"
- Почему так показаны герои этих произведений? (Одобряют - добро, наказывают - зло).
- Что можно сказать о героях? (Учат быть добрыми, справедливыми, помогать ближнему).
VII. Явления природы.
III страница: "Странная зима".
(Рассматриваются явления природы)
- Как, по-вашему, что означает слово зима?
- Почему зимушку называют странной? (ответы, домыслы детей).
Звучит стихотворение А.С. Пушкина "Зимний вечер":
: Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она зовет,
То заплачет как дитя,
То по кровле обветшалой,
вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит:
- Это стихотворение передает характер зимы - буря, вихри, зверь. Разное настроение - плаксивое, грустное, мрачное.
- Назовите, одним словом , следующие выражения:
а) Вдруг стемнело, идет снег. Тишина! Мы говорим, начался (снегопад).
б) Дует сильный ветер, гудит, воет все вокруг (метель, вьюга, пурга).
в) Температура воздуха поднялась близко к нулю. Снег стал мягким, липким, из него можно лепить снеговика (оттепель).
г) Ветки деревьев покрыты белым пушистым снегом. Что это за явление природы? (изморозь)
д) Стоит подуть холодному ветру, ударить морозу и снег превращается в слой льда. (гололед).
- Чем опасны зимой оттепель и гололёд?
- Что можно сказать о нынешней зиме? (Теплая, частые оттепели).
VIII. Составление кроссворда по теме "Зимушка".
IV страница: "Творческая".
- А эту страничку вам придется разгадать самим и найти главное слово нашего урока:
Задание:
- Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит, и стоять не велит. (Мороз)
- Не колючий, светло-синий
По кустам развешан.
Не снег и не лед,
А серебром деревья гнет. (Иней) .
- Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Метель,
вьюга).
- Растет она вниз головой.
Не летом растет, а зимой.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет. (Сосулька).
- Cижу верхом, не знаю на ком,
Знакомца встречу,
соскочу - привечу. (Шапка)
- Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной
сидят. (Варежки).
- Много-много звездочек, тонких, как стекло;
Звездочки холодные, а земле тепло! (Снежинка).
- Угадай-ка, кто седая хозяйка?
Тряхнет перинкой - над миром пушинки. (Зимушка).
Вывод:
- О каком времени года мы говорили?
- Что нового узнал каждый из вас? (О красоте в зимнее время года)
- Что говорили о зиме, какая она бывает? (Холодная, морозная, снежная, шаловливая, странная, красивая:)
IX. Итог урока
- Над какой темой работали?
- Что вы для себя нового узнали?
- Что еще интересное хотелось бы узнать о зиме?
X. Релаксация
Вот и подошел к концу наш урок, поднимите руку, у кого поднялось настроение. Может кому-то зима не нравится, но мы постарались доказать, что зима прекрасное время года.