"Люди, судьбы, матушка Сибирь!" (роль личности в освоении Сибири)

Разделы: История и обществознание


ЦЕЛЬ: на примере освоения и развития Сибири раскрыть роль личности в истории.

ЗАДАЧИ:

  • Образовательная - показать особенности развития Сибири как региона Российского государства; раскрыть понятия: исторический процесс, личность, народ, закономерность; проследить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.
  • Развивающая - продолжить работу по формированию навыков анализировать различные источники, интерпретировать события, высказывать свою точку зрения и уметь ее отстаивать, умения прогнозировать и проектировать будущее села, региона, страны.
  • Воспитательная - формирование активной личности выпускников, имеющих твердую точку зрения и умеющих ориентироваться в проблемных вопросах, чувства гордости за свою малую родину и Россию в целом.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Поход Ермака. Развитие земледельческих районов Сибири. Освоение недр земли. Краткая информация о знаменитых людях Сибири и их вкладе. История села Усть-Ламенка.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Исторический процесс, личность, народ, толпа,

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

Карта "Тюменская область"; "Российское государство в XVII веке"; табло с направлениями развития Сибири; карточки с документами; портреты и фотодокументы личностей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Урок-исследование можно рассчитать на неопределенное количество учащихся. Это осуществляется добавлением фактического материала при составлении таблицы "Люди, судьбы и матушка Сибирь". За две недели учащиеся знакомятся с краеведческой литературой методом организации выставки в кабинете и посещения сельской библиотеки. Урок предполагает дифференцированный подход в обучении. Например: первое задание - группа №1 сильная, а вторая группа - слабая; при составлении таблицы: группа №4 - слабая, группа № 5 - средняя, все остальные сильные. Данный урок можно применить при изучении темы "Исторический процесс" по обществознанию, "Освоение Сибири" по истории.

Хронометраж необходим для координации работы педагога и учащихся. Он помогает сохранять темп урока. Возможно, упущение некоторых менее важных элементов урока при нехватке времени или перенесение контрольных заданий на следующий урок.

ХОД УРОКА

Вводный контроль (1 мин).

Тема нашего практикума "Роль личности в освоении Сибири".

"Цена человека определяется суммой его умственной и физической деятельности, которую он отдает народу".
Б.Н. Городков.

Социальная и историческая роль личности - это одно и тоже? Если нет, то, как они взаимосвязаны между собой? Что должен знать, уметь человек, чтобы увековечить память о себе? А вы можете стать исторической личностью? Что могу сделать я для села, региона, страны и мира в целом? На эти и другие вопросы мы ответим в ходе нашего исследования. По ходу моей лекции выпишите определение исторического процесса, личности.

Лекция с элементами беседы (3 мин).

Основу исторического процесса составляют исторические факты, произошедшие или происходящие явления общественной жизни, которые оказали серьезное воздействие на жизнь людей (на доске крепится табличка "исторический процесс").

Общество находится в постоянном развитии. Но кто же задает импульс этому развитию. Или иначе: в чем источники? Общепризнанно, что история есть деятельность преследующего свои цели человека, а этот человек выступает не в качестве Робинзона, а включен своим происхождением, воспитанием, сегодняшней принадлежностью в определенные социальные группы и в общество в целом.

Побуждает индивида к конкретному самоличному действию или к соучастию в действии групповом, вплоть до общеклассового и общенационального, потребность, т.е. нужда человека в определенных условиях своего существования. Следующим звеном в рассматриваемой нами цепочке исторического действия выступает интерес как форма проявления потребности, ее более или менее отчетливое осознание. В связи с интересом в сознании человека возникает стимул - определенное побуждение к действию. Цель и идеал. Вслед за этим начинается практическое действие (на доске крепится логическая цепочка - потребность, интерес, стимул, цель и идеал, действие). Дайте определение исторического процесса. Кто задает импульс общественному развитию?

Если первоначальным источником развития общества выступают потребности людей, то каковы же движущие силы, осуществляющие это развитие? Субъектом самого широкого масштаба выступает и по отношению к природе, и по отношению к самому себе человеческое общество в целом. К субъектам меньшего масштаба относятся: народ, классы, нации, личности.

В целом история свидетельствует, что общество развивается прогрессивно, т.е. переходит от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. И хотя споры по вопросу "как измерять" общественный прогресс до сих пор не завершены, наиболее важным критерием прогресса с моей точки зрения можно считать уровень гуманизации общества, то есть положение в нем личности: степень ее экономической, политической и социальной свободы; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья. И так, содержанием общественного прогресса, было, есть и будет "очеловечение человека", достигнутое путем противоречивого развития его естественных и общественных сил. Дайте понятие общественного прогресса. Что является основным критерием общественного прогресса с вашей точки зрения?

"Понятие "историческая личность" обычно отражает связь деятельности политического руководителя с крупными историческими событиями, на ход которых он накладывает свой индивидуальный отпечаток. Деятельность исторических личностей может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда он жил, его морального выбора, нравственности его поступков. Оценка может быть отрицательной и многозначной, учитывающей положительные и негативные стороны деятельности той или иной личности" Г.В. Плеханов.

Историческим личностям, по мнению В.О. Ключевского, свойственны:

  • стремление служить общему благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимое для этого служения;
  • стремление и умение вникнуть в условия русской жизни, в самые основы сложившихся общественных отношений, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий; отрешенность от национальной замкнутости и исключительности;
  • совестливость во всех делах, в том числе в дипломатии;
  • стремление сообщать преобразовательным порывам и помыслам вид таких простых, отчетливых и убедительных планов, в разумность и исполнительность которых хотелось верить, польза которых была очевидна всем.

Значение деятельности таких людей выходило далеко за пределы своей эпохи. Мы с вами поведем речь о людях, чья судьба была связана с нашим краем.

Что за край?

Откройте атлас синий:
Вот лежит в короне нефтяной
Черная жемчужина России,
Область со страну величиной.
Оттого в названии Тюмени
Проступает ярче
С каждым днем
Древнее заветное значенье:
Ведь "Тю-мянь" - "сокровище мое".
Владимир Нечволода.

Только ли нефтью богата наша Сибирь? (Предполагаемые ответы: природой, земельными угодьями, недрами земли, людьми, любящими свой край). "Моя родина - это край, где есть все-все, - сказал наш земляк, мансийский поэт Юван Николаевич Шесталов, - И степи, и тайга, и тундра:. Море есть - Карское:. Целый океан даже - Северный Ледовитый. А горы:. Волшебно-сказочные горы! Это Полярный Урал, со снежными папахами круглый год. А реки:. Какие широкие реки! Обь с Иртышем, к примеру, возьмите! Их надо увидеть, чтобы говорить о них. От Казахстана до Арктики - такой мой край:.". Покажите на карте Тюменскую область. Сколько субъектов Российской Федерации в нее входит. Покажите их на карте. Много судеб переплелось в Сибирском крае. Перечислите фамилии и имена известных людей, так или иначе связанных с историей Сибири. (Предполагаемые ответы: Ермак Тимофеевич, Николай II и др.).

Работа с документами (5 мин). Перед вами на партах лежат файлы с текстами документов и инструкцией выполнения заданий (приложение 1) Внимательно ознакомьтесь с ними. Если задание понятно, приступайте к выполнению.

КАРТОЧКА.

Группа № 1.

Сравните тексты: достоверность информации, отношение автора к данному событию, стиль изложения. Что нового вы узнали из этих источников о Ермаке Тимофеевиче? Ваше умозаключение. Подготовьте защиту (2 мин). (Текст в приложении 1).

КАРТОЧКА.

Группа № 2.

Проследите путь развития земледелия в Сибири и освоения новых земель: поселения, культуры, орудия труда, сословия и их положение. Ваше умозаключение. Подготовьте защиту (2 мин). (Текст в приложении 1).

Творческая защита (4 мин).

Сибирь! Отчизна дикой славы.
Приют кочующих племен,
Твой век, век громкий, величавый.
Пришел:Кучума мощный трон.
Где он теперь?
П. Иноземцев

Кто такой Ермак? Его вклад в освоение Сибири? Что вам кажется достоверным в его биографии, а что легендой? Слово вам. (Выступление первой группы).

Горсть казаков и несколько сот мужиков перешли на свой страх океаны льда и снега, и везде, где оседали усталые кучки, в мерзлых степях закипала жизнь, поля покрывались нивами, стадами. А.И. Герцен.

Каков путь развития земледелия в Сибири? Какими качествами обладали первые поселенцы Сибири? Приведите цифры, доказывающие вашу точку зрения. (Выступление второй группы).

И как в иной таежный угол
Издалека вели сюда
Кого приказ, кого заслуга,
Кого мечта, кого беда:
А.Т. Твардовский.

Составление таблицы "Люди, судьбы и матушка Сибирь" (8 мин).

История края География края Искусство края Экономика края Образование в крае
         

 Перед вами на партах лежат пакеты с раздаточным материалом, а так же с инструкцией выполнения работы. Прочтите ее внимательно (приложение 2).

Творческая защита групп. Проверка таблицы на пластиковом стенде, через эпидиаскоп или через кодоскоп, исходя из возможностей школы. Для заполнения пластикового стенда ребята получают файлы с фамилиями деятелей шрифта № 48. Их крепят на пластиковый стенд при помощи булавок. Я использую первый вариант. В ходе проверки учитель (приложение 3) лаконично исправляет рассуждения ребят или соглашается с их точкой зрения, если она убедительна.

Таблица "Люди, судьбы и матушка Сибирь".

История края География края Искусство края Экономика края Образование в крае
Юрий Крижанич (ок. 1618 - 1683).

Петр Андреевич Словцов (1767 - 1843).

Николай Александрович Абрамов.

Хрисанф Мефодиевич Лопарев.

Петр Михайлович Головачев (1862 - 1913).

Николай Лукич Скалозубов (1861 - 1915).

Иван Яковлевич Словцов (1844-1907).

Даниил Готлиб Мессершмидт (1685 - 1735).

(Делиль).

Василий Федорович Зуев (1754 - 1794).

Эрик Лаксман.

Адмирал Степан Осипович Макаров (1848 -1904).

Борис Николаевич Городков (1890 - 1953).

Матвей Максимов - Троицкий собор в Тюменском монастыре; Кирилл Шадрин и Федор Чайка - Благовещенская церковь; Суворов - гостиный двор.

Филофей Лещинский.

Александр Александрович Алябьев (1787 - 1851).

Купцы Евсей, Антон и Иван Медведевы.

В.Г.Васильев, А.Д.Шакшин, А.М. Слепян (1913-1985гг), В.И. Муравленко.

Михаил Владимирович Шалавин, Леонид Максимович Кравченко, Альберт Григорьевич Юдин.

Олег Харитонов.

Игорь Михайлович Гришан.

Евгений Карлович Кнорре (1848-1917).

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907).

Тобольские купцы Корнильевы.

Иван Дмитриевич Якушкин (1793-1857).

Петр Павлович Ершов (1816 - 1869).

Борис Оттович Сухов (:- 1990).

Сусликова Анастасия Ульяновна (1920-:).

Дискуссия "Социальная роль личности в обществе" (5 мин).

Учитель напоминает законы диспута (см. памятку - приложение 4). Вопросы дискуссии:

Социальная и историческая роль личности - это одно и тоже? Если нет, то, как они взаимосвязаны между собой? Что должен знать, уметь человек, чтобы увековечить память о себе? А вы можете стать исторической личностью? Что могу сделать я для села, региона, страны и мира в целом?

В ходе дискуссии учитель направляет и координирует обсуждение вопросов и делает обобщающие выводы, отмечает сильные высказывания. Вывод: социальная и историческая роль личности это не одно и тоже. Не всякий человек может быть назван исторической личностью. Это зависит от его социального места в обществе, от исторического момента и от индивидуальных качеств человека. Но каждый может сыграть определенную позитивную социальную роль в жизни человечества, было бы стремление к этому.

Рефлексия (2 мин) - это самооценка и самоанализ своей работы.

Цель: получить обратную связь ученик-учитель, научить самостоятельно, оценивать и анализировать свою работу. ВОПРОСЫ АНКЕТЫ.

  • Как я усвоил материал?
  • Как я работал? Где допустил ошибку? Удовлетворен ли своей работой?
  • Как работала подгруппа, учебная пара?

Учащиеся оценивают свою работу по 10-балльной шкале и записывают результаты на выданных листах.

Домашнее задание (2мин). Домой учащиеся получают задание составить мини-проект "Моя программа развития:(села, региона, страны или мира в целом)". Учитель напоминает методические рекомендации составления проекта (см. памятку приложение 5).

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Л.А. Пиманова Земля открытий. История, география и литература Тюменской области в вопросах и ответах, - Е., С-У., 1993.
  2. И.А. Миронова Декабрист Иван Дмитриевич Якушкин. - М., "П" - 1987.
  3. Голышмановскому району - 80 лет. С юбилеем. - Ш.: "ШДП" - 2003 г.
  4. Тюменская область от А до Я. Книга №1 - Т.: "СИД" - 2003 г.
  5. В.Е. Копылов. Окрик памяти (история Тюменского края глазами инженера). Книга № 1, 2 - Т.: "Слово" - 2001 г.
  6. Тюменский меридиан - М.: "Политиздат" - 1983 г.
  7. Ю.Г. Эрвье. Разбудившие землю - документальная повесть о первооткрывателях тюменской нефти и газа. - Св.: "С-У" - 1965 г.
  8. В.П. Курамин. Западная Сибирь в одиннадцатой пятилетке. - Св.: "С-У" - 1983 г.
  9. Шаг в полвека. - Св.: "С-У" - 1967 г.
  10. Д.И. Копылов, В. Ю. Князев, В.Ф. Ретунский. Города нашего края: Тюмень. - Св.: "С-У" - 1986 г.
  11. А.С. Иваненко. Окрестности Тюмени. - Св.: "С-У" - 1988 г.
  12. Самотлор. - Св.: "С-У" - 1982 г.
  13. А.Т. Степанищев. Методический справочник учителя истории. - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС - 2001 г.
  14. Н. Никонов. Ермак. - Св.: "С-У" -1973 г.
  15. Улицы Тюмени рассказывают. - Св.: "С-У" -1979 г.
  16. Н.Т. Вокуев. Герои земли Тюменской. - Т.: "Уч. - изд. - 1991 г.
  17. Региональная история в школе и вузе. Материалы республиканской конференции. - Ж. "Преподавание истории и обществознания в школе" №5, с. 46-47. - 2001 г.
  18. Н.И. Никитин. Освоение Сибири в XVII веке. - М.: "Просвещение" - 1990 г.