"Осенняя песнь в Михайловском"

Разделы: Внеклассная работа


Тип урока: вводный.

Жанр урока: урок-прогулка.

Форма урока: урок-диалог.

Цель урока: Дать учащимся первоначальное и общее представление о возможных взаимосвязях музыки, живописи и литературы, в передачи образа осени через произведения урока: стихи А.С.Пушкина, "Осень", "Пастораль" Г.В.Свиридова, "Осенняя песнь" П.И.Чайковского, "Осенние дожди" В.Попкова и вызвать интерес к этой области.

Задачи:

  • Воспитательная: Представить искусство музыки, живописи и слова - как выражение мысли и чувства человека, средство общения людей.
  • Образовательная: Знакомство с новыми значениями: пастораль, лирика в поэзии и в музыке, сведения об А.С. Пушкине в селе Михайловском, знакомство с репродукцией картины Попкова В. "Осенние дожди" (Пушкин). Создание условий применения усвоенных знаний на практике.
  • Развивающая: Развитие художественного воображения, умение содержательно и лаконично излагать свои мысли об искусстве.

Материально-техническое обеспечение урока:

  • Мини-презентация Пушкин в Михайловском: портрет, усадьба, "Осенние дожди" В. Попкова.
  • Аудиозапись "Осень", "Пастораль" Г. Свиридова, "Осенняя песнь" П. И. Чайковского.

Дополнительное оформление:

  • Стихи А. С. Пушкина " Унылая пора", "Уж небо осенью дышало"
  • Осенние листья, букеты.

Эпиграф:

"Приветствую тебя пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья"

1 часть Вступление:

Вход: "Осень" Г.В. Свиридова

- Приветствие: "Добрый день"

- С каким настроением встретила вас музыка? (грустным, печальным)

- Как вы поняли это? (музыка медленная, тихая, песенная)

- Какой инструмент пел эту мелодию? (скрипка - сродни человеческому голосу)

- Встретила нас "Осень" Г.В. Свиридова.

- Какое время года у нас за окном? (Осень)

- Созвучна ли настроение музыки Г. Свиридова с настроением осени за окном? (Почему?)

"- Осень - "Что в ней хорошего?"- спрашивают обычно. Она кажется многим унылой хмурой, холодной. Прогулки наши становятся все короче, а надоедливый дождь рано загоняет домой. - Скучное время, правда?"

Исполнение "Скворушка прощается" композитор Т. Попатенко, слова М. Ивенсена. (любую песню об осени)

Вывод: - Прозвучало два произведения: "Осень" Г. Свиридова и песня "Скворушка" Попатенко. Какую осень нарисовала нам музыка?

Однако, осень, как время года, осенние пейзажи русской природы привлекали многих композиторов, поэтов и художников, они посвящают ей свои шедевры. Мы сегодня познакомимся с осенью, через художественное, поэтическое и музыкальное слово, попробуем увидеть краски осени, прочувствовать настроение, выразительность её, попытаемся понять, почему осень вдохновляла мастеров.

2 Основная часть. Пока скворушка улетает в теплые края, мы отправляемся в деревню, в гости к удивительному человеку узнайте его.

Мини-презентация об А. С. Пушкине.

1. Портрет - Узнали? Кем он был? /

2. "Приветствую тебя мой уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья"

Мы с вами в Михайловском. Неброская, неяркая псковская природа, когда-то очаровала А.С. Пушкина, а он очаровал нас стихами,

3. Больше всех времен года поэт любил осень.

- Gослушайте, какими словами А.С. Пушкин изобразил осень?

"Уж небо осенью дышало
Уж реже солнышко блистало
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван тянулся к югу:
Приближалась довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора:"

- А какое душевное состояние выражают его слова?

- Чувство печали, спокойствия и неизбежности.

- Знаком вам образ такой осени? (да, как будто про нашу осень)

(ясно, доступно, просто - но как гениально!) - это А.С.Пушкин!!!

Или

4. "Унылая пора! очей очарованье!" рисунок 4

- Послушайте, как меняется настроение? Сколько чувств?(первая фраза настраивает на минорный лад, печально, тихо на душе:.И вдруг - "Очей очарованье!"

Каждая строка у А.С.Пушкина звучит какой-то своей удивительной прекрасной мелодией.

"Слова, уложенные в форму стиха, - писал П.И.Чайковский - уже перестают быть просто словами: они омузыкалились"

- Созвучна ли "Осенняя песня" П.И.Чайковского со стихами Пушкина?

"Осенняя песнь" П.Чайковского - слушание

- Почему Чайковский назвал ее "Осенней песней"?

- Какими чувствами наполнена музыка? (передает ли эта музыкальная зарисовка природы определенное состояние души человека - любующегося красотой осени - золотой, яркой, солнечной или переживающего состояние грусти, уныния, тоски при виде туч, дождя, серых красок?)

- Стонущие, поникшие, плачущие интонации которыми композитор выражает душевное состояние человека его прощание с теплом и светом.

- Песенное начало, неторопливый темп, неповторимая красочность - выражает задумчивость, щемящую грусть, а может и одиночество, ведь увядание природы часто в сознании людей связывается с увяданием жизни.

- Созвучны ли звуки музыки вашим чувствам? (я видела по вашим глазам, как вы переживали вместе с Чайковским такое состояние называется

ЛИРИКА (собственное переживание) в музыке, в поэзии, в живописи.

"Рекреационное занятие (ФИЗМИНУТКА)

- Задумчив и тих осенний лес.

- Представьте, что вы осенние листья(встаньте).

- Тянитесь к солнцу, теплу, (подтянулись)

- Ветер качает вас (наклоны в стороны).

- Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз (садитесь на место)"

5. Усадьба Михайловское.

Когда у поэта спросили, каков его кабинет, он ответил: "Деревня - вот мой кабинет!" подразумевая под словом деревня и свой деревянный дом и избушку няни и всю природу вокруг. Здесь в усадьбе он создал драму "Борис Годунов", деревенские главы "Евгения Онегина", такие шедевры лирики как "Я помню чудное мгновенье", "Талисман", "Зимний вечер" - в общей сложности более 100 произведений.

Мы вместе с А. С. Пушкиным выйдем из кабинета и остановимся на крыльце дома.

6. В. Попков "Осенние дожди" (А.С. Пушкин).

- Что мы видим? Фон, линии, горизонт, главное действующие лицо - русский осенний пейзаж.

- В чем красота пейзажа? (в пространстве, тишине, простате.)

"Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум, и свежее дыханье
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы".

- Глядя на картину, вы слышите какую музыку? (лад, мелодия, темп, тембр, динамика?) форма произведения?

Г.В. Свиридов "Пастораль"

- Такой деревенский пейзаж и музыка называется - пастораль

- Какой музыкальный инструмент подчеркивает деревенскую тему этого пейзажа.

- В каком жанре русской народной песни написано это произведение (лирическая)

Обобщение: И так, заканчивается наше путешествие, мы сегодня были в гостях у? (А.С. Пушкина), в его любимом деревне? (Михайловское), его любимое время года? (осень) Осень - гостья нашего урока, ей были посвящены художественные произведения? (перечислить) что общего между этими произведениями? (выражают чувства печали, безысходности Томления любовь, восхищение!), чем произведения непохожи друг на друга? (разными выразительными средствами). Мы познакомились с новым словом - пастораль, и лирика?)

- Вам понравились прозвучавшие произведения?

- Как же сильно и нежно можно любить свою Родину, чтобы создать такие Шедевры!

Литература.

  1. В разработке использованы фрагменты интегрированного урока "Осень в искусстве" автора Нурмухамедовой Г.Т. ("Осень, что в ней хорошего" физминутка)
  2. Использована идея урока из программы по музыке под редакцией Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой.