В настоящее время возникла серьезная проблема: у детей падает интерес к книге. Ее место занимает телевидение, другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Падение интереса к чтению является фактором сегодняшней жизни. Дошкольный возраст - время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста.
Актуальность нашего исследования обусловлена поиском резерва развития интереса у детей к книге, процессу чтения, общению с литературой. Мы полагаем, что партнерское сотрудничество дошкольного учреждения, семьи и библиотеки поможет приобщить дошкольников к книге и процессу чтения.
Нами были поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретические основы детской литературы и методики приобщения детей к книге.
- Определить систему работы с детьми, родителями и библиотекой.
- Инициировать тему интереса к книге, продвижения чтения, обратить внимание родителей к проблеме "не читающей нации".
- Реализацию своих задач проводили под девизом: "Книги - это друзья, бесстрастные, но верные". Процесс формирования читателя в дошкольнике проходил в два этапа.
1-й этап: пассивный (произведения, которые предлагали детям воспитатели и родители). На этом этапе большую роль сыграла развивающая среда и личный пример взрослых. Важно было создать такую обстановку, чтобы у детей появилось желание посмотреть книгу, иллюстрацию, открытку. Книжный уголок оформили в виде домика на колесах, в каждом окне были выставлены разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок был у нас не парадным, а рабочим. Работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Они были нашими союзниками и единомышленниками. Мы старались поддержать их с помощью рекомендаций, консультаций ("Что за прелесть эти сказки", "Рассказы для маленьких"), информационных стендов ("Увлекательное путешествие в мир книги", "Книга воспитывает"). На родительских собраниях мы рекомендовали, какие произведения читать детям и как оформить домашнюю библиотеку. Ярким событием в жизни детей и родителей были экскурсии в библиотеку: "В объятиях северного леса"(эколого-познавательная игра), "Туда, где никто не был"(эколого-географическая экспедиция), "Красная книга природы"(полезная беседа), "Для скворца и для синички дом построим мы отличный"(урок- практикум).
2-й этап: активный (развитие интереса к книге, библиотеке). В настоящее время во многих детских садах занятия по детской литературе, по чтению и анализу художественных текстов не выделены специально. Общение дошкольников с книгой, литературой проходит в свободное время, определяемое воспитателем, и часто не имеет системы. Мы включили все виды занятий по методике художественного чтения и рассказывания, за основу взяв классификацию М.М.Кониной.
- объем работы (чтение и рассказывание одного произведения, нескольких произведений одного жанра, нескольких жанров);
- синкретизм как вид работы (чтение и рассматривание иллюстраций; чтение и музыкальное сопровождение читаемого, чтение и рассказывание и.т.д.);
- чтение как часть занятия по развитию речи и занятия с привлечением других видов искусств (настольный, теневой театр, диафильмы, кино и телефильмы);
На этом этапе детям были интересны творческие задания: "Опиши вымышленных героев" (Струмышка, Камут, Кавот и.т.д.); использование исследовательского метода: ребенок, вживаясь в процесс творчества, самостоятельно сочиняет прозу и стихи; рассказывание стихов руками (это помогает быстрее, легче заучить стихи и эмоциональнее их рассказывать, так как в работу включается не только слуховой, но и зрительный, двигательный анализаторы).
Библиотека является основным связующим звеном, объединяющим эти этапы работы. Совместно с работниками библиотеки разработаны тематические циклы мероприятий:
- Мир человека ("С чего начинается Родина", "Транспорт от А до Я", "Что делают дяди и тети на своей работе").
- Мир природы ("От весны и до весны", "Во саду ли, в огороде", "Зеленый мир", "Птичье царство").
Большой интерес детей и родителей вызвали литературные гостиные, театрализованные представления по мотивам прочитанных книг, выставка совместного творчества родителей и детей, просмотр фильмов о творчестве детских писателей и поэтов: С.Я. Маршаке, К.И. Чуковском, А.Л. Барто, Э.Успенском, организация празднования дней рождения детей.
На основе системы, организованной работы с детьми, родителями и библиотекой можно сделать выводы:
- дети приобрели начальный опыт вхождения в информационное пространство, открытую пластичную систему социализации личности в гражданском обществе;
- заложена основа развития информационной культуры и образования детей;
- положено начало по приобщению детей к лучшим образцам художественной литературы;
- родители были ознакомлены и обучены навыкам приобщения детей к книге.
Разработанная система сотрудничества дошкольного учреждения, родителей, библиотеки повысила интерес детей к книге, формируя социально-нравственное воспитание личности.