Цели урока:
- Продолжить работу над развитием умений и навыков создания текста по серии сюжетных картинок “Три друга”, используя все репрезентативные системы: “Вижу – Слышу – Чувствую”; помочь реализовать эти умения и навыки при написании конкретного сочинения.
- Продолжить развитие в детях умение внутренне визуализировать, научить их использовать это умение при написании трудных слов.
- Учить логично описывать свои наблюдения; активизировать желание работать творчески ( развитие правого полушария).
- Повторить орфограммы, изученные во 2 классе: безударные гласные, парные согласные, разделительный мягкий знак.
Оборудование
Из учащихся сформированы временные творческие группы по 4 человека (сдвоенные парты), на доске и на партах у каждой группы раздаточный комплект сюжетных картинок и деформированный текст изложения, разрезанный на предложения.
Ход урока
I. Организационный момент.
ПриветствиеII. Целеполагание
– Сегодня у нас с Вами снова необычные творческие уроки; я не знаю, что из вас каждому больше хочется: поделиться наблюдениями или порадоваться хорошему ответу товарища, научиться чему-то новому или показать то, что умеете вы. Усаживайтесь поудобнее. Сегодня мы с вами будем писать сочинение по картинкам. Что нам нужно для этого вида работы?
(Воображение, картинки, умение строить предложения и проверять написанное.)
– Как вы думаете, может ли заяц и собака дружить? А какой рассказ мы читали о дружбе животных?
III. Работа с репрезентативными системами. Вижу – Слышу – Чувствую
- Расположение картинок в порядке действия. Доказать, что это первая картинка. вторая и т.д.
- Рассматривание и обсуждение.
– Кого подобрал Сережа на улице? Каким был щенок?
(Используем элементы театрализации.)
– Представим себе этого щенка… Что он испытывает? (Одиночество, холод, тоску.)
– Какие звуки мы слышим, глядя на эту картинку? (Раскаты грома, повизгивание щенка.)
– Кто стал для Сергея первым другом? А как они дружили? (Высказывания детей с опорой на слова, записанные на доске.)
На доске:
Отогрел, заботился, накормил. подобрал |
– Что однажды увидели друзья в поле? (2–3–4 картинки.).
– Как они спасли зайчонка? (Лексическая работа – “Невидимые нити”.)
Коршун – хищник
зайчик – добыча
– Представим зайчика. (Театрализация.)
– Что он чувствовал в этот момент? (Страх, беззащитность в открытом поле.)
– Что ему нужно в этот момент? (Ласка.) Опора на слово приласкал.
– Кто же теперь стал вторым другом? Как живут заяц и щенок? Что объединяет их? (Любовь мальчика.)
– Используем элементы театрализации. Что теперь испытывают друзья? (Радость общения.)
– Сколько друзей стало у Сергея? Кто провожает Сережу в школу? Почему животные так полюбили мальчика? (Выслушиваются ответы детей.)
IV. Деление текста на части. Озаглавливание
Подготовка к записи. Работа со словарем.
– Самое главное на этом этапе – создание положительного настроя у детей. С этой целью на доске нарисована крупная цифра 5
и на векторах записаны словарные слова:, собака. заяц, весело, улица, щенок.
Упражнение “Мы фотографы”.
– Запомним написанное. Проговорите слова хором, не деля на слоги, выделяя голосом ударение и выделенную безударную гласную. Проговорим хором, закрыв глаза. Тупой стороной ручки запишем на ладошке.
– Подумайте, на какие правила слова, и покажите пропущенную букву
ещё
друз…ми
прил…скал
нак…рмил
дру…
по…вился
Предупреждение речевых ошибок.
Сережа, мальчик, он, ему
друзья, они, им
щенок, он, ему
зайчонок, он
Вспомним . как выделяются предложения на письме? Рисуем схему предложения
и ставим магнитную точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце прямоугольника.
Работа с деформированным текстом.
У вас на парте комплект разрозненных предложений. Я не буду читать готовый текст, соберите его сами. Не забудьте озаглавить текст. Запишите текст, как запомнили.
Сережа подобрал на улице щенка.
Он отогрел щенка, накормил и заботился о нем.
Мальчик и щенок стали друзьями.
Однажды друзья спасли от коршуна зайчонка.
Сежа приласкал зайчонка и принес домой.
Так у Сережи появился еще один друг.
Щенок и зайчик живут весело.
Каждое утро они провожают Сережу в школу.
VI.
Запись текста(Слабым ученикам можно разрешить списать восстановленный текст.)
VII. Самопроверка
Учащиеся учатся читать написанное три раза.
Первый раз при чтении акцентируют внимание на содержание, соответствует ли текст теме; второй раз при чтении ищут речевые и языковые ошибки- повторы, пропуски, искажения и др.; при третьем прочтении сверяют написанное со словарем на доске, ищут орфографические ошибки. Работа по формированию навыка самопроверки непростая, длительная, требующая от учителя кропотливого труда и четкого учета классификации ошибок учащихся.
VIII. Подведение итогов работы
Чтение лучших работ.