Урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Правописание окончаний существительных в родительном падеже"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить с особенностями окончаний существительных в родительном падеже
  • учить последовательности действий при написании окончаний
  • воспитывать чувство гордости за нашу страну, любовь и внимание к ветеранам Великой Отечественной войны.

Оборудование: карточки для обратной связи, карточки для индивидуальной работы, магнитная доска, выставка книг, картина “Взятие Рейхстага”

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня у нас необычный урок, а урок деловой игры. Прочитаем, что нужно иметь с собой для деловой игры.

Договор
Документ
Инструмент

Проверьте, какой документ должен быть у вас на месте? (Дневник.)

Какие инструменты у вас готовы ? (Hучка, линейка, карандаш.)

Какой договор мы должны выполнить? (Быть внимательными, работать быстро, чисто и красиво.)

II. Проверка домашнего задания

Проверка нескольких учеников по карточкам.

Карточка № 1

Спиши, укажи падеж, выдели окончания.

Гладить по головк_. Видно как на ладон_. Бояться собственной тен_. Висеть на телефон_. Через час по чайной ложк_. Делать их мух, слона.

Карточка № 2

Допишите окончания существительных. Определите падеж.

Из деревн_, без дорог_, по дорог_, от подруг_, к подруг_, на берез_, в машин_, на кроват_, к площад_, из тетрад_, у лошад_, в бан_.

Карточка № 3

Допишите окончания существительных. Определите падеж.

До башн_, по причин_, в непогод_, к речк_, от речк_, на лип_, в повозк_, с кроват_, на площадк_, в речк_.

III. Чистописание

– Первым пунктом нашей деловой игры будет “Чистописание”

Пп Пп
Пальто пенал победа
Наш народ одержал победу в Великой Отечественной войне.

– Над какой буквой будем работать? (Над буквой "п")

– Что мы о ней знаем?

– Сколько слогов в каждом слове? Как определили?

– Поставь ударение в словах. Какой слог ударный ?

– В каком слове букв больше, чем звуков? Докажите.

Какой частью речи являются эти слова? (имена существительные)

Как могут изменятся имена существительные ? (род, число, падеж)

Прочитайте предложение. Кто знает, когда началась Великая Отечественная война ? Когда закончилась?

(Беседа. Показ картины Егоров и Кантария водрузили знамя над Рейхстагом. Выставка книг.)

Рис. 1

– Какие же человеческие качества были необходимы, чтобы победить в этой войне ? ( смелость, отвага, мужество, любовь к Родине ) Рисунок 1

IV. Работа по теме урока

1. Словарная работа (обратная связь по склонениям)

Смелость, отвага, храбрость, мужество, любовь, столица.

– Определите склонение имени существительного.

2. Поставить имена существительные в родительном падеже (на доске).

– На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже? (Кого? Чего? Откуда? Где?)

– Какие предлоги у существительных в родительном падеже ? (От, до, из, без, у, для, около, после.)

На магнитной доске:

Р.п.

1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
-и, -ы -а, -я

– Сравните окончания существительных 1-го и 3-го склонения. Сделайте вывод.

3. Работа с учебником, с. 97.

V. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали.
Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.

VI. Отработка последовательности действий при проверке окончания

1. Упр. 186.

– О чем вы узнали из текста ?

– На каком уроке мы с вами это изучали ?

– Как называется это явление? (Круговорот воды в природе.)

2. Работа со словом около

– Подберите синоним к этому слову. (Около – возле.)

– Составьте предложения с использованием слов около и аист.

(Рассказ об аисте. См. рис.).

Рис. 2

Определите склонение и падеж имен существительных

3. Звуко-буквенный анализ слова

гнездо – 2 слога, 6 букв, 6 зв., 2 гл.,4 согл.

г[г] – согл., тв., зв.
н[н,] – согл., мягк., зв.
е[и] – гласн., безуд.
з[с] – согл., тв., глух
д[д] – согл., тв., зв.
о[о] – гласн., удар.

4. Работа в парах (карточки)

Подчеркни имена существительные, стоящие в родительном падеже.

  • На небе ни луны, ни звездочек не видать.
  • На вешалке висят вещи мамы, папы и сестренок.
  • Ребята рисовали листья дуба, осины, березы и ясеня.
  • В обед мы ели щи из квашено капусты, котлеты из телятины и пили компот из слив.
  • Глаза разбегаются при виде гжелевой посуды.

Коллективная проверка (светофоры)

VII. Итог урока

– Вот и подошла к концу наша деловая игра. Выполнили мы договор? Чему научились в этой игре? Что понравилось?

Выставление оценок

VIII. Домашнее задание

Упр. 196/