Цели урока:
- познакомить с особенностями окончаний существительных в родительном падеже
- учить последовательности действий при написании окончаний
- воспитывать чувство гордости за нашу страну, любовь и внимание к ветеранам Великой Отечественной войны.
Оборудование: карточки для обратной связи, карточки для индивидуальной работы, магнитная доска, выставка книг, картина “Взятие Рейхстага”
Ход урока
I. Организационный моментII. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Сегодня у нас необычный урок, а урок деловой игры. Прочитаем, что нужно иметь с собой для деловой игры.
Договор
Документ
Инструмент
Проверьте, какой документ должен быть у вас на месте? (Дневник.)
Какие инструменты у вас готовы ? (Hучка, линейка, карандаш.)
Какой договор мы должны выполнить? (Быть внимательными, работать быстро, чисто и красиво.)
II. Проверка домашнего задания
Проверка нескольких учеников по карточкам.
Карточка № 1
Спиши, укажи падеж, выдели окончания. Гладить по головк_. Видно как на ладон_. Бояться собственной тен_. Висеть на телефон_. Через час по чайной ложк_. Делать их мух, слона. |
Карточка № 2
Допишите окончания существительных.
Определите падеж. Из деревн_, без дорог_, по дорог_, от подруг_, к подруг_, на берез_, в машин_, на кроват_, к площад_, из тетрад_, у лошад_, в бан_. |
Карточка № 3
Допишите окончания существительных.
Определите падеж. До башн_, по причин_, в непогод_, к речк_, от речк_, на лип_, в повозк_, с кроват_, на площадк_, в речк_. |
– Первым пунктом нашей деловой игры будет “Чистописание”
Пп Пп
Пальто пенал победа
Наш народ одержал победу в Великой Отечественной
войне.
– Над какой буквой будем работать? (Над буквой "п")
– Что мы о ней знаем?
– Сколько слогов в каждом слове? Как определили?
– Поставь ударение в словах. Какой слог ударный ?
– В каком слове букв больше, чем звуков? Докажите.
Какой частью речи являются эти слова? (имена существительные)
Как могут изменятся имена существительные ? (род, число, падеж)
Прочитайте предложение. Кто знает, когда началась Великая Отечественная война ? Когда закончилась?
(Беседа. Показ картины Егоров и Кантария водрузили знамя над Рейхстагом. Выставка книг.)
Рис. 1
– Какие же человеческие качества были необходимы, чтобы победить в этой войне ? ( смелость, отвага, мужество, любовь к Родине ) Рисунок 1
IV. Работа по теме урока
1. Словарная работа (обратная связь по склонениям)
Смелость, отвага, храбрость, мужество, любовь, столица. |
– Определите склонение имени существительного.
2. Поставить имена существительные в родительном падеже (на доске).
– На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже? (Кого? Чего? Откуда? Где?)
– Какие предлоги у существительных в родительном падеже ? (От, до, из, без, у, для, около, после.)
На магнитной доске:
Р.п. |
1-е скл. | 2-е скл. | 3-е скл. |
-и, -ы | -а, -я | -и |
– Сравните окончания существительных 1-го и 3-го склонения. Сделайте вывод.
3. Работа с учебником, с. 97.
V. ФизкультминуткаVI. Отработка последовательности действий при проверке окончанияВы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали.
Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
1. Упр. 186.
– О чем вы узнали из текста ?
– На каком уроке мы с вами это изучали ?
– Как называется это явление? (Круговорот воды в природе.)
2. Работа со словом около
– Подберите синоним к этому слову. (Около – возле.)
– Составьте предложения с использованием слов около и аист.
(Рассказ об аисте. См. рис.).
Рис. 2
Определите склонение и падеж имен существительных
3. Звуко-буквенный анализ слова
гнездо – 2 слога, 6 букв, 6 зв., 2 гл.,4 согл.
г[г] – | согл., тв., зв. |
н[н,] – | согл., мягк., зв. |
е[и] – | гласн., безуд. |
з[с] – | согл., тв., глух |
д[д] – | согл., тв., зв. |
о[о] – | гласн., удар. |
4. Работа в парах (карточки)
Подчеркни имена существительные, стоящие в родительном падеже.
- На небе ни луны, ни звездочек не видать.
- На вешалке висят вещи мамы, папы и сестренок.
- Ребята рисовали листья дуба, осины, березы и ясеня.
- В обед мы ели щи из квашено капусты, котлеты из телятины и пили компот из слив.
- Глаза разбегаются при виде гжелевой посуды.
Коллективная проверка (светофоры)
VII. Итог урока– Вот и подошла к концу наша деловая игра. Выполнили мы договор? Чему научились в этой игре? Что понравилось?
Выставление оценок
VIII. Домашнее заданиеУпр. 196/