Цели:
- Систематизировать и обобщить ЗУН учащихся, полученные при изучении темы “Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую”;
- Развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности; расширять кругозор и развивать логическое мышление учащихся в области информатики;
- Повышать уровень информационной культуры десятиклассников.
Задачи:
- Закрепить умения решать примеры на перевод чисел из одной системы счисления в другую;
- Развивать логическое мышление учащихся посредством выполнения занимательных задач;
- Совершенствовать умение рационально использовать время и быстро ориентироваться в обстановке;
- Закрепить навыки работы в локальной компьютерной сети.
Тип урока: Урок систематизации и обобщения изученного материала.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Объяснение хода урока
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами повторяем изученный материал. Ваша задача найти клад (это будет ваша оценка), но для поиска клада мы с вами никуда не пойдем, поэтому наш урок называется “Виртуальные кладоискатели”. На рабочем столе ваших компьютеров есть папка “Виртуальные кладоискатели” (см. Приложение), внутри которой находится файл с таким же названием. Давайте откроем его (ребята читают эпиграф к уроку и переходят на третий слайд).
Ставится задача перед учащимися: выполнить все задания (переход к заданиям по гиперссылкам). Задания выполняются в порядке очередности, так как на каждом документе поставлен пароль, узнать который можно, только выполнив задание. За каждый правильный ответ будет начислен 1 балл.
Желаю удачи!
III. “Виртуальные кладоискатели”
Задание 1
Тест (программная оболочка
Ассистент II) с выбором ответов.
? Какие позиционные системы счисления используются в ЭВМ?
+ Двоичная
– Римская
+ Шестнадцатеричная
– Пятеричная
? Какое минимальное основание может иметь система счисления, если в ней записаны числа 23 и 67?
– 7
+ 8
– 3
– 9
? Существует ли треугольник, длины сторон которого выражаются числами 128, 1116, 110112?
+ Нет
– Да
? Какое из чисел является наибольшим: 1100112, 358, 1В16?
+ 110011
– 35
– 1B
? Было 53 груши. После того как каждую из них разрезали пополам, стало 136 половинок. В системе счисления с каким основанием вели счет?
+ 7
– 8
– 6
– 16
? В саду 100 плодовых кустарников, из них 33 куста малины, 22 куста красной смородины, 16 кустов черной смородины и 17 кустов крыжовника. В какой системе счисления подсчитаны деревья?
– 8
– 7
+ 9
– 16
Задание 2
(Пароль для открытия Задания 2 – количество
вопросов в тесте. Пароль: 6) (Приложение
1)
Заполните таблицу:
Ваш возраст | Год основания Архангельска | Номер школы | |
Десятичная система счисления | |||
Двоичная система счисления | |||
Восьмеричная система счисления | |||
Шестнадцатеричная система счисления |
После заполнения таблицы, сохраните файл под именем Задание 2 (Фамилия) и скопируйте его на компьютер учителя в папку ЗАДАНИЕ 2.
Задание 3
(Пароль для открытия Задания 3 находится в
выделенной ячейке предыдущего задания. Пароль:
137). (Приложение 2)
Используя приложение Калькулятор операционной системы Windows, заполните таблицу:
HEX | DEC | OCT | BIN |
1011 | |||
1011 | |||
1011 | |||
1011 |
После заполнения таблицы, сохраните файл под именем Задание 3 (Фамилия) и скопируйте его на компьютер учителя в папку ЗАДАНИЕ 3.
Задание 4
(Пароль для открытия Задания 4 находится в
выделенной ячейке предыдущего задания. Пароль:
209). (Приложение 3)
Переведите двоичное число в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления:
Двоичное число | Восьмеричное число | Шестнадцатеричное число |
1110000100101011111 | ||
111010111101111 | ||
111011111111000 |
После заполнения таблицы, сохраните файл под именем Задание 4 (Фамилия) и скопируйте его на компьютер учителя в папку ЗАДАНИЕ 4.
Задание 5
(Пароль для открытия Задания 5: номер кабинета
информатики в двоичной системе. Пароль: 1010). (Приложение 4)
Переведите правильную десятичную дробь в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления:
Десятичная система счисления | Двоичная система счисления | Восьмеричная система счисления | Шестнадцатеричная система счисления |
0,25 | |||
0,125 |
Переведите числа в десятичную систему счисления:
0,1012 =
0,112 =
0,348 =
0,418 =
0,А416 =
0,Е216 =
После заполнения таблицы, сохраните файл под именем Задание 5 (Фамилия) и скопируйте его на компьютер учителя в папку ЗАДАНИЕ 5.
Подведение итогов урока
В течение всего урока (по мере поступления ответов учащихся), на компьютере учителя заполняется таблица. Поиск клада (оценки) заканчивается открытием этой таблицы. (см. Приложение)
Оценка | Количество набранных баллов |
“5” | 45–48 (95–100%) |
“4” | 38–44 (80–94%) |
“3” | 28–37 (60–79 %) |
“2” | <27 |
Учитель. Спасибо за урок! Я надеюсь, что полученный сегодня вами клад вас обрадовал и пусть он придаст вам уверенности в ваших силах и возможностях!