Цель проекта: способствовать гармоничному развитию личности ребенка; формировать познавательные процессы на уроках русского языка, литературного чтения, внеклассного чтения, окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства.
Старт в осуществлении данного проекта происходит на интегрированном уроке внеклассного чтения и изобразительного искусства (2 класс, традиционная программа 1-4).
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира;
- учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему;
- учить тому, что поэзия – это мир чувств; учить слушать и читать поэзию;
- обучать основам анализа поэтического текста;
- обучать участию в беседе, занятию поисковой работой; обучать построению высказывания;
- закреплять знания литературоведческих терминов и понятий (автор, лирическое настроение, художественный образ);
- учить получать и использовать “легкие” и “тяжелые” цвета как средства эмоциональной выразительности.
Развивающие:
- развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, поэтический слух, художественную зоркость;
- развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родной природе, потребность в общении с подлинным искусством слова, самостоятельность суждений;
- воспитывать положительную мотивацию в обучении.
Оборудование.
- Для учителя: лист ватмана для изготовления проекта, репродукции картин И.Левитана и В.Д. Поленова “Золотая осень”; магнитофон; запись Чайковского “Времена года” – “Октябрь. Осенняя песня”; карточки со словарными словами; “перышки – цвета”, изображающие “легкие” и тяжелые” цвета; акварель, 2 листа чистой бумаги, кисть, вода, осенний кленовый лист.
- Для учеников: стихотворения об осени Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.Бунина (дно на выбор); акварель, альбомный лист, палитра, баночка с водой, силуэты кленовых листьев.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Подготовительный этап
Звучит пьеса П.И.Чайковского “Октябрь. “Золотая осень”. На доске репродукция И.Левитана “Золотая осень”. Вся доска украшена осенними листьями с заданиями на обратной стороне.
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами будем наблюдать листопад. Но эти листья необычные, осень принесла на них задания. Выходят ребята и срывают три листика.
- прочитай стихи об осени;
- рассмотри репродукцию художника И.Левитана “Золотая осень”. Ответь на вопросы;
- нарисуй осеннее небо и землю.
Сообщение задач урока.
– На этом уроке мы прочитаем отрывки из нескольких стихотворений разных поэтов об осени. Вспомним, какими мы видели на экскурсии осеннее небо и землю, и нарисуем их.
Работа над восприятием литературных текстов и произведений искусства.
– Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева “Есть в осени первоначальной…” учеником.
Учитель задает вопросы:
– Как автор относится к осени?
– О каком дне можно сказать “хрустальный”? (Прозрачный, безоблачный, чистое небо, может быть хрупкие веточки или листочки, до которых нельзя дотронуться – упадут, разобьются…)
– Что значит “лучезарны вечера”? (Все сияет в лучах заходящего солнца.)
– Почему стоит многоточие? (Наверное, поэт еще что-то хочет сказать об осени, о любимом времени года.)
– Как называется в народе эта короткая пора? (Бабье лето.)
– Какое настроение, какие ощущения передает поэт? (Дети пользуются словарем настроений)
– Подтвердите строками. (Пустота, грусть.)
– Только ли эти чувства? (Еще и любование красотой, очарование, тихая радость, боязнь нарушить покой – “Далеко еще до первых зимних бурь”.)
Подобная беседа проводится по стихотворению А.А.Фета “Чудная картина”.
Далее идет работа в вопросно-ответной форме по картине И.Левитана “Золотая осень”.
На доске текст для анализа:
Золотая осень
Перед нами расстилается земля, покрытая бурой осенней травой. Багряные и желтые березы слева и бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали полей и лесов. Кажется, что темная, густо-синяя вода реки медленно движется. Постепенно она становится светлой, нежно-голубой. (Описание картины Левитана.)
Беседа по вопросам:
– Прочитайте описание картины И.Левитана “Золотая осень”. Найдите слова и словосочетания, обозначающие осенние цвета.
– О чем не рассказал автор описания? (О небе.)
– Какое небо на картине?
– Задайте мне вопросы по картине, которые начинаются со слов: Какие? Какая? Какой? Какое?
– Как бы вы описали картину В.Д.Поленова?
– Как вы думаете, где мы можем взять цитаты для образного, красивого описания картин осени?
(Из стихотворений, из рассказов об осени.)
III. Физкультминутка
Минутка релаксации. Зарядка для глаз.
Учитель читает стихотворение ставропольского поэта А.Е. Екимцева и показывает осенним листиком движения, а дети следят за движением руки учителя глазами:
Полет багряного листа Меня волнует и тревожит. Мою печаль на радость множит Полет багряного листа. |
Полет багряного листа Меня на миг не оставляет. К печали радость прибавляет Полет багряного листа. |
IV. Новая тема
– Внимание! Мимо нас пролетела волшебная птица Царица красок и обронила свои перышки. Подул ветер. Какие перышки взлетят легко? (“Легкие” цвета.)
– Каким будет тяжело взлететь? (“Тяжелым” цветам.)
– Как можно получить эти цвета?
Дети показывают, как можно смешивать цвета.
– Ребята, выберите цвета для изображения неба и земли осенью. Поможем себе строчками стихотворений, в которых переданы цвета неба:
- И. Бунин “Сегодня так светло кругом…”
- А. Плещеев “Осень наступила…”
- Ф. Тютчев “Есть в осени первоначальной…”
– Ребята, а какого цвета осенняя земля в стихотворениях поэтов?
– Какие цвета мы выберем для изображения осенней земли?
– Что будет границей неба и земли?
Поэты выражали свои чувства, связанные с приходом осени, красивыми словами, композиторы – музыкой, а художники – красками. Вот и вы, юные художники, приступайте к работе: рисуйте осеннее небо и землю, используя “легкие” и “тяжелые” цвета.
V. Самостоятельная работа
Учащихся самостоятельно работают под музыку П.И.Чайковского “Октябрь. Осенняя песня”.
VI. Итог урока. Задание на дом
На доску в виде улетающего косяка птиц вывешиваются рисунки, коллективно обсуждаются выполненные работы.
– У кого работа удалась? Почему?
– Кому можно помочь?
– Кто использовал “легкие” и “тяжелые” цвета?
– Что вам помогло изобразить осеннее небо и землю?
– А над вашей душой пронеслась осень? Махнула ли она крылом в нашем классе?
– Вы хотите передать привет осени?
Учитель срывает еще один листок с заданием на доске: “Сочини стихотворение по его началу:
“Осень наступает,
Ветер налетает…”
В последующие дни срываются оставшиеся листики с заданиями для детей:
- Узнай о том, как животные и растения Ставрополья встречают осень.
- Посети осенний лес.
- Сочини рассказ или сказку об осени.
- Вырежи осень из бумаги.
- Разгадай кроссворд.
Прими участие в изображении осеннего дерева. Для этого раскрась осенний кленовый листик и напиши понравившееся стихотворение об осени.
Эти задания дети выполняли как на уроках, так и во внеурочное время. Итогом явился урок, на котором звучали сочиненные ребятами стихи, рассказы, сказки, составляли из листочков осеннее дерево. Также ребята изображали осень акварелью, аппликацией из цветной бумаги и отбирали лучшие поделки для выставки.
При работе над этим проектом у всех возникло ощущение праздника, а праздники дети любят и запоминают надолго.
Как видим, в проекте решались многие задачи, которые влияют на гармоничное развитие личности ребенка. Мероприятия носили познавательный характер. Обогащались литературоведческие, природоведческие знания. Затрагивались вопросы экологии, развивался эстетический вкус в восприятии художественных произведений, творческих работ учащихся.