Разработка урока по учебной дисциплине "Педагогика" по специальности "Дошкольное образование"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель урока: сформировать уверенность в возможности воспитания дисциплинированности и культуры поведения у детей дошкольного возраста.

Задачи урока:

  1. Уточнить понятия “дисциплина”, “дисциплинированность”, “правила поведения”, “послушание”, “ культура поведения”.
  2. Познакомить со средствами, методами и условиями воспитания дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников; обратить внимание на необходимость системного подхода к решению данной проблемы.
  3. Развивать умение структурировать самостоятельно изученный материал, вычленяя основные компоненты его содержания и используя его при решении практико-ориентированных заданий.
  4. Формировать профессиональный интерес к возможностям ребенка-дошкольника и методике управления его поведением; продолжать развивать коммуникативную компетентность студентов, воспитывать уважительное отношение к выступающему (не перебивать говорящего и корректно задавать вопросы).

Тип урока: урок обобщения, уточнения и систематизации знаний.

Вид урока: семинар-практикум.

Технология: обучение в сотрудничестве.

Форма организации: групповая и подгрупповая.

Длительность: 2 академических часа.

Оборудование:

  • презентация к уроку,
  • опорные схемы “Культура поведения” – слайд– презентация,
  • таблички-названия возрастных групп.
  • набор методических пособий для 4-х подгрупп:
  1. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: 1986.
  2. Островкая Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: кн. Для воспитателя детского сада.– М.: Просвещение, 1987.
  3. Фалькович Т.А., Барыкина Л.П. Сценарии занятий по культурно– нравственному воспитанию дошкольников.– М.: ВАКО, 2006.
  4. Черенкова Е.Ф. Уроки этикета и вежливости для детей.– М.: ООО “ИД РИПОЛ классик”, ООО Издательство “ДОМ ХХ1 век”, 2006.

Предварительная работа: студентам предлагаются вопросы для самостоятельной индивидуальной подготовки к семинару без объявления технологии проведения учебного занятия (приложение 1).

Структура урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Актуализация темы и целей учебного занятия (3–5 мин).
  3. Работа в малых группах (20–25 мин).
  • обсуждение основных понятий темы
  • подготовка коллективного ответа
  • выполнение группового задания
  1. Презентация выполненных группами заданий (30 мин).
  2. Закрепление материала. Решение педагогических задач (20 мин.)
  3. Объяснение задания для самостоятельной работы (2–3 мин.)
  4. Рефлексия. Итог урока. (1–2 мин).

Технологическая карта урока

Структура урока Деятельность преподавателя Деятельность студентов
1. Организационный момент. Преподаватель предлагает студентам распределиться на 4 подгруппы (по возрастным группам на практике). Группа делится на 4 микро-группы.
2. Актуализация темы и целей учебного занятия. Используя презентацию, называет тему, цель и задачи предстоящего занятия (приложение 2, слайды 1-4), знакомит студентов с алгоритмом деятельности преподавателя и студентов на учебном занятии (приложение 2, слайды 5-6).

Преподаватель презентует методические пособия, которыми предлагает пользоваться в процессе урока (приложение 2, слайд 7).

Выдает подгруппам конверты с заданием и карточкой учета активности участников семинара– практикума.

Принимают познавательные цели и задачи, участвуют в распределении ролей между участниками семинара– практикума.

Знакомятся с предложенным комплектом учебно– методических материалов, получают алгоритм деятельности на семинаре (приложение 3).

Эксперт знакомит студентов с критериями оценки активности участников семинара (приложение 4).

3. Работа студентов в малых группах Предлагает каждой подгруппе познакомиться с содержанием заданий в целом.

Оглашает регламент работы:

– обсуждение основных понятий темы – выполнение задания №1–15мин.

Наблюдает за работой групп.

Студенты знакомятся с заданиями для своей подгруппы (приложение 5).

Выполняют задание №1, коллективно обсуждая предложенные вопросы, готовят коллективный ответ.

4. Презентация группами результатов коллективного ответа на задание №1. Предлагает руководителям подгрупп зачитать предложенные группам задания и озвучить ответ.

(Регламент выступления подгруппы – 5 минут).

Обобщает ответы студентов, используя материалы презентации (приложение 2, слайды 8-13).

Отвечают на предложенные вопросы, дополняют друг друга, при необходимости задают вопросы друг другу.
5. Работа в малых группах. Выполнение задания №2. Предлагает подгруппам выполнить задание № 2, напоминает экспертам о необходимости вести учет активности участников семинара, заполняя карточку, оглашает регламент выполнения задания – 15 минут.

Наблюдает за работой групп, при необходимости задает вопросы, рекомендует источники информации, участвует в обсуждении ответов.

Подгруппы выполняют задание №2, коллективно обсуждая предложенные вопросы, конструируют коллективный ответ, определяют способы презентации информации.
6. Презентация группами результатов коллективного ответа на задание №2. Предлагает руководителям подгрупп зачитать предложенные группам задания и результаты их выполнения.

Обобщает ответы студентов, используя материалы презентации (приложение 2, слайды 14-21).

Отвечают на предложенные вопросы, приводят примеры, дополняют друг друга, при необходимости задают вопросы друг другу.
7. Решение профессиональных задач. Преподаватель предлагает подгруппам решить профессиональные задачи и обсудить в группе варианты их решения.

Студентам предлагается сформулировать выводы по проблеме семинара.

 

Читают задачи и решают их способом “аквариум”– группа слушает обсуждение вариантов решения и ответ у каждой подгруппы, затем желающие высказывают собственное мнение.

Каждая группа предлагает свой вариант выводов по теме.

8. Подведение итогов семинара.

Объяснение задания для самостоятельной работы

Преподаватель демонстрирует на презентации свой вариант выводов (приложение 2, слайды 22-25).

Домашнее задание: используя результаты наблюдений и предложенную литературу, составить перспективный план воспитания дисциплинированности и культуры поведения детей (для своей возрастной группы в базовом ДОУ).

Слушают.

Записывают домашнее задание, задают вопросы по самостоятельной работе.

9. Рефлексия Предлагает экспертам заполнить карточку анализа активности участников семинара-практикума, оценив компетентность каждого члена подгруппы по предложенным параметрам, выставить общий балл.

Участникам семинара– практикума предлагается письменно выполнить анализ собственной работы методом “Закончи предложение” (для самоанализа урока преподавателем).

Индивидуально дополняют запись на карточке “Откровенно говоря…”

Во время занятия я поняла, что…

Самым полезным для меня было…

Больше всего мне понравилось…

Мне не понравилось…