Цель урока: сформировать уверенность в возможности воспитания дисциплинированности и культуры поведения у детей дошкольного возраста.
Задачи урока:
- Уточнить понятия “дисциплина”, “дисциплинированность”, “правила поведения”, “послушание”, “ культура поведения”.
- Познакомить со средствами, методами и условиями воспитания дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников; обратить внимание на необходимость системного подхода к решению данной проблемы.
- Развивать умение структурировать самостоятельно изученный материал, вычленяя основные компоненты его содержания и используя его при решении практико-ориентированных заданий.
- Формировать профессиональный интерес к возможностям ребенка-дошкольника и методике управления его поведением; продолжать развивать коммуникативную компетентность студентов, воспитывать уважительное отношение к выступающему (не перебивать говорящего и корректно задавать вопросы).
Тип урока: урок обобщения, уточнения и систематизации знаний.
Вид урока: семинар-практикум.
Технология: обучение в сотрудничестве.
Форма организации: групповая и подгрупповая.
Длительность: 2 академических часа.
Оборудование:
- презентация к уроку,
- опорные схемы “Культура поведения” – слайд– презентация,
- таблички-названия возрастных групп.
- набор методических пособий для 4-х подгрупп:
- Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: 1986.
- Островкая Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: кн. Для воспитателя детского сада.– М.: Просвещение, 1987.
- Фалькович Т.А., Барыкина Л.П. Сценарии занятий по культурно– нравственному воспитанию дошкольников.– М.: ВАКО, 2006.
- Черенкова Е.Ф. Уроки этикета и вежливости для детей.– М.: ООО “ИД РИПОЛ классик”, ООО Издательство “ДОМ ХХ1 век”, 2006.
Предварительная работа: студентам предлагаются вопросы для самостоятельной индивидуальной подготовки к семинару без объявления технологии проведения учебного занятия (приложение 1).
Структура урока:
- Организационный момент (1 мин).
- Актуализация темы и целей учебного занятия (3–5 мин).
- Работа в малых группах (20–25 мин).
- обсуждение основных понятий темы
- подготовка коллективного ответа
- выполнение группового задания
- Презентация выполненных группами заданий (30 мин).
- Закрепление материала. Решение педагогических задач (20 мин.)
- Объяснение задания для самостоятельной работы (2–3 мин.)
- Рефлексия. Итог урока. (1–2 мин).
Технологическая карта урока
Структура урока | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1. Организационный момент. | Преподаватель предлагает студентам распределиться на 4 подгруппы (по возрастным группам на практике). | Группа делится на 4 микро-группы. |
2. Актуализация темы и целей учебного занятия. | Используя презентацию, называет тему,
цель и задачи предстоящего занятия (приложение
2, слайды 1-4), знакомит студентов с
алгоритмом деятельности преподавателя и
студентов на учебном занятии (приложение 2, слайды
5-6). Преподаватель презентует методические пособия, которыми предлагает пользоваться в процессе урока (приложение 2, слайд 7). Выдает подгруппам конверты с заданием и карточкой учета активности участников семинара– практикума. |
Принимают познавательные цели и задачи,
участвуют в распределении ролей между
участниками семинара– практикума. Знакомятся с предложенным комплектом учебно– методических материалов, получают алгоритм деятельности на семинаре (приложение 3). Эксперт знакомит студентов с критериями оценки активности участников семинара (приложение 4). |
3. Работа студентов в малых группах | Предлагает каждой подгруппе
познакомиться с содержанием заданий в целом. Оглашает регламент работы: – обсуждение основных понятий темы – выполнение задания №1–15мин. Наблюдает за работой групп. |
Студенты знакомятся с заданиями для
своей подгруппы (приложение 5). Выполняют задание №1, коллективно обсуждая предложенные вопросы, готовят коллективный ответ. |
4. Презентация группами результатов коллективного ответа на задание №1. | Предлагает руководителям подгрупп
зачитать предложенные группам задания и
озвучить ответ. (Регламент выступления подгруппы – 5 минут). Обобщает ответы студентов, используя материалы презентации (приложение 2, слайды 8-13). |
Отвечают на предложенные вопросы, дополняют друг друга, при необходимости задают вопросы друг другу. |
5. Работа в малых группах. Выполнение задания №2. | Предлагает подгруппам выполнить
задание № 2, напоминает экспертам о
необходимости вести учет активности участников
семинара, заполняя карточку, оглашает регламент
выполнения задания – 15 минут. Наблюдает за работой групп, при необходимости задает вопросы, рекомендует источники информации, участвует в обсуждении ответов. |
Подгруппы выполняют задание №2, коллективно обсуждая предложенные вопросы, конструируют коллективный ответ, определяют способы презентации информации. |
6. Презентация группами результатов коллективного ответа на задание №2. | Предлагает руководителям подгрупп
зачитать предложенные группам задания и
результаты их выполнения. Обобщает ответы студентов, используя материалы презентации (приложение 2, слайды 14-21). |
Отвечают на предложенные вопросы, приводят примеры, дополняют друг друга, при необходимости задают вопросы друг другу. |
7. Решение профессиональных задач. | Преподаватель предлагает подгруппам
решить профессиональные задачи и обсудить в
группе варианты их решения. Студентам предлагается сформулировать выводы по проблеме семинара.
|
Читают задачи и решают их способом
“аквариум”– группа слушает обсуждение
вариантов решения и ответ у каждой подгруппы,
затем желающие высказывают собственное мнение. Каждая группа предлагает свой вариант выводов по теме. |
8. Подведение итогов семинара. Объяснение задания для самостоятельной работы |
Преподаватель демонстрирует на
презентации свой вариант выводов (приложение 2, слайды
22-25). Домашнее задание: используя результаты наблюдений и предложенную литературу, составить перспективный план воспитания дисциплинированности и культуры поведения детей (для своей возрастной группы в базовом ДОУ). |
Слушают. Записывают домашнее задание, задают вопросы по самостоятельной работе. |
9. Рефлексия | Предлагает экспертам заполнить
карточку анализа активности участников
семинара-практикума, оценив компетентность
каждого члена подгруппы по предложенным
параметрам, выставить общий балл. Участникам семинара– практикума предлагается письменно выполнить анализ собственной работы методом “Закончи предложение” (для самоанализа урока преподавателем). |
Индивидуально дополняют запись на
карточке “Откровенно говоря…” Во время занятия я поняла, что… Самым полезным для меня было… Больше всего мне понравилось… Мне не понравилось… |