Урок русского языка средствами субъективизации

Разделы: Начальная школа


Основной путь обучения средствами субъективизации – включение учащихся в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта обучения. (Автор методики “Обучение младших школьников средствами субъективизации” – доктор педагогических наук, профессор Вятского государственного гуманитарного университета Г.А. Бакулина). Вся работа в русле субъективизации направлена на развитие важнейших интеллектуальных качеств младших школьников, что важно для формирования положительной мотивации обучения на уроке и обеспечения его качества. Учебная деятельность насыщена интересом к познанию. Уроки проходят увлекательно, разнообразно. В существенной степени активизируется речемыслительная деятельность учащихся. В качестве примера я хочу предложить вам урок русского языка в 4 классе по теме “Имена существительные в родительном падеже” (учебник Т.Г. Рамзиева “Русский язык”, 4 класс, 1 часть), проведённый средствами субъективизации.

Традиционно большинство уроков, проводимых средствами субъективизации, начинаются с мобилизующего этапа. Это всегда необычное, новое по содержанию и характеру выполнения упражнение. Оно “включает” интерес учащихся с первых минут урока, вводит в тему. Этот урок начался с логического упражнения.

Учитель: Ученики 4-го класса бывают забывчивы. Сегодня у Саши, Димы, Сережи нет альбома, тетради, книги. У Саши нет тетради, а Дима не забывал альбома. Определите, что каждый из детей оставил дома?

Дети повторяют текст упражнения и доказывают правильность своих суждений.

Дети: Ученики 4 класса бывают забывчивы. Сегодня на уроке у Саши, Димы, Сережи нет альбома, тетради, книги. У Саши нет тетради, а Дима не забывал альбома. Значит, у Саши нет тетради, Дима забыл книгу, а Сережа – альбом.

Логическое упражнение тесно связывается с изучаемым на уроке материалом, поэтому формулирование темы урока самими учащимися происходит с опорой на содержание логического упражнения.

Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока, определив падеж имен существительных во втором предложении логического упражнения.

Дети: Я думаю, что тема сегодняшнего урока “Имена существительные в родительном падеже”, так как во втором предложении имена существительные стоят в родительном падеже. Например, нет у кого? У Саши, Димы, Сережи. Нет чего? Альбома, тетради, книги. Это имена существительные в родительном падеже.

Учитель открывает заранее записанную на доске тему урока.

Учитель: Зная тему и используя опорные слова, поставьте цель урока.

У доски выставлены карточки со словами:

  • повторить …
  • узнать …

Дети: Цель урока: повторить, что мы знаем об именах существительных в родительном падеже; узнать что-то новое об именах существительных в родительном падеже.

Учитель: Начнем работу над поставленной целью с повторения. Вспомним, что вы знаете об именах существительных в родительном падеже. Задайте друг другу вопросы так, чтобы мы могли восстановить знания об именах существительных в родительном падеже.

Один ученик задает вопрос, другой отвечает на него. Учитель прикрепляет на доске карточки с записанными вопросами, предлогами имен существительных в родительном падеже.

Учитель: Продолжим работу по таблице (карточка 1). Самостоятельно познакомьтесь с таблицей. Обратите внимание на склонение имен существительных и выделенную в них часть. Сделайте вывод по таблице в соответствии с темой урока. (Таблица имеется и в учебнике на с.94.)

Карточка 1

Ударные и безударные окончания имен существительных

Падеж 1-е склонение 2 склонение 3 склонение
И.п. рекa земля двор конь степь
рeчка яблоня гoрод олeнь oсень
Р.п. рекu землu дворa коня стeпи
речкu яблони гoрода олeня oсени
Д.п. рекe землe дворy коню стeпи
рeчке яблоне гoроду олeню oсени
В.п. рeку зeмлю двoр коня степь
рeчку яблоню гoрод олeня oсень
Т.п. рекoй зeмлёй дворoм конём стeпью
рeчкой яблоней гoродом олeнем oсенью
П.п. о рекe о землe о дворе о конe о стeпи
о рeчке о яблоне о гoроде об олeне об oсени

Дети: Имена существительные в родительном падеже 1-го склонения имеют окончания -и, -ы; 2-го склонения – -а, -я; 3-го склонения – -и. Ударные и безударные окончания одного и того же склонения имён существительных в родительном падеже пишутся одинаково.

Учитель во время ответа учащихся прикрепляет карточки с записью окончаний существительных в родительном падеже на доске. Получается опорная таблица для ответов учащихся.

Учитель: Обобщите материал об именах существительных в родительном падеже, используя опорную запись на доске.

На доске запись:

Имена существительные в родительном падеже
Вопросы: кого? чего? откуда? где?
Предлоги: от, до, из, без, у, для, около, после.
Роль в предложении: второстепенный член предложения.

Окончания:
1-е склонение – , -ы;
2-е склонение – -а, -я;
3-е склонение – -и.

Учащиеся обобщают материал, приводят примеры, комментируя свой ответ.

Учитель: Вспомните текст логического упражнения. Выделите из второго предложения текста имена существительные в родительном падеже. Запишите их, ориентируясь на последнюю часть схемы. В тетрадях у детей появляется запись:

Физкультурная минутка на уроках, проводимых средствами субъективизации, проводится не в традиционной форме. Учитель дает учащимся задание на выполнение физических упражнений, связанных с изучаемым материалом на уроке.

Учитель: Я буду называть словосочетания. Если существительное в словосочетании стоит в родительном падеже, вы делаете три наклона вперед, если нет – прыгаете один раз.

Ехала машина, жить без друга, рассказ из книги, самолёт летит, варенье из черешни, ученица читает, ваза из стекла, учительница объясняет.

Такая физкультминутка не утомляет учащихся, а способствует их активизации на уроке, вызывает интерес к изучаемому материалу.

Учитель: Прочитайте запись на карточке 2.

Карточка 2

Учитель: Что объединяет предложения?

Дети: Это пословицы об учебе и об отношении к ней.

Учитель: Можно ли разделить их на две группы по смыслу?

Дети: Можно. Первая группа – это пословицы о том, что человек должен учиться всю жизнь. К ней относятся пословицы: Век живи, век учись. Живи и учись до старости. Вторая группа – пословицы о том, что учение не бывает легким: Без терпенья и муки нет науки. Без ученья нет уменья.

Учитель: Посмотрите на схемы к данным пословицам и сформулируйте задание к упражнению в соответствии с темой урока.

Дети: Данные пословицы мы должны записать, ориентируясь на количество имен существительных в родительном падеже, определяя склонение, падеж и выделяя окончания имен существительных в родительном падеже.

Учитель: Назовите имена существительные, в которых по одному признаку звуков должно быть меньше, чем букв, по другому – больше, а в целом их одинаковое количество. Обоснуйте свой ответ.

Дети: Ученье. В нем есть мягкий знак, который звука не обозначает, значит букв должно быть больше, чем звуков. Но буква е после мягкого знака обозначает два звука. Значит, звуков должно быть больше, чем букв. А в целом получается звуков и букв одинаковое количество.

Аналогично предыдущему дети приводят примеры других слов из пословиц и обосновывают свои ответы. (Уменья, терпенья.)

Учитель: Продолжим работу над темой урока. Познакомьтесь с записью карточки 3.

Карточка 3

Дети: Мы должны вставить в текст пропущенные предлоги и пропущенные окончания имен существительных.

Учитель: Вставьте в текст стихотворения из книги Татьяны Рик “Здравствуйте, имя существительное” пропущенные предлоги и окончания имен существительных. Объясните написание окончаний имен существительных в родительном падеже.

Учащиеся работают на карточках, комментируя выполняемые задания.

Учитель: Найдите предложение, в котором два существительных 1-го склонения. Сделайте его синтаксический разбор.

Учитель: Сгруппируйте слова по орфограммам, выделите две самые большие группы.

Итог урока – обобщение изученного на уроке материала. Оно может проходить в разной форме, но всегда на высоком уровне развития речемыслительной деятельности.

Учитель: Что нового вы узнали на уроке?

Дети: Мы узнали, какие окончания имеют имена существительные в родительном падеже.

Учитель: Восстановите знания об именах существительных в родительном падеже, используя опорные слова.

На доске запись:

Учащиеся еще раз обобщают изученный материал.

Учитель: Как надо относиться к учению, чтобы быть успешным в жизни? Дайте свою оценку поступкам детей из логического упражнения и стихотворения Татьяны Рик.

Урок завершен. На лицах детей были улыбки. Они уходили из класса с хорошим настроением.

Уроки, проведенные средствами субъективизации, помогают совершенствоваться и мне, как учителю. Они повышают мой профессионализм и мастерство.