Основной путь обучения средствами субъективизации – включение учащихся в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта обучения. (Автор методики “Обучение младших школьников средствами субъективизации” – доктор педагогических наук, профессор Вятского государственного гуманитарного университета Г.А. Бакулина). Вся работа в русле субъективизации направлена на развитие важнейших интеллектуальных качеств младших школьников, что важно для формирования положительной мотивации обучения на уроке и обеспечения его качества. Учебная деятельность насыщена интересом к познанию. Уроки проходят увлекательно, разнообразно. В существенной степени активизируется речемыслительная деятельность учащихся. В качестве примера я хочу предложить вам урок русского языка в 4 классе по теме “Имена существительные в родительном падеже” (учебник Т.Г. Рамзиева “Русский язык”, 4 класс, 1 часть), проведённый средствами субъективизации.
Традиционно большинство уроков, проводимых средствами субъективизации, начинаются с мобилизующего этапа. Это всегда необычное, новое по содержанию и характеру выполнения упражнение. Оно “включает” интерес учащихся с первых минут урока, вводит в тему. Этот урок начался с логического упражнения.
Учитель: Ученики 4-го класса бывают забывчивы. Сегодня у Саши, Димы, Сережи нет альбома, тетради, книги. У Саши нет тетради, а Дима не забывал альбома. Определите, что каждый из детей оставил дома?
Дети повторяют текст упражнения и доказывают правильность своих суждений.
Дети: Ученики 4 класса бывают забывчивы. Сегодня на уроке у Саши, Димы, Сережи нет альбома, тетради, книги. У Саши нет тетради, а Дима не забывал альбома. Значит, у Саши нет тетради, Дима забыл книгу, а Сережа – альбом.
Логическое упражнение тесно связывается с изучаемым на уроке материалом, поэтому формулирование темы урока самими учащимися происходит с опорой на содержание логического упражнения.
Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока, определив падеж имен существительных во втором предложении логического упражнения.
Дети: Я думаю, что тема сегодняшнего урока “Имена существительные в родительном падеже”, так как во втором предложении имена существительные стоят в родительном падеже. Например, нет у кого? У Саши, Димы, Сережи. Нет чего? Альбома, тетради, книги. Это имена существительные в родительном падеже.
Учитель открывает заранее записанную на доске тему урока.
Учитель: Зная тему и используя опорные слова, поставьте цель урока.
У доски выставлены карточки со словами:
- повторить …
- узнать …
Дети: Цель урока: повторить, что мы знаем об именах существительных в родительном падеже; узнать что-то новое об именах существительных в родительном падеже.
Учитель: Начнем работу над поставленной целью с повторения. Вспомним, что вы знаете об именах существительных в родительном падеже. Задайте друг другу вопросы так, чтобы мы могли восстановить знания об именах существительных в родительном падеже.
Один ученик задает вопрос, другой отвечает на него. Учитель прикрепляет на доске карточки с записанными вопросами, предлогами имен существительных в родительном падеже.
Учитель: Продолжим работу по таблице (карточка 1). Самостоятельно познакомьтесь с таблицей. Обратите внимание на склонение имен существительных и выделенную в них часть. Сделайте вывод по таблице в соответствии с темой урока. (Таблица имеется и в учебнике на с.94.)
Карточка 1
Ударные и безударные окончания имен существительных
Падеж | 1-е склонение | 2 склонение | 3 склонение | ||
И.п. | рекa | земля | двор | конь | степь |
рeчка | яблоня | гoрод | олeнь | oсень | |
Р.п. | рекu | землu | дворa | коня | стeпи |
речкu | яблони | гoрода | олeня | oсени | |
Д.п. | рекe | землe | дворy | коню | стeпи |
рeчке | яблоне | гoроду | олeню | oсени | |
В.п. | рeку | зeмлю | двoр | коня | степь |
рeчку | яблоню | гoрод | олeня | oсень | |
Т.п. | рекoй | зeмлёй | дворoм | конём | стeпью |
рeчкой | яблоней | гoродом | олeнем | oсенью | |
П.п. | о рекe | о землe | о дворе | о конe | о стeпи |
о рeчке | о яблоне | о гoроде | об олeне | об oсени |
Дети: Имена существительные в родительном падеже 1-го склонения имеют окончания -и, -ы; 2-го склонения – -а, -я; 3-го склонения – -и. Ударные и безударные окончания одного и того же склонения имён существительных в родительном падеже пишутся одинаково.
Учитель во время ответа учащихся прикрепляет карточки с записью окончаний существительных в родительном падеже на доске. Получается опорная таблица для ответов учащихся.
Учитель: Обобщите материал об именах существительных в родительном падеже, используя опорную запись на доске.
На доске запись:
Имена существительные в родительном падеже
Вопросы: кого? чего? откуда? где?
Предлоги: от, до, из, без, у, для, около, после.
Роль в предложении: второстепенный член предложения.Окончания:
1-е склонение – -и, -ы;
2-е склонение – -а, -я;
3-е склонение – -и.
Учащиеся обобщают материал, приводят примеры, комментируя свой ответ.
Учитель: Вспомните текст логического упражнения. Выделите из второго предложения текста имена существительные в родительном падеже. Запишите их, ориентируясь на последнюю часть схемы. В тетрадях у детей появляется запись:
Физкультурная минутка на уроках, проводимых средствами субъективизации, проводится не в традиционной форме. Учитель дает учащимся задание на выполнение физических упражнений, связанных с изучаемым материалом на уроке.
Учитель: Я буду называть словосочетания. Если существительное в словосочетании стоит в родительном падеже, вы делаете три наклона вперед, если нет – прыгаете один раз.
Ехала машина, жить без друга, рассказ из книги, самолёт летит, варенье из черешни, ученица читает, ваза из стекла, учительница объясняет. |
Такая физкультминутка не утомляет учащихся, а способствует их активизации на уроке, вызывает интерес к изучаемому материалу.
Учитель: Прочитайте запись на карточке 2.
Карточка 2
Учитель: Что объединяет предложения?
Дети: Это пословицы об учебе и об отношении к ней.
Учитель: Можно ли разделить их на две группы по смыслу?
Дети: Можно. Первая группа – это пословицы о том, что человек должен учиться всю жизнь. К ней относятся пословицы: Век живи, век учись. Живи и учись до старости. Вторая группа – пословицы о том, что учение не бывает легким: Без терпенья и муки нет науки. Без ученья нет уменья.
Учитель: Посмотрите на схемы к данным пословицам и сформулируйте задание к упражнению в соответствии с темой урока.
Дети: Данные пословицы мы должны записать, ориентируясь на количество имен существительных в родительном падеже, определяя склонение, падеж и выделяя окончания имен существительных в родительном падеже.
Учитель: Назовите имена существительные, в которых по одному признаку звуков должно быть меньше, чем букв, по другому – больше, а в целом их одинаковое количество. Обоснуйте свой ответ.
Дети: Ученье. В нем есть мягкий знак, который звука не обозначает, значит букв должно быть больше, чем звуков. Но буква е после мягкого знака обозначает два звука. Значит, звуков должно быть больше, чем букв. А в целом получается звуков и букв одинаковое количество.
Аналогично предыдущему дети приводят примеры других слов из пословиц и обосновывают свои ответы. (Уменья, терпенья.)
Учитель: Продолжим работу над темой урока. Познакомьтесь с записью карточки 3.
Карточка 3
Дети: Мы должны вставить в текст пропущенные предлоги и пропущенные окончания имен существительных.
Учитель: Вставьте в текст стихотворения из книги Татьяны Рик “Здравствуйте, имя существительное” пропущенные предлоги и окончания имен существительных. Объясните написание окончаний имен существительных в родительном падеже.
Учащиеся работают на карточках, комментируя выполняемые задания.
Учитель: Найдите предложение, в котором два существительных 1-го склонения. Сделайте его синтаксический разбор.
Учитель: Сгруппируйте слова по орфограммам, выделите две самые большие группы.
Итог урока – обобщение изученного на уроке материала. Оно может проходить в разной форме, но всегда на высоком уровне развития речемыслительной деятельности.
Учитель: Что нового вы узнали на уроке?
Дети: Мы узнали, какие окончания имеют имена существительные в родительном падеже.
Учитель: Восстановите знания об именах существительных в родительном падеже, используя опорные слова.
На доске запись:
Учащиеся еще раз обобщают изученный материал.
Учитель: Как надо относиться к учению, чтобы быть успешным в жизни? Дайте свою оценку поступкам детей из логического упражнения и стихотворения Татьяны Рик.
Урок завершен. На лицах детей были улыбки. Они уходили из класса с хорошим настроением.
Уроки, проведенные средствами субъективизации, помогают совершенствоваться и мне, как учителю. Они повышают мой профессионализм и мастерство.