Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Разделительный мягкий знак"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать умение правильно писать и произносить слова с разделительным Ь знаком;
  • развитие внимания, зрительной памяти и орфографической зоркости;
  • обогащение словарного запаса учащихся словами с разделительным Ь знаком.

Оборудование: динамическая картинка, картинки на магнитах, карточки с сочетаниями и со словами с разделительным Ь знаком.

Ход урока:

I. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы будем учиться писать слова с разделительным Ь знаком, постараемся запомнить как можно больше слов с разделительным Ь знаком для того, чтобы эти слова можно было использовать в своей речи, правильно, без ошибок, писать их в сочетании, в диктанте или в изложении.

II. Чистописание.

Сначала мы научимся правильно писать Ь знак в сочетаниях, для того, чтобы наше письмо было правильным и красивым.

  вья – нижнее соединение
карточки нье – среднее соединение
  льи – верхнее соединение

Напишите целую строчку, повторяя эти слоги.

– Посмотрите, ребята, какие слоги с мягким знаком есть еще у нас. Давайте их прочитаем /Чтение слогов хором/.

Что заметили при чтении? /Согласный звук и следующий за ним гласный произносятся раздельно, т.е. согласный не сливается с гласным/.

А как вы думаете, на какую орфограмму /или правило/ эти слоги? /На правило правописания разделительного Ь знака/.

Когда же в словах пишется разделительный Ь знак?

Разделительный Ь знак пишется в словах после согласных и перед гласными:е ё и ю я.

Используя эти сочетания, придумайте слова с разделительным Ь знаком:

Соловьи, льет, семья, вьют, воробьи, соловьи, улья…

III. Работа с динамической картинкой.

  1. – Сегодня мы с вами художники, но рисовать мы будем не с помощью красок и кисти, а при помощи картинок и слов с разделительным Ь знаком.

    – Перед вами картинка. Что же здесь изображено? /Трава, земля, небо/

    А что украшает нашу землю? /Поля, луга, леса, деревья, звери, птицы/

    А как это можно назвать одним словом? /Природа/

    Правильно, мы должны любить и охранять нашу землю и все то, что на ней растет и живет.

    – Что же делает наш воздух чище и радует нас в любое время года, летом мы прячемся в их тени, осенью любуемся их яркими красками? /Деревья/

    /По ходу рассказа на доску вывешиваются картинки на магнитах/

    А что это у деревьев? /Сучья/

    А на деревьях растут…/листья/

    Под деревьями старые засохшие ветки, как иначе мы их назовем? /Прутья/

    В лесу на деревьях вьют свои гнезда, слышится пенье и щебетанье кого? /Птиц/

    Вспомните и назовите слова, обозначающие птиц, которые пишутся с разделительным Ь знаком? /Воробьи, соловьи/

    Что есть у каждой птицы? /Крылья/

    А что у птиц на крыльях и на теле? /Перья/

    Иногда в лесу встречаются муравейники.

    А под каким деревом у нас муравейник? /Под елью/

    А кто же построил этот большой дом? /Муравьи/

    Любите ли вы отдыхать на природе? /Да/

    А с кем вы чаще ходите отдыхать? /С родителями/

    Но ведь родители работают и не всегда они могут прогуливаться с вами за город или на дачу. Когда родители свободны от работы? /В выходные/

    А какой это день недели? /Воскресенье/

    И вот в одно из таких воскресений мама, папа с дочерью и сыновьями отправились на прогулку. Кто это мама, папа, дочь, сыновья, как одним словом назовем мы их? /Семья Васильевых/.

    Как назовем сыновей? /Илья и Лукьян/

    Кто они друг другу? /братья/

    Илья и собака Вьюн — друзья. С ними прибежало сюда животное, которое любит кушать желуди. Кто это? /Свинья/

    Свинья Хавронья — так мы ее назовем.

    – Вдруг они услышали лай собаки. Все подошли посмотреть, что же там произошло? /Собака нашла нору/

    Чья это может быть нора? /Барсучья, лисья, волчья./ Дети отогнали собаку от норы.

    Семья Васильевых купались, загорали, а мокрую одежду /белье/ повесили на колья. Потом сели на скамью отдохнуть.

    – Невдалеке виднелась пасека деда Валерьяна. И конечно - же вся семья отправилась к деду. Дед обрадовался и начал угощать их, посадил за стол. Выставил угощенья. Какие же это были угощенья? /Мед, печенье, варенье, оладьи/

    Сколько было веселья, счастья! Сколько здоровья принесло им это гулянье!

  2. Работа со словами.

    А теперь ребята вспомните слова, которые мы употребляли, рисуя картину используя картинки на магнитах с разделительным Ь знаком /дети называют, учитель вывешивает карточки со словами/.

  3. Прочитайте еще раз эти слова. /Учитель снимает слова на карточках/

    А теперь запишите их по памяти. В помощь вам останется картина.

  4. Проверка: Прочитает свои слова… (2-3 чел.)

    А у кого есть еще слова, которые были не названы ребятами?/Прочитать/

  5. Ф/минутка:

    Хомка-хомка, хомячок,
    Полосатенький бочок.
    Хомка раненько встает,
    Щеки моет, шейку трет.
    Подметает Хомка хатку
    И выходит на зарядку.
    Раз, два, три, четыре, пять
    Хомка хочет сильным стать.

  6. Составьте рассказ по картинке, используя свои слова. /Устная передача текста/.
  7. Работа с предложениями:

    – Составьте из данных слов предложение к нашей картинке и запишите его в тетради. /Кто-то работает у доски/.

IV. Итог урока, оценивание.

Чему учились на уроке?

– Для чего нам нужно запомнить такое количество слов с разделительным Ь знаком?

V. Домашнее задание:

Придумать и записать 7 новых слов с разделительным Ь знаком.