Цели:
- формировать умение правильно писать и произносить слова с разделительным Ь знаком;
- развитие внимания, зрительной памяти и орфографической зоркости;
- обогащение словарного запаса учащихся словами с разделительным Ь знаком.
Оборудование: динамическая картинка, картинки на магнитах, карточки с сочетаниями и со словами с разделительным Ь знаком.
Ход урока:
I. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы будем учиться писать слова с разделительным Ь знаком, постараемся запомнить как можно больше слов с разделительным Ь знаком для того, чтобы эти слова можно было использовать в своей речи, правильно, без ошибок, писать их в сочетании, в диктанте или в изложении.
II. Чистописание.
– Сначала мы научимся правильно писать Ь знак в сочетаниях, для того, чтобы наше письмо было правильным и красивым.
вья – нижнее соединение | |
карточки | нье – среднее соединение |
льи – верхнее соединение |
– Напишите целую строчку, повторяя эти слоги.
– Посмотрите, ребята, какие слоги с мягким знаком есть еще у нас. Давайте их прочитаем /Чтение слогов хором/.
– Что заметили при чтении? /Согласный звук и следующий за ним гласный произносятся раздельно, т.е. согласный не сливается с гласным/.
– А как вы думаете, на какую орфограмму /или правило/ эти слоги? /На правило правописания разделительного Ь знака/.
– Когда же в словах пишется разделительный Ь знак?
Разделительный Ь знак пишется в словах после согласных и перед гласными:е ё и ю я.
– Используя эти сочетания, придумайте слова с разделительным Ь знаком:
Соловьи, льет, семья, вьют, воробьи, соловьи, улья…
III. Работа с динамической картинкой.
- – Сегодня мы с вами художники, но рисовать мы будем не с помощью красок и кисти, а при помощи картинок и слов с разделительным Ь знаком.
– Перед вами картинка. Что же здесь изображено? /Трава, земля, небо/
– А что украшает нашу землю? /Поля, луга, леса, деревья, звери, птицы/
– А как это можно назвать одним словом? /Природа/
– Правильно, мы должны любить и охранять нашу землю и все то, что на ней растет и живет.
– Что же делает наш воздух чище и радует нас в любое время года, летом мы прячемся в их тени, осенью любуемся их яркими красками? /Деревья/
/По ходу рассказа на доску вывешиваются картинки на магнитах/
– А что это у деревьев? /Сучья/
– А на деревьях растут…/листья/
– Под деревьями старые засохшие ветки, как иначе мы их назовем? /Прутья/
– В лесу на деревьях вьют свои гнезда, слышится пенье и щебетанье кого? /Птиц/
– Вспомните и назовите слова, обозначающие птиц, которые пишутся с разделительным Ь знаком? /Воробьи, соловьи/
– Что есть у каждой птицы? /Крылья/
– А что у птиц на крыльях и на теле? /Перья/
– Иногда в лесу встречаются муравейники.
– А под каким деревом у нас муравейник? /Под елью/
– А кто же построил этот большой дом? /Муравьи/
– Любите ли вы отдыхать на природе? /Да/
– А с кем вы чаще ходите отдыхать? /С родителями/
– Но ведь родители работают и не всегда они могут прогуливаться с вами за город или на дачу. Когда родители свободны от работы? /В выходные/
– А какой это день недели? /Воскресенье/
– И вот в одно из таких воскресений мама, папа с дочерью и сыновьями отправились на прогулку. Кто это мама, папа, дочь, сыновья, как одним словом назовем мы их? /Семья Васильевых/.
– Как назовем сыновей? /Илья и Лукьян/
– Кто они друг другу? /братья/
– Илья и собака Вьюн — друзья. С ними прибежало сюда животное, которое любит кушать желуди. Кто это? /Свинья/
– Свинья Хавронья — так мы ее назовем.
– Вдруг они услышали лай собаки. Все подошли посмотреть, что же там произошло? /Собака нашла нору/
– Чья это может быть нора? /Барсучья, лисья, волчья./ Дети отогнали собаку от норы.
– Семья Васильевых купались, загорали, а мокрую одежду /белье/ повесили на колья. Потом сели на скамью отдохнуть.
– Невдалеке виднелась пасека деда Валерьяна. И конечно - же вся семья отправилась к деду. Дед обрадовался и начал угощать их, посадил за стол. Выставил угощенья. Какие же это были угощенья? /Мед, печенье, варенье, оладьи/
– Сколько было веселья, счастья! Сколько здоровья принесло им это гулянье!
- Работа со словами.
– А теперь ребята вспомните слова, которые мы употребляли, рисуя картину используя картинки на магнитах с разделительным Ь знаком /дети называют, учитель вывешивает карточки со словами/.
- – Прочитайте еще раз эти слова. /Учитель снимает слова на карточках/
– А теперь запишите их по памяти. В помощь вам останется картина.
- Проверка: Прочитает свои слова… (2-3 чел.)
– А у кого есть еще слова, которые были не названы ребятами?/Прочитать/
- Ф/минутка:
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка хочет сильным стать. - Составьте рассказ по картинке, используя свои слова. /Устная передача текста/.
- Работа с предложениями:
– Составьте из данных слов предложение к нашей картинке и запишите его в тетради. /Кто-то работает у доски/.
IV. Итог урока, оценивание.
– Чему учились на уроке?
– Для чего нам нужно запомнить такое количество слов с разделительным Ь знаком?
V. Домашнее задание:
Придумать и записать 7 новых слов с разделительным Ь знаком.