Здоровье – это вершина,
на которую человек
должен подняться сам.
Пояснительная записка
Здоровье людей относится к числу главных проблем, т.е. тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Проблема снижения уровня здоровья населения России в новом тысячелетии стоит чрезмерно остро. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения.
Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических фактов. В детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья. Перед общеобразовательной школой, дополнительным образованием и классным руководителем стоит проблема оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья, активизации мыслительной и двигательной деятельности и в целом по формированию культуры здоровья детей.
Модернизация системы образования требует внедрения кардинального нового подхода в обучении, который должен органично войти в повседневную деятельность школы и лежать в основе всего образовательного процесса. Программа “Здоровье” реализуется в соответствии с рекомендациями МО РФ по подготовке к организации здоровье сберегающего процесса в общеобразовательных учреждениях (письмо МО РФ №13-51-104 от 26.08.2002 года), является комплексной, в ней особое внимание уделено медико-биологическим, психологическим, экологическим и социальным аспектам физического и нравственного здоровья детей.
Важное условие реализации программы – целенаправленная систематическая работа по двум ступеням, имеющим оздоровительную эколого-биологическую направленность. Программа реализуется в три этапа (5-8 классы общеобразовательной школы).
Структура программы “Здоровья”.
1-ый этап: “Береги свое здоровье” – 5-й класс.
2-ой этап: “Плавание и физическая красота человека” – 6-7-й класс.
3-й этап “В человеке должно быть все прекрасно: и мысли, и душа, и тело.” 7-8 класс.
Цель программы: формирование основ культуры здоровья у школьников среднего звена. Для реализации программы и достижения поставленной цели на каждом этапе ставятся конкретные задачи, решение которых обеспечивает усвоение программного материала и формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни. Можно выделить ряд приоритетных задач, постановка которых и решение позволяет отслеживать эффективность образовательного, оздоровительного, развивающего и воспитательного компонентов программы.
Образовательные задачи:
- Формировать первоначальные знания в области анатомии, физиологии, гигиены и валеологии;
- Обучать детей приемам самоконтроля, соморегуляции, коррекции своего здоровья и самооздоровления с помощью оздоровительных упражнений, простых водных и фито процедур.
Оздоровительные задачи:
- Укреплять здоровье детей за счет повышения их двигательной, гигиенической культуры;
- Организовывать спортивно-оздоровительные, лечебно-профилактические и досуговые мероприятия, способствующие проявлению положительных эмоций и укреплению психического здоровья.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательные, творческие и двигательные способности детей;
- Актуализировать потребности детей в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании и побудить их к формированию здоровья собственными силами;
- Содействовать всестороннему и гармоничному развитию личности обучающихся.
Воспитательные задачи:
- Формировать мотивацию здорового образа жизни, безопасного и гигиенически разумного поведения;
- Воспитывать у детей экологическую, валеологическую культуру и культуру поведения через формирование нравственных, духовных и волевых качеств.
Основные принципы программы:
- Принцип гуманизации – высшей ценностью является ребенок и его здоровье (Конвенция о правах ребенка, 1998год);
- Принцип природосообразности предполагает воспитание ребенка в единстве с природой, заботу об экологически благоприятной для него среде жизни;
- Принцип единства познания, переживания и действия позволяет обеспечить становление многогранных отношений ребенка с окружающей средой и ценностного отношения к здоровью;
- Принцип интеграции содействует осознанию роли и места человека в системе мироздания, зависимости состояния здоровья от деятельности в социоприродной среде. Умелая интеграция содержания компонентов обеспечивает становление валеологически и экологически грамотной позиции ребенка;
- Принцип диалогизации предполагает субъект-объективный характер отношений между взрослым и ребенком, результатом которых является сотрудничество, сотворчество в направлении здоровьесбережения.
Актуальность программы заключается в том, что она комплексная и экспериментальная, ее создание обусловлено работой школы по программе “Формирование здоровьесберегающих технологий”.
Новизна программы в том, что организация образовательной деятельности детей строится на основе валеологически структурированного занятия.
Такой подход позволяет поддерживать физическую и умственную работоспособность обучающихся на оптимальном уровне в течение всей рабочей недели, не вызывая утомления, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья.
Методика работы по программе позволяет творчески подходить к вопросам образования и оздоровления детей, открывает широкий простор для инновационной деятельности.
Для организации работы в учебном процессе используются как традиционные (беседы, лекции, дискуссия, экскурсия и т. д.), так и не традиционные формы занятий (путешествия, конкурсы, посещение бассейна, принятие фито процедур и т.д.). Усвоение, осмысление и применение знаний, выработка навыков обеспечивается разнообразием методов и приемов ( как традиционных, так и инновационных) организации образовательно-оздоровительного процесса.
Познавательный теоретический материал дается в форме рассказа с элементами беседы в сочетании с практическими занятиями, физкультурными и оздоровительными минутками. Широко используются специфические для школьников среднего звена виды деятельности: музыки, физического воспитания ( подвижные игры, игры-путешествия, игры на свежем воздухе, эстафеты, состязания и т.д.), прогулки за здоровьем, экскурсии и оздоровительные игры на свежем воздухе; а также произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, потешки и т.д.). Названия тем уроков на первом этапе содержат производные местоимения “Я”, что подчеркивает личную значимость информации, как только ребенок с ней сталкивается, и поддерживает его внимание достаточно продолжительно, способствуя усвоению и дальнейшему использованию. Например, “Я- пешеход, для меня есть светофор и переход!”, “Мои здоровые зубы”, “Я, здоровый человек” и т.д.
В работе по программе “Здоровье” большое внимание уделяется воспитательной работе, реализация воспитательного компонента программы создает благоприятную психоэмоциональную среду, способствующую не только психологическому оздоровлению, но и формированию устойчивой мотивации здорового образа жизни.
Результатом работы по программе “Здоровье” является сформированность ответственного ценностного отношения к здоровью, а это “достаточно сложное психологическое новообразование” (Д.В.Колесов).
Оно включает:
- Отношение к здоровью как ценности;
- Формирование представления о себе как о здоровом человеке;
- Тревога за возможную утрату здоровья и желание не болеть;
- Способность использовать в повседневном поведение всю
информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья, причем осознание опасности болезней или вредных привычек не должно быть пассивным, оно должно подвигать ребенка к энергичным действиям во благо своего здоровья;
- конкретные привычки здорового образа жизни.
Программой предусмотрено проведение диагностической работы, которая позволяет оценивать эффективность образовательно-оздоровительной деятельности. диагностические исследования способствуют выявлению не только уровня сформированности валеологической культуры (уровень знания по анотомии , физиологии и гигиене , качество умений и навыков по укреплению и сохранения здоровья), но и выявлению характера социально – психологических отношений в ближайшем для каждого ребёнка окружении, определению состояния психического здоровья детей.
Диагностическая работа, проводимая по программе, может отразить лишь результативность образовательного, частично развивающего и воспитательного компонентов программы, практически невозможно диагностировать оздоровительное воздействие программ, поскольку процесс формирования индивидуального здоровья достаточно долгосрочен.
Структура занятия. 1-й этап (Береги свое здоровье 5 класс). Реализуется за счет уроков здоровья и внеклассной работы, работы с родителями.
Одним из путей снятия утомления и восстановления психофизических ресурсов организма является организация учебной деятельности, основанная на интеграции научных знаний по физиологии, психологии, гигиене и биоритмологии. Проблема снятия утомления в науке не является новой. Особое место отводится повышению двигательной активности , которая позволяет улучшить функционирование всех физиологических систем организма. Если учесть характер умственной и физической работоспособности в течении каждого часа , то можно определить динамику работоспособности на занятии и выделить следующие её фазы:
- фаза врабатывания;
- фаза оптимальной работоспособности;
- компенсаторная фаза;
- фаза утомления;
- фаза восстановления;
В структуре занятия необходимо выявлять 3 этапа деятельности;
1 этап – подготовка обучающихся к деятельности (фаза врабатывания );
2 этап – снятие напряжения в ходе занятия (компенсаторная фаза);
3 этап – проведение осмысления деятельности и снятие остаточного мышечного напряжения ( фаза утомления ) в конце занятия.
Схема организации оздоровительной деятельности обучающихся на занятиях.
1 этап – подготовка к учебной деятельности совпадает с фазой врабатывания , в которую организм настраивается, саморегулирует работу центром нервной структуры. В этот период (2 мин.) рекомендуется проводить упражнения, активизирующие системы организма и умственную деятельность (на выбор педагога массаж, дыхательная гимнастика).
За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, продолжительность которой у средних школьников составляет 15 - 20 минут. В этот период отмечается согласованная деятельность всех систем организма. Дети усваивают самый трудный материал занятия, но уже нарастает утомляемость (компенсаторная фаза), которую можно снизить введением динамической паузы.
2 этап – снятие напряжения в ходе занятия. В четвертой фазе (утомление) возможно появление признаков утомления(отсутствие внимания, разговоры, двигательное беспокойство, снижение умственной работоспособности). Предлагаются двигательные упражнения, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика.
3 этап – в конце занятия предлагается проведение осмысления деятельности (рефлексии) и снятие остаточного мышечного напряжения при помощи релаксационных упражнений или дыхательной гимнастики(звуковая, расслабляющая дыхательная гимнастика).
Организация образовательно-оздоровительной деятельности на занятии может быть представлена в виде таблицы.
Этапы деятельности |
Упражнения |
1.1.Активизация систем организма 1.2.Повышение энергетического статуса 1.3.Активизация обоих полушарий, Подготовка к усвоению знаний 1.4. Улучшение мыслительной деятельности, мозгового кровообращения 1.5. Русский язык: А) улучшение зрительно – моторной координации, Б) облегчение процесса письма 1.6. Литература Улучшение внимания при чтении, перессказе |
Массаж ушных раковин, пальцев рук. Мобилизирующая дыхательная гимнастика. Пропевание гамм Перекрестные движения
Качание головой Звуковое дыхание Ленивые восьмерки Активизация руки
Точки мозга |
2.1. Гармонизация деятельности Дыхательной, сердечно- сосудистой, нервной систем
2.3. Снятие напряжения глаз 2.4. Трансформация отрицательных в положительные. 2.5. Улучшение мозгового кровообращения 2.6. Снятие утомления с плечевого Пояса и рук |
Дыхательная гимнастика (гармонизирующая)
Медвежьи покачивания “Красивая осанка” Гимнастика для глаз Дыхательная гимнастика (расслабляющая)
Лобно-затылочная коррекция
Пальчиковая гимнастика |
3.1. Осмысление деятельности (рефлексия) 3.2. Снятие психофизического напряжения (сенсорно-моторные реакции) |
Рефлексия
Релаксация “Медуза” Звуковое дыхание |
Реализация программы здоровья предполагает овладение детьми определенным уровнем знаний и умений.
Обучающиеся должны знать:
- части тела, основные органы и системы своего организма;
- основные термины и правила здорового образа жизни;
- факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье, правила закаливания организма;
- основные правила безопасного поведения на улице, на воде, в школе и дома;
- правила поведения при чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях);
- правила экологически грамотного поведения в природе;
- телефоны специальных служб (пожарной, газовой, скорой помощи и милиции);
- меры профилактики инфекционных заболеваний, правила поведения во время болезней;
- значение двигательной активности и занятий спортом для укрепления здоровья;
- предметы личного и общего пользования при соблюдении гигиенических норм и правил;
- правила личной гигиены, гигиены органов зрения, слуха, полости рта, ухода за одеждой;
- правила здорового питания, культуру приема пищи;
- меры профилактики нарушений осанки, упражнение для коррекции нарушений осанки;
- основы культуры общения: приветствие, благодарность, извинение, прощание;
- основы самовоспитания, доброго отношения к окружающему миру;
пословицы, поговорки и загадки, подчеркивающие важность здоровья.
Обучающиеся должны уметь:
- рационально использовать время, учитывая свой режим дня;
- выполнять комплекс упражнений, гимнастики;
- соблюдать правила личной гигиены: правильно ухаживать за полостью рта, волосами, ногтями, ушами;
- выполнять гимнастику для глаз; упражнения для профилактики нарушений осанки, дыхательную гимнастику;
- использовать правила безопасного поведения в различных ситуациях: при переходе через улицу, обходе транспорта, при пожаре, встрече с незнакомыми людьми, дома в отсутствие родителей и т.д;
- бережно относиться к природному окружению (растениям, животным и т.д.), ухаживать за комнатными растениями, подкармливать птиц;
- выполнять правила культурного поведения при общении с окружающими людьми: близкими, знакомыми и незнакомыми;
- вести простейшие самонаблюдения за своим здоровьем;
- правильно оценивать собственные поступки и корректировать свои действия;
- использовать предлагаемую информацию с целью оздоровления организма.
Данный уровень знаний, умений и навыков на протяжении всей программы расширяется и углубляется.
Структура занятий 2-й этап (“Плавание и физическая красота человека” 6-7 класс).
Реализуется за счет уроков здоровья, внеклассной работы и работы с родителями. К предыдущему этапу добавляется посещение бассейна и прием фито чая.
С глубокой древности известно, что плавание и физическая красота человека неразделимы. Индийские философы были убеждены, что “десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин” Плавание оказывает своеобразное, присущее только этому виду спорта, влияние на организм человека. Находясь в воде, человек испытывает ощущения, во многом сходные с состоянием невесомости, поскольку плотность воды в 769 раз больше плотности воздуха. Это обстоятельство позволяет человеку находиться в ней в расслабленном антигравитационном состоянии, причем в своеобразном – горизонтальном – положении. Корригирующее действие плавания обеспечивается расслаблением мышц, положением тела и симметричностью применяющихся движений. Всем хорошо известно, что правильная и красивая осанка положительно влияет на психику, на самочувствие. Правильная осанка – это красота, культура тела. Систематические занятия плаванием следует считать, прежде всего, условием оптимального, гармонического формирования пропорций тела, а затем уже средством коррекции их нарушений. Систематические занятия плаванием, в комплексе со специальными упражнениями на суше, помогают сформировать мышечный корсет, избавиться от начальных нарушений осанки, а, укрепив свод стопы, – от плоскостопия.
Структура занятия
3-й этап “В человеке должно быть все прекрасно: и мысли, и душа, и тело”.
Это заключительный этап, где подводятся итоги всей программы. К предыдущим этапам добавляется мониторинг с детьми и родителями.
Реализуется за счет уроков здоровья, внеклассной работы и работы с родителями. Это тот этап на котором уже можно вести диагностическую работу, делать какие-то выводы
Диагностическая работа, проводимая по программе, отражает результативность образовательного, развивающего и воспитательного компонентов программы.
Тематическое планирование
уроков здоровья в 5 классе
№ п/п |
Название темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | I четверть. Вводное занятие. Разучивание подвижных игр |
I5мин | 30мин | Iчас |
2 | Режим дня учащегося 5 класса. Подвижные игры на свежем воздухе. | 30мин | 15мин | Iчас |
З | дыхательная гимнастика. Разучивание комплекса упражнений для физкультминуток |
IОмин | З 5мин | 1 час |
4 | Профилактика гриппа. Подвижные игры на свежем воздухе. |
IОмин | З5мин | Iчас |
5 | Твои зубы должны быть здоровыми с
детства. Подвижные игры на свежем воздухе. |
20мин | 25мин | Iчас |
б | К чему приводит искривление
позвоночника. Подвижные игры на свежем воздухе. |
20мин | I5мин | Iчас |
7 | Беседа “Курение вредит вашему здоровью” Подвижные игры на свежем воздухе. | 20мин. | I5мин | Iчас |
8 | Беседа о закаливающих процедурах. Подвижные игры на свежем воздухе. | 20мин. | 25мин | Iчас |
9 | день здоровья. | - | Iчас. | Iчас. |
10 | 2 четверть Упражнения на правильное дыхание Подвижные игры на свежем воздухе. |
IОмин | З 5мин | 1 час |
11 | Разучивание комплекса упражнений для
физкультминуток. Подвижные игры. |
20мин | 25мин | Iчас |
12 | Беседа о правильном питании. Подвижные игры. | I5мин | 30мин | Iчас |
13 | Беседа о правильном питании. Подвижные игры. | I5мин | 30мин | Iчас |
14 | Разучивание комплекса упражнений для
физкультминуток. Подвижные игры. |
1 5мин | 30мин | 1 час |
15 | Подвижные игры. | I5мин | 30мин | Iчас |
16 | Подвижные игры на свежем воздухе. | I5мин | 30мин | Iчас |
17 | 3 четверть Подвижные игры. |
- | - | Iчас |
18 | Разучивание комплекса упражнений для
физкультминуток. Подвижные ИГРЫ на свежем воздухе. |
15мин | 30мин | Iчас |
19 | Беседа о правильном питании Подвижные игры. | I5мин | 30мин | Iчас |
20 | Беседа о правильном питании. Подвижные игры на свежем воздухе. | I5мин | 30мин | Iчас |
21 | Профилактика простудных заболеваний. Подвижные игры на свежем воздухе. | 15мин | 30мин | 1 час |
22 | Помоги себе сам. Подвижные игры на свежем воздухе. |
I5мин | 30мин | Iчас |
23 | Разучивание комплекса упражнений для
физкультминуток. Подвижные игры. |
20мин | 25мин | Iчас |
24 | Беседа “Капля никотина убивает лошадь” Подвижные игры на свежем воздухе. | I5мин | 30мин | Iчас |
25 | Подвижные игры на свежем воздухе. | I5мин | 30мин | Iчас |
26 | 4 четверть Чистота — залог здоровья. Подвижные игры на свежем воздухе. |
I5мин | 30мин | Iчас |
27 | Что такое нервная система человека? Подвижные игры на свежем воздухе. | 15мин | 30мин | Iчас |
28 | Овощи и фрукты -важные продукты Подвижные игры на свежем воздухе. | I5мин | 30мин | Iчас |
29 | Разучивание комплекса упражнений для
физкультминуток. Подвижные игры на свежем воздухе. |
15мин | 30мин | Iчас |
30 | Анкетирование “Я выбираю здоровье” Подвижные игры на свежем воздухе. | 20мин | 25мин | Iчас |
31 | Крепкий сон — здоровый сон. Подвижные игры на свежем воздухе. | 15мин | 30мин | Iчас |
32 | Подвижные игры на свежем воздухе. | I5мин | 30мин | Iчас |
33 | Подвижные игры на свежем воздухе. | 15мин | 30мин | Iчас |
34 | Подвижные игры на свежем воздухе. | I5мин | 30мин | Iчас |
Итого: | З4час |
Тематическое планирование
уроков здоровья в 6 классе
№ п/п |
Название темы | Количество часов | ||||||
теория | практика | всего | ||||||
1 | I четверть Вводное занятие. Разучивание подвижных игр |
1 5мин | 30мин | Iчас | ||||
2 | Режим дня учащегося б класса. Подвижные игры на свежем воздухе. | 30мин | 15мин | Iчас | ||||
З | Разучивание комплекса
упражнений для глаз Разучивание комплекса упражнений для физкультминуток |
10мин | З5мин | Iчас | ||||
4 | Профилактика гриппа. Подвижные игры на свежем воздухе. |
10мин | З5мин | Iчас | ||||
5 | Тестирование “Здоровый образ жизни” Подвижные игры на свежем воздухе. | 20мин | 25мин | Iчас | ||||
б | Разучивание комплекса упражнений для улучшения мозгового кровообращения.. Подвижные игры на свежем воздухе. | 2Омин | 1 5мин | Iчас | ||||
7 | Правильный режим питания. Подвижные игры на свежем воздухе. | 20мин. | I5мин | Iчас | ||||
8 | Беседа о закаливающих процедурах. Подвижные игры на свежем воздухе. | 20мин. | 25мин | Iчас | ||||
9 | День здоровья. | - | Iчас. | Iчас. | ||||
10 | 2 четверть Посещение бассейна |
Iчас | ||||||
11 | Посещение бассейна | - | - | Iчас | ||||
12 | Посещение бассейна | - | - | Iчас | ||||
13 | Посещение бассейна | - | - | 1 час | ||||
14 | Посещение бассейна | - | - | Iчас | ||||
15 | Посещение бассейна | - | - | Iчас | ||||
16 | Посещение бассейна | - | - | Iчас | ||||
17 | 3 четверть Посещение бассейна |
- | - | Iчас | ||||
18 | Посещение бассейна | - | - | 1 час | ||||
19 | Посещение бассейна | - | - | Iчас | ||||
20 | Посещение бассейна | - | - | Iчас | ||||
21 | Посещение бассейна | - | - | Iчас | ||||
22 | Посещение бассейна | - | - | Iчас | ||||
23 | Посещение бассейна | - | - | Iчас | ||||
24 | Посещение бассейна | - | - | Iчас | ||||
25 | Посещение бассейна | - | - | Iчас | ||||
26 | 4 четверть Разучивание комплекса упражнений для снятия усталости с плеч. Подвижные игры на свежем воздухе. |
I5мин | 30мин | Iчас | ||||
27 | Беседа о натуральных продуктах питания. Подвижные игры на свежем воздухе. | I5мин | 30мин | Iчас | ||||
28 | Подвижные игры на свежем воздухе. | I5мин | 30мин | Iчас | ||||
29 | Как выйти из стрессовой ситуации Подвижные игры на свежем воздухе. | I5мин | 30мин | Iчас | ||||
30 |
Анкетирование “для меня
здоровый образ жизни это..” Подвижные игры на свежем воздухе. |
2Омин | 25мин | Iчас | ||||
31 | Я дорожу своим здоровьем.
Подвижные игры на свежем воздухе. |
I5мин | 30 мин 1ч | |||||
32 | Подвижные игры на свежем воздухе. | I5мин | 30мин | Iчас | ||||
33 | Подвижные игры на свежем воздухе. | I5мин | 30мин | Iчас | ||||
34 | Подвижные игры на свежем воздухе. | 15мин | 30мин | Iчас | ||||
Итого: | З4час |
№ п/п |
Название темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | I четверть. Вводное занятие. Разучивание подвижных игр |
I5мин | 30мин | Iчас |
2 | Режим дня учащегося 7 класса. Подвижные игры на свежем воздухе. | 30мин | I5мин | Iчас |
3 | Что такое наркотики и наркомания? (анкетирование) | - | - | 1 час |
4 | Что такое токсикомания? Подвижные игры. | 30мин | I5мин | Iчас |
5 | Развитие независимости от наркотиков. Подвижные игры на свежем воздухе. | 25мин | 20мин | Iчас |
6 | Наркотики и закон.(Анкетирование) Подвижные игры на свежем воздухе. | 30мин | 15мин | Iчас |
7 | Избавление от зависимости и
профилактика наркомании. Подвижные. |
20мин. | I5мин | Iчас |
8 | Мой образ жизни. . . .(Анкетирование) Подвижные игры. | 2Омин. | 25мин | Iчас |
9 | день здоровья. | - | Iчас. | Iчас. |
10 | 2 четверть Посещение бассейна |
Iчас | ||
11 | Посещение бассейна | - | - | Iчас |
12 | Посещение бассейна | - | - | Iчас |
13 | Посещение бассейна | - | - | Iчас |
14 | Посещение бассейна | - | - | Iчас |
15 | Посещение бассейна | - | - | Iчас |
16 | Посещение бассейна | - | - | Iчас |
17 | 3 четверть Посещение бассейна |
- | - | Iчас |
18 | Посещение бассейна | - | - | 1 час |
19 | Посещение бассейна | - | - | Iчас |
20 | Посещение бассейна | - | - | Iчас |
21 | Посещение бассейна | - | - | 1 час |
22 | Посещение бассейна | - | - | Iчас |
23 | Посещение бассейна | - | - | Iчас |
23 | Посещение бассейна | - | - | Iчас |
24 | Посещение бассейна | - | - | Iчас |
Тематическое планирование
уроков здоровья в 7 классе
25 | Посещение бассейна | - | - | Iчас |
26 | 4 четверть Разучивание комплекса упражнений для снятия усталости на уроке. Подвижные игры на свежем воздухе. |
I5мин | 30мин | Iчас |
27 | Беседа о натуральных продуктах питания. Подвижные игры на свежем воздухе. | I5мин | 30мин | Iчас |
28 | Подвижные игры на свежем воздухе. | 15мин | 30мин | Iчас |
29 | Мое свободное время я провожу с... Подвижные игры на свежем воздухе. | I5мин | 30мин | Iчас |
30 | Подвижные игры на свежем воздухе. | 20мин | 25мин | Iчас |
31 | Беседа “Природа и здоровье” Подвижные игры на свежем воздухе. | 15мин | 30мин | Iчас |
32 | Подвижные игры на свежем воздухе. | 15мин | 30мин | Iчас |
33 | Подвижные игры на свежем воздухе. | 15мин | 30мин | Iчас |
34 | Подвижные игры на свежем воздухе. | 15мин | 30мин | Iчас |
Итого: | З4час |
Тематическое планирование
уроков здоровья в 8 классе
№ п/п |
Название темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | I четверть. Вводное занятие. Разучивание подвижных игр |
I5мин | 30мин | Iчас |
2 | Режим дня учащегося 8 класса. Подвижные игры на свежем воздухе. | 30мин | I5мин | Iчас |
З | Беседа “Быть здоровым, спортивным это
престижно” (анкетирование) |
- | - | Iчас |
4 | Беседа “Здоровье - футляр красоты” Подвижные игры. | 30мин | 15мин | Iчас |
5 | Спорт для меня -это. .(анкетирование) Подвижные игры на свежем воздухе. | 25мин | 20мин | Iчас |
6 | Я дорожу здоровьем своих родных и близких. (сочинение.) | - | - | Iчас |
7 | Бег, витамины и чистота вот залог
здоровья. Подвижные игры. |
20мин. | I5мин | Iчас |
8 |
Мой образ жизни.. .(Анкетирование) Подвижные игры. | 25мин. | 20мин | Iчас |
9 | День здоровья | - | 1час 1час | |
10 | 2 четверть Посещение бассейна |
Iчас | ||
11 | Посещение бассейна | - | - | Iчас |
12 | Посещение бассейна | - | - | Iчас |
13 | Посещение бассейна | - | - | Iчас |
14 | Посещение бассейна | - | - | Iчас |
15 | Посещение бассейна | - | - | 1 час |
16 | Посещение бассейна | - | - | Iчас |
17 | 3 четверть Посещение бассейна |
- | - | Iчас |
18 | Посещение бассейна | - | - | Iчас |
19 | Посещение бассейна | - | - | Iчас |
20 | Посещение бассейна | - | - | Iчас |
21 | Посещение бассейна | - | - | Iчас |
22 | Посещение бассейна | - | - | Iчас |
23 | Посещение бассейна | - | - | Iчас |
23 | Посещение бассейна | - | - | Iчас |
24 | Посещение бассейна | - | Iчас | |
25 | Посещение бассейна | - | - | Iчас |
26 | 4 четверть Беседа “Семья, любовь, взросление” Подвижные игры на свежем воздухе. |
I5мин | 30мин | Iчас |
27 | Нормативные правовые документы, регулирующие охрану здоровья детей и подростков. | - | - | Iчас |
28 | Понятия об инфекциях, передаваемых половым путем, ВИЧ/СПИДе. Подвижные игры на свежем воздухе. | - | - | Iчас |
29 | Половое созревание девочек (беседа с мед. сестрой) | - | - | Iчас |
30 | Половое созревание мальчиков (беседа с врачом) | - | - | Iчас |
31 | Счастливая семья —здоровая семья (анкетирование) Подвижные игры на свежем воздухе. |
20мин | 25мин | Iчас |
32 | Я голосую за здоровый образ жизни (анкетирование) Подвижные игры на свежем воздухе. |
I5мин | 30мин | Iчас |
33 | Подвижные игры на свежем воздухе. | 15мин | 30мин | Iчас |
34 | Подвижные игры на свежем воздухе. | I5мин | 30мин | Iчас |
Итого: | З4час | |||
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (Образец заявления для посещения бассейна.)
Директору МОУ“Дороховская СОШ”
Дорониной И.В.
от ____________(Ф.И.О. родителя)
Заявление
Даю согласие на посещение бассейна
ученика _______класса (Ф.И. учащегося)________ на общественном транспорте. Обязуюсь предоставить медицинскую справку. Оплату за посещение бассейна гарантирую.
Число, месяц, год. Подпись.
Лист учета посещаемости бассейна
№ п/п |
Ф.И.О уч-ся |
Дата посещения бассейна | |||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Правила пользования бассейном.
1. К занятиям в бассейне допускаются дети,
прошедшие медицинский осмотр.
2. Перед прохождением в бассейн необходимо
тщательно вымыться в душе с мылом и мочалкой без
купального костюма (каждый должен иметь личную
мочалку и мыло).
З. Плавать в бассейне разрешается только в
специальных костюмах, плавках и шапочке.
Пользоваться другой спортивной формой не
разрешается.
4. Купание в бассейне проводится под руководством
инструктора по плаванию.
5. Входить в ванную можно только по сигналу
инструктора.
6. При появлении неприятных ощущений: ознобе,
головокружении немедленно обращаться к врачу
или медицинской сестре.
7. Вход, занимающихся в бассейне, разрешается за 15
минут до начала занятий.
8. Пришедшие на занятия дети должны за 5 минут до
начала занятий пройти визуальный осмотр у врача
или мед. Сестры. После окончания занятий,
занимающиеся пользуются душем и должны покинуть
раздевалку через 15 минут.
9. В случае отсутствия инструктора вход в
плавательный бассейн запрещен.
10.Обучение плаванию разрешается проводить на
мелководной части ванны плавательного бассейна,
которую необходимо отделить от глубоководной
части разделительным шнуром с поплавками.
11 .Ответственные лица за безопасность детей
обязаны следить за строгим соблюдением правил
проведения занятий в бассейне.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Прием фито чая
Фито чай “иммунотоник” - продукт лечебно-профилактического питания.
Состав:
- трава и корни эхинацеи,
- плоды шиповника,
- трава зверобоя
- лист мяты,
- лепестки суданской розы,
- порошок ламинарии с повышенным содержанием йода.
Компоненты, входящие в состав чая:
- укрепляет иммунитет,
- повышает сопротивляемость организма к вредным факторам,
- восполняет недостаток витамина С,
- восстанавливает силы,
- обладает общеукрепляющим и тонизирующим действием,
- применяется для профилактики гриппа и ОРЗ.
Способ приготовления:
1 -2 пакетика фито чая заливают стаканом кипятка, настаивают 10-15 минут
Фито чай “витаминка” - продукт лечебно-профилактического питания.
Состав:
- плоды рябины черноплодной,
- плоды кизила,
- плоды шиповника,
- лист крапивы,
- лепестки суданской розы,
- цветочная пыльца.
Компоненты, входящие в состав чая:
- восполняет дефицит витаминов С, В2, К, Р,
- повышает сопротивляемость организма инфекциям,
- восстанавливает силы,
- обладает антитоксическим и кровоочистительным действием,
- оказывает общеукрепляющее действие на организм.
Способ приготовления:
1 -2 пакетика фито чая заливают стаканом кипятка, настаивают 10-15 минут
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Инструкция для родителей по проведению фито процедур
- Процедура проводится один раз в день после второго урока.
- Процедура проводится в школьной столовой.
- Процедура проводится с использованием одноразовой посуды
- О приеме и составе каждого последующего фитосбора , классный руководитель доводит до каждого родителя информацию в письменном виде. Только после получения письменного согласия ребенку будет разрешено посещать процедуру.
- Приобретение фито сборов и одноразовой посуды производится за счет средств родителей.
- Фито процедуру проводит классный руководитель.
С инструкцией ознакомлен:_______________(дата)
Подпись_______________
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Образец заявления для приема фито процедуры
Директору МОУ “Дороховская СОШ”
Дорониной И.В.
от_______________ (Ф.И.О. родителя)
Заявление
Даю согласие на проведение фито–процедур–
прием фито чая.
- общеукрепляющие
- витаминизирующие
- укрепляющие иммунную систему
моему ребенку (Ф.И. учащегося) __________
С подробностями проведения ознакомлены.
Аллергии на травы нет.
Число, месяц, год. Подпись.
Лист учета приема фито процедуры
№ | Ф.И.О уч-ся |
Дата приема фито процедуры | |||||||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 |