Химия – экспериментальная наука, поэтому всегда с большим вниманием, интересом, любознательностью ученики относятся к любому виду эксперимента используемого на уроке, тем более – если это практическая работа. В своей методике, я очень часто применяю проведение и показ демонстрационных экспериментов непосредственно учащимися.
Данный урок разработан для 10 класса информационно-технологического профиля (1 час).
Образовательные цели:
- закрепление, применение и оценивание знаний учащихся о лабораторном способе получения алкенов;
- создание условий для формирования и развития экспериментальных умений учащихся;
- формирование целостной системы знаний.
Воспитательные цели:
- формирование коммуникативных и информационных компетенций школьников через организацию работы в группе;
- воспитывать ответственность при работе в коллективе, исполнительность;
- формировать черты социально направленной личности учащихся.
Развивающие цели:
- продолжить формирование основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование);
- способствовать развитию творческого подхода к учению.
Задачи:
- знать лабораторный способ получения этилена, правила по технике безопасности при работе с органическими веществами и концентрированной серной кислотой;
- уметь практически получать этилен и доказывать его свойства (непредельность) характерными реакциями;
- уметь составлять уравнения реакций, доказывающие свойства этилена, проводить наблюдения, делать выводы, соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Тип урока: применение знаний на практике
Форма урока: урок-практикум.
Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания. На этом уроке ученики, основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнения домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализации знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная работа и работа в группах.
Основные единицы знаний: лабораторный способ получения этилена; качественные реакции на непредельные углеводороды этиленового ряда.
Методы обучения:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- применение знаний;
- формирование умений и навыков;
- творческая деятельность;
- инструктивно-практические.
Средства обучения:
- учебник Н.Е.Кузнецова, Титова И.М, Гара Н.Н. Химия: учебник для 10класса [1];
- электронное пособие - Виртуальная лаборатория (химия 8-11 класс);
- вопросы для повторения техники безопасности (в программе PowerPoint);
- проектор;
- экран;
- ноутбук;
- карточки-путеводители для 4-х групп, 4 варианта;
- 5 ноутбуков;
- плакат: «Осторожно работайте с химическим оборудованием! Осторожно обращайтесь с концентрированной серной кислотой H2SO4!»;
- концентрированная серная кислота – H2SO4;
- раствор перманганата калия – KMnO4
- штатив;
- мерный цилиндр;
- пробирки;
- мерная ложка;
- пробиркодержатель;
- спиртовка;
- прокаленный речной песок;
- этиловый спирт – С2Н5ОН;
- бромная вода Br2 (aq);
- газоотводная трубка;
- спички;
- крышка от тигля.
Ход урока:
Дома ребята изучали самостоятельно Практическую работу №1 по учебнику [1] с. 102.
На уроке практическую работу учащиеся выполняют индивидуально в электронном пособии (5 человек) используя ноутбуки и экспериментально в группах (4 группы по 4 человека).
Учитель дифференцирует работу ребят – индивидуально и по карточкам-путеводителям - 2,4 работают учащиеся с высоким уровнем обучаемости (третий уровень - показатели, по которым можно судить об уровнях развития учащихся, Р.В.Шиленков и Г.М.Чернобельская выделяют три основных уровня усвоения знаний учащихся), по карточкам-путеводителям 3 – со средним (второй уровень), по карточкам-путеводителям - 1 – с низким (первый уровень).
1. Подготовка к проведению практической работы (организационный этап).
Приложение 1 MicrosoftPowerPoint.
Вопросы (актуализация знаний) о правилах техники безопасности при работе с органическими веществами и поведении в кабинете химии (можно использовать электронное пособие - Виртуальная лаборатория (химия 8-11 класс).
Вопрос 1.
Следует ли конец газоотводной трубки вынимать из пробирки с раствором, например перманганата калия, не прекращая нагревания смеси H2SO4 и С2Н5ОН?
- нет соблюдать это правило необязательно;
- так делать не следует, т.к. возрастает опасность разрушения пробирки- реактора;
- да, т.к. при охлаждении пробирки- реактора создается разряжение и холодный раствор, попав в горячую пробирку, приведет к ее разрушению;
- да, потому, что смесь в пробирке-реакторе должна остывать постепенно, иначе возможен взрыв.
Вопрос 2.
Для чего в смесь этилового спирта и концентрированной серной кислоты добавляют кипятильные камешки?
- для более равномерного кипения;
- кипятильные камешки предохраняют смесь от перегрева;
- для увеличения объема смеси;
- кипятильные камешки играют роль катализатора.
Вопрос 3.
Как правильно приготовить реакционную смесь (смесь этилового спирта и концентрированной серной кислоты)?
Вопрос 4.
Прокомментируйте изображение «нагревание жидкости в пробирке».
Повторение основных правил техники безопасности.
2. Беседа о ходе проведения работы, с использованием карточек-путеводителей, запись цели работы (проверка домашнего задания, постановка цели).
Цель работы: научиться получать этилен в лаборатории и проводить качественные реакции на непредельные углеводороды этиленового ряда.
3. Проведение практической работы (оперирование знаниями, умениями и навыками).
4 группы учащихся получили карточку-путеводитель и приступили к выполнению работы.
5 учащихся индивидуально работают с ноутбуками, в электронном пособии - Виртуальная лаборатория (химия 8-11 класс), выполняют работу «Получение этилена», отчёт оформляют в личном журнале.
Каждый ученик тоже имеет карточку – путеводитель, в каждой карточке есть проблемный вопрос или задание, на который необходимо дать развернутый ответ.
Возможен и другой вариант проведения практической работы (при наличии ноутбуков, по совету учащихся): учащиеся работают в группе экспериментально и в электронном пособии, но состав группы не больше 4-х человек.
(Приложение 2 - MicrosoftWord).
4. Составление и оформление отчёта о выполнении работы в группах (Приложение 3 - MicrosoftWord).
5. Составление и оформление отчёта о выполнении работы индивидульно в электронном пособии
(Приложение 4 - MicrosoftPowerPoint).
6. Домашнее задание:
- §16 с.100-101 [1], используя интернет, ресурсы предложите свои лабораторные опыты по получению этилена:
http://www.alhimik.ru/read/grosse11.html
http://www.alhimik.ru/ucheba/apparatus2.html -- Химический кабинет. Оборудование. Приборы и принадлежности для химического эксперимента.
XuMuK.ru!
- Задача. Смесь этана и этилена объёмом 0,8 л (н.у.) обесцветила 200г бромной воды с массовой долей 1,6%. Определите объёмную долю каждого газа в смеси.
Практическая работа закончена, учащиеся в группах сдают тетради для практических работ на проверку, учащиеся, которые выполняли работу самостоятельно, отмечают - Фамилию, Имя, класс, пароль регистрации.
Практическая работа № 2: «Получение этилена и опыты с ним» | |
Фамилия | |
Имя | |
Класс | |
Пароль |
7. Анализ практической работы «Получение этилена и опыты с ним».
Учащиеся профильных классов с данной практической работой справились очень хорошо. Экспериментальная часть работы не вызвала затруднений. Сложность возникла у одной группы, работающей по карточке-путеводителю -2, ребята затруднились ответить на вопрос: почему реакционная смесь почернела.
Изучив рефлексию учащихся, я знаю, что мотивация к изучению дальнейших тем по органической химии повысилась.
Многие ребята в качестве трудности отметили, что боялись самостоятельно поджигать выделяющийся газ или прогревать пробирку с реакционной смесью, т.к. в состав смеси входит концентрированная серная кислота, свойства которой они очень хорошо изучили в 9-ом классе.
Удивило, простое человеческое — СПАСИБО ЗА УРОК!
Самое интересное, для меня, что одна группа ребят предложила провести данную практическую работу как экспериментально, так и в электронном виде, такое предложение мне понравилось и в следующем учебном году последую совету 10-классников.