Урок литературного чтения d 3-м классt по программа "Школа России". Отношение к живой природе через произведение В.П. Астафьева "Капалуха"

Разделы: Начальная школа


Тема: Отношение к живой природе через произведение В.П.Астафьева “Капалуха”.

Цель: Ученик, способный выразить свое отношение через смысловое прочтение рассказа и умение работать с текстом.

Оборудование: Портрет писателя В.П. Астафьева; картина с изображением птицы-глухаря; учебник “Родная речь” 3 класс II часть.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Как называется раздел, который мы с вами изучаем?

Дети: Люби живое.

Учитель: Как вы понимаете его название?

Дети:

- Человек должен любить родную природу, охранять и не обижать животных, обитающих в ней.

- Человек с раннего детства должен учиться правильному общению с природой и ее жителями.

- Люди обязаны знать, как правильно вести себя в лесу и при встрече с разными лесными обитателями.

Учитель: Верно, ребята. Вы правильно понимаете название раздела “Люби живое”.

Назовите произведение, которое мы прочитали в этом разделе?

II. Актуализация знаний.

Учитель: Скажите, ребята, чем отличается художественное произведение от научно-познавательного?

Дети: В художественном произведении авторы используют различные изобразительные средства, а в научно-познавательных текстах описывают события, природу на конкретных примерах.

Дети: В научно-познавательных текстах используется научная лексика.

Дети: Научно-познавательные тексты упрощены в отличие от художественных произведений.

Дети: В художественных произведениях авторы изображают картины природы, жизнь людей, общение между людьми и животными.

Дети: В художественном произведении есть диалоги между действующими лицами.

Учитель: Назовите произведения, которые мы изучили, разделив их на художественные произведения и научно-познавательные тексты.

Дети: Научно-познавательные: М.М. Пришвин “Моя Родина”

Художественные произведения: И.С. Соколов-Микитов” “Листопадничек”

В.И. Белов “Малька провинилась”

В.В. Бианки “Мышонок Пик”

Б.С. Житков “Про обезьянку”

III. Постановка учебной задачи.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя-современника Виктора Петровича Астафьева.

Родился В.П. Астафьев в 1924 году в селе Овсяник красноярского края. Он рано потерял мать. Некоторое время он жил с бабушкой. Потом были беспризорность, детский дом, интернат. После школы он учился в железнодорожной школе и работал составителем поездов. В 1942 году в 18 лет ушел на фронт добровольцем, был тяжело ранен. После войны работал слесарем, грузчиком, плотником. Лишь в 1959 году поступил на Высшие литературные курсы. К этому времени в Перми были изданы его первые книги “До будущей весны”, “Огоньки”, “Васюткино озеро”, “Дядя Кузя”, куры, лиса и кот”.

В.П. Астафьев написал несколько автобиографических повестей о своем детстве, о войне.

Учитель: Мы с вами прочитаем рассказ, а о ком он, вы определите, угадав кроссворд.

(См. Приложение)

Учитель: Итак, читаем, что у нас получилось.

Дети: Глухарь.

Учитель: Что вы знаете об этой птице, где она обитает, какой ведет образ жизни?

(Показ рисунка птицы).

Дети: Этих птиц называют глухарями, потому, что, когда они весной начинают токовать, тогда не слышат окружающие их звуки.

Учитель: Итак, ребята, наш рассказ будет о птице глухаре, или, как ласково ее называют местные охотники “капалуха”.

Капалуха – это диалектное слово, которое употребляется в определенной местности,

Например: петух-“кочет”.

Проблемная ситуация: Скажите, а сможете ли вы, не читая произведение “Капалуха” определить это художественный рассказ или научно-познавательный текст о глухаре?

Дети: Нет.

Учитель: Почему?

Дети: Мы не знаем содержание этого произведения.

Учитель: Но вы же поняли, что речь пойдет о птице капалухе?

Дети: При чтении рассказа нам нужно найти, отличая художественного рассказа от научно-познавательного текста.

- Найти образные выражения.

- Понять смысл, главную мысль рассказа.

- Любить природу, как сам автор.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Скажите, а какую нам надо провести работу на уроке, чтобы решить эту проблему?

Дети:

  1. Понять содержание произведения.
  2. Разобрать смысл непонятных слов и выражений.
  3. Выделить главную мысль этого рассказа.
  4. Найти образные выражения, научную лексику.
  5. Поставить себя на место автора и посмотреть на описанные им события его глазами.
  6. Выразить через художественно-изобразительные средства рассказа свое отношение к живой природе.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

1) Чтение рассказа учащимися и выделение непонятных слов.

Учитель: А теперь, ребята, прочитайте этот рассказ и выделите в нем:

  1. Непонятные слова;
  2. Образные выражения.

Дети: Пастьба, просека, валежник, озираться.

Учитель:

Пастьба – луг, где пасут скот.
Просека – дорожка, внутри густого леса, которую прорубают.
Валежник – сухие ветки, сломленные ветром.
Озираться – оглядываться.

Дети:

Покоробленные леса – искривленные.
Редколапые ели – редкие ветви.
Робкая листва – в безветренную погоду легкое колыхание листьев.
Ощупывать глазами – осматривать внимательно.
Закостенелые крылья – неподвижные.
Дремная пленка - закрывались глаза от удовольствия.

(Разбор слов и эпитетов по словарям Н.М. Неусыпаевой и М.Р. Львова).

2) Повторное чтение рассказа хорошо подготовленными учащимися, и анализ произведения по вопросам и заданиям учителя.

Учитель: Какое чувство вы испытали, слушая этот рассказ?

Дети: Чувство грусти.

- Жалость к капалухе.

- Чувство гнева на ребят, которые потревожили птицу.

Учитель: Что интересного для себя узнали из рассказа?

Дети: Я узнала, как поспевает черника.

- Где устраивает свое гнездо капалуха.

- Как глухарка любит своих детей.

Учитель: Как вы думаете, сколько основных моментов можно выделить в этом рассказе? Назовите их.

Дети:

I. Описание местности, куда пришли ребята.
II. Дети увидели гнездо.
III. Поведение глухарки при виде опасности.

Учитель: А теперь давайте прочитаем I часть рассказа и попробуйте выделить то, на что вы обратили внимание.

(Чтение I части до слов “Я поспешил…”)

Дети: Я обратил внимание, как автор красочно описывает лес.

- Мне понравилось описание черничника.

Учитель: Читаем следующую часть. Какова основная мысль этой части рассказа?

Дети: Увидев гнездо, дети решают, как им поступить с ним.

Учитель: А вот теперь осталась самая важная часть рассказа. Почему?

Дети: Здесь рассказывается о том, как вела себя глухарка, почуяв опасность для своих детей.

Учитель: Прочитайте об этом еще раз.

Учитель: При помощи, каких слов автор помогает нам понять состояние птицы?

Дети: Металась.

- Крылья разбросала.

- Пыталась и не могла взлететь.

- Мела крыльями землю.

Учитель: Как вы думаете, почему она “пыталась и не могла взлететь?”

Дети: Она боялась оставить свое гнездо.

Учитель: Ребята, а почему крылья птицы “закостенели”?

Дети: Она не двигалась, боялась, что ее яйца могут остыть от ее лишних движений.

Учитель: Что увидели ребята, когда капалуха “наконец взлетела на ветку”?

Дети: Голое брюшко.

Учитель: Почему же брюшко у птицы было голое?

Дети: Она выщипала его сама, чтобы перья не мешали ей греть яйца.

Учитель: А еще что они увидели у птицы?

Дети: На груди трепещет кожа.

- Как часто билось птичье сердце.

Учитель: Найдите предложение, которое помогает нам понять тревожное состояние капалухи?

Дети: “Это от испуга, гнева и бесстрашия…”

Учитель: Как вы понимаете такое состояние глухарки?

Дети: Капалуха боялась за своих будущих птенцов.

- Птице не жалко было своей жизни ради птенцов-глухарят.

Учитель: Как вы думаете, почему ребята пришли к решению не трогать гнездо?

Дети: Им стало жалко птицу.

- Они были поражены ее бесстрашием, материнской заботой.

Учитель: Когда дети убежали от гнезда капалухи, как у них стало на душе.

Дети: Радостно, легко, весело.

Учитель: Почему?

Дети: Они были довольны своим правильным решением не трогать гнездо.

Учитель: А что же капалуха? Она то успокоилась?

Дети: Нет.

Учитель: Прочитайте об этом в тексте.

Дети: “Сидела на сучке, вытянув вслед нам шею”

- “Но глаза ее уже не следили за нами. Они целились на гнездо”.

Учитель: Верно ребята, и душа и тело капалухи были рядом с ее детьми.

- А как она слетела с дерева?

Дети: Плавно.

Учитель: Почему плавно, а не быстро, резко и т.д.

Дети: Она боялась потревожить свои яйца резкими движениями.

- Птица даже в гнездо не забралась, а потихоньку заползла.

Учитель: Автор пишет, что после этого она “замерла”. Что это за состояние у человека, животного? От чего оно бывает?

Дети: Бывает от страха.

- От неожиданности.

- От наступления долгожданного момента.

Учитель: Замените близким по значению выражением “сидела неподвижно, затаив дыхание”.

Дети: Она боялась, что опасность еще не совсем миновала.

- Она не верила своему счастью, что опять рядом со своими детьми.

Учитель: Но вот дети ушли, мать рядом со своими будущими птенцами, ее глаза “стали затягиваться дремной пленкой…”.

- А стало ли спокойно на душе у капалухи?

Дети: Нет.

Учитель: Почему? Прочтите в тексте, что сказано об этом.

Дети: “Но вся она была насторожена, вся напружена”.

Учитель: А как вы понимаете такое состояние? Как сказать по-другому?

Дети: Она еще не избавилась от своего волнения, страха за своих детей.

Учитель: А что еще говорится в тексте о таком ее тревожном состоянии?

Дети: “Сердце капалухи билось сильными толчками”.

Учитель: Почему?

Дети: Она была счастлива, что с ее детьми не случилась беда.

Учитель: Чему учит нас этот трогательный рассказ?

Дети: Быть добрыми, заботливыми по отношению к животным.

- Не трогать птичьи гнезда в лесу.

- Охранять природу, не обижать животных.

Учитель: Работая над этим рассказом, о чем вы задумались?

Дети: Глухарка-птица, но вела себя, как настоящая мать.

- О материнской любви и преданности, которая есть не только у людей, но и у животных.

Учитель: Какие материнские качества ярко проявились в поведении глухарки?

Дети: Любовь, доброта, сердечность, заботливость, самоотверженность, бесстрашие, самопожертвование.

Учитель: Послушайте отрывок из книги С.Ф.Стариковича “Они живут не только в заповеднике”, о любви глухарки к своим будущим детям.

Учитель:

“Нужно отдать должное героической самоотверженности мамаш - глухарок. Почти месяц они грудью прикрывают кладку от невзгод. Бывало, что после лесных пожаров находили обуглившиеся тельца пернатых матерей, не дрогнувших перед всепожирающим пламенем. И при встрече с хищниками глухарка “вызывает огонь на себя”.

Нелегок и обычный день: надо раз двадцать перевернуть каждое яйцо, чтобы оно лучше прогревалось”.

Учитель: Мы прочитали два рассказа о собаке Мальке и капалухе, из которых узнали, что не только люди, но и животные наделены материнскими чувствами и в любую минуту готовы пожертвовать собой, ради своих детей.

- Но человек сильнее животных, потому то люди и обязаны охранять меньших своих братьев. Ведь как сказал М.Пришвин “Охранять природу - значит охранять Родину”.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Учитель: А теперь наступил ответственный момент, мы с вами подробно изучили рассказ В.Астафьева “Капалуха”. Скажите, это художественный рассказ или научно-познавательный текст?

Дети: Это художественный рассказ.

Учитель: Почему?

Дети: В этом рассказе много трогательных чувств, отношений между героями, много эпитетов, есть диалоги между действующими лицами.

Учитель: Верно, ребята. Ведь основная функция художественного рассказа в его эмоционально-эстетическом воздействии на читателя, создание образной картины окружающего мира.

Учитель: А теперь поработайте над выразительным чтением этого художественного рассказа. Вы будете работать в группах по 6 человек. Каждая группа готовит одного ученика для прочтения 3 части рассказа вслух. Подчеркните слова, которые хотели бы выделить голосом, расставьте паузы.

VII. Включение нового в систему знаний.

Учитель: Кто представит коллективную работу на суд зрителей?

(Выбирается лучший чтец, передавшей правильно свое отношение к прочитанному).

VIII. Рефлексия деятельности.

Учитель: Какова была цель нашего урока?

Дети: Найти в рассказе художественно-изобразительные средства, способные нам помочь выразить свое бережное отношение к окружающей природе.

Дети: Мы доказали, что художественное произведение гораздо интереснее, богаче лексически, чем научно познавательный текст.

- Я очень расстроилась, узнав из этого рассказа, как безжалостно могут поступать люди по отношению к животным.

- Я задумалась, как велика материнская любовь.

- Мне хочется подробнее узнать из научно – познавательной литературы о жизни глухарей. Учитель: Спасибо, вам ребята за искренние ответы и отличную работу на уроке.

IХ. Домашнее задание.

Учитель: Домашнее задание каждый выберет для себя сам:

  1. Выразительное чтение рассказа.
  2. Пересказ прочитанного произведения.
  3. Придумать к каждой части рассказа “Капалуха” свои вопросы.

Литература

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Учебник для 3 класса начальной школы “Родная речь”, 2 часть. М., 2005.
  2. Корабельников В.А. Краски природы. М., 1989.
  3. Львов М.Ф. Методика развития речи младших школьников. М., 1985.
  4. Львова М.Ф. Словарь синонимов и антонимов русского языка. М., 1998.
  5. Неусыпаева Н.М. Толковый словарь русского языка. М., 2000.
  6. Пришвин М.М. Кладовая солнца. М., 2007.
  7. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) 2 часть. М., 2002.
  8. Старипович С.Ф.Они живут не только в заповеднике. М., Детская литература, 1988.
  9. Сухан И.Л. Новые 600 загадок, 90 кроссвордов. Л., 1998.
  10. Чуранова Н.М. Методический комментарий к учебнику “Литература”. М., 2001.