Тема: Отношение к живой природе через произведение В.П.Астафьева “Капалуха”.
Цель: Ученик, способный выразить свое отношение через смысловое прочтение рассказа и умение работать с текстом.
Оборудование: Портрет писателя В.П. Астафьева; картина с изображением птицы-глухаря; учебник “Родная речь” 3 класс II часть.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Как называется раздел, который мы с вами изучаем?
Дети: Люби живое.
Учитель: Как вы понимаете его название?
Дети:
- Человек должен любить родную природу, охранять и не обижать животных, обитающих в ней.
- Человек с раннего детства должен учиться правильному общению с природой и ее жителями.
- Люди обязаны знать, как правильно вести себя в лесу и при встрече с разными лесными обитателями.
Учитель: Верно, ребята. Вы правильно понимаете название раздела “Люби живое”.
Назовите произведение, которое мы прочитали в этом разделе?
II. Актуализация знаний.
Учитель: Скажите, ребята, чем отличается художественное произведение от научно-познавательного?
Дети: В художественном произведении авторы используют различные изобразительные средства, а в научно-познавательных текстах описывают события, природу на конкретных примерах.
Дети: В научно-познавательных текстах используется научная лексика.
Дети: Научно-познавательные тексты упрощены в отличие от художественных произведений.
Дети: В художественных произведениях авторы изображают картины природы, жизнь людей, общение между людьми и животными.
Дети: В художественном произведении есть диалоги между действующими лицами.
Учитель: Назовите произведения, которые мы изучили, разделив их на художественные произведения и научно-познавательные тексты.
Дети: Научно-познавательные: М.М. Пришвин “Моя Родина”
Художественные произведения: И.С. Соколов-Микитов” “Листопадничек”
В.И. Белов “Малька провинилась”
В.В. Бианки “Мышонок Пик”
Б.С. Житков “Про обезьянку”
III. Постановка учебной задачи.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя-современника Виктора Петровича Астафьева.
Родился В.П. Астафьев в 1924 году в селе Овсяник красноярского края. Он рано потерял мать. Некоторое время он жил с бабушкой. Потом были беспризорность, детский дом, интернат. После школы он учился в железнодорожной школе и работал составителем поездов. В 1942 году в 18 лет ушел на фронт добровольцем, был тяжело ранен. После войны работал слесарем, грузчиком, плотником. Лишь в 1959 году поступил на Высшие литературные курсы. К этому времени в Перми были изданы его первые книги “До будущей весны”, “Огоньки”, “Васюткино озеро”, “Дядя Кузя”, куры, лиса и кот”.
В.П. Астафьев написал несколько автобиографических повестей о своем детстве, о войне.
Учитель: Мы с вами прочитаем рассказ, а о ком он, вы определите, угадав кроссворд.
(См. Приложение)
Учитель: Итак, читаем, что у нас получилось.
Дети: Глухарь.
Учитель: Что вы знаете об этой птице, где она обитает, какой ведет образ жизни?
(Показ рисунка птицы).
Дети: Этих птиц называют глухарями, потому, что, когда они весной начинают токовать, тогда не слышат окружающие их звуки.
Учитель: Итак, ребята, наш рассказ будет о птице глухаре, или, как ласково ее называют местные охотники “капалуха”.
Капалуха – это диалектное слово, которое употребляется в определенной местности,
Например: петух-“кочет”.
Проблемная ситуация: Скажите, а сможете ли вы, не читая произведение “Капалуха” определить это художественный рассказ или научно-познавательный текст о глухаре?
Дети: Нет.
Учитель: Почему?
Дети: Мы не знаем содержание этого произведения.
Учитель: Но вы же поняли, что речь пойдет о птице капалухе?
Дети: При чтении рассказа нам нужно найти, отличая художественного рассказа от научно-познавательного текста.
- Найти образные выражения.
- Понять смысл, главную мысль рассказа.
- Любить природу, как сам автор.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Скажите, а какую нам надо провести работу на уроке, чтобы решить эту проблему?
Дети:
- Понять содержание произведения.
- Разобрать смысл непонятных слов и выражений.
- Выделить главную мысль этого рассказа.
- Найти образные выражения, научную лексику.
- Поставить себя на место автора и посмотреть на описанные им события его глазами.
- Выразить через художественно-изобразительные средства рассказа свое отношение к живой природе.
V. Первичное закрепление во внешней речи.
1) Чтение рассказа учащимися и выделение непонятных слов.
Учитель: А теперь, ребята, прочитайте этот рассказ и выделите в нем:
- Непонятные слова;
- Образные выражения.
Дети: Пастьба, просека, валежник, озираться.
Учитель:
Пастьба – луг, где пасут скот.
Просека – дорожка, внутри густого леса, которую прорубают.
Валежник – сухие ветки, сломленные ветром.
Озираться – оглядываться.
Дети:
Покоробленные леса – искривленные.
Редколапые ели – редкие ветви.
Робкая листва – в безветренную погоду легкое колыхание листьев.
Ощупывать глазами – осматривать внимательно.
Закостенелые крылья – неподвижные.
Дремная пленка - закрывались глаза от удовольствия.
(Разбор слов и эпитетов по словарям Н.М. Неусыпаевой и М.Р. Львова).
2) Повторное чтение рассказа хорошо подготовленными учащимися, и анализ произведения по вопросам и заданиям учителя.
Учитель: Какое чувство вы испытали, слушая этот рассказ?
Дети: Чувство грусти.
- Жалость к капалухе.
- Чувство гнева на ребят, которые потревожили птицу.
Учитель: Что интересного для себя узнали из рассказа?
Дети: Я узнала, как поспевает черника.
- Где устраивает свое гнездо капалуха.
- Как глухарка любит своих детей.
Учитель: Как вы думаете, сколько основных моментов можно выделить в этом рассказе? Назовите их.
Дети:
I. Описание местности, куда пришли ребята.
II. Дети увидели гнездо.
III. Поведение глухарки при виде опасности.
Учитель: А теперь давайте прочитаем I часть рассказа и попробуйте выделить то, на что вы обратили внимание.
(Чтение I части до слов “Я поспешил…”)
Дети: Я обратил внимание, как автор красочно описывает лес.
- Мне понравилось описание черничника.
Учитель: Читаем следующую часть. Какова основная мысль этой части рассказа?
Дети: Увидев гнездо, дети решают, как им поступить с ним.
Учитель: А вот теперь осталась самая важная часть рассказа. Почему?
Дети: Здесь рассказывается о том, как вела себя глухарка, почуяв опасность для своих детей.
Учитель: Прочитайте об этом еще раз.
Учитель: При помощи, каких слов автор помогает нам понять состояние птицы?
Дети: Металась.
- Крылья разбросала.
- Пыталась и не могла взлететь.
- Мела крыльями землю.
Учитель: Как вы думаете, почему она “пыталась и не могла взлететь?”
Дети: Она боялась оставить свое гнездо.
Учитель: Ребята, а почему крылья птицы “закостенели”?
Дети: Она не двигалась, боялась, что ее яйца могут остыть от ее лишних движений.
Учитель: Что увидели ребята, когда капалуха “наконец взлетела на ветку”?
Дети: Голое брюшко.
Учитель: Почему же брюшко у птицы было голое?
Дети: Она выщипала его сама, чтобы перья не мешали ей греть яйца.
Учитель: А еще что они увидели у птицы?
Дети: На груди трепещет кожа.
- Как часто билось птичье сердце.
Учитель: Найдите предложение, которое помогает нам понять тревожное состояние капалухи?
Дети: “Это от испуга, гнева и бесстрашия…”
Учитель: Как вы понимаете такое состояние глухарки?
Дети: Капалуха боялась за своих будущих птенцов.
- Птице не жалко было своей жизни ради птенцов-глухарят.
Учитель: Как вы думаете, почему ребята пришли к решению не трогать гнездо?
Дети: Им стало жалко птицу.
- Они были поражены ее бесстрашием, материнской заботой.
Учитель: Когда дети убежали от гнезда капалухи, как у них стало на душе.
Дети: Радостно, легко, весело.
Учитель: Почему?
Дети: Они были довольны своим правильным решением не трогать гнездо.
Учитель: А что же капалуха? Она то успокоилась?
Дети: Нет.
Учитель: Прочитайте об этом в тексте.
Дети: “Сидела на сучке, вытянув вслед нам шею”
- “Но глаза ее уже не следили за нами. Они целились на гнездо”.
Учитель: Верно ребята, и душа и тело капалухи были рядом с ее детьми.
- А как она слетела с дерева?
Дети: Плавно.
Учитель: Почему плавно, а не быстро, резко и т.д.
Дети: Она боялась потревожить свои яйца резкими движениями.
- Птица даже в гнездо не забралась, а потихоньку заползла.
Учитель: Автор пишет, что после этого она “замерла”. Что это за состояние у человека, животного? От чего оно бывает?
Дети: Бывает от страха.
- От неожиданности.
- От наступления долгожданного момента.
Учитель: Замените близким по значению выражением “сидела неподвижно, затаив дыхание”.
Дети: Она боялась, что опасность еще не совсем миновала.
- Она не верила своему счастью, что опять рядом со своими детьми.
Учитель: Но вот дети ушли, мать рядом со своими будущими птенцами, ее глаза “стали затягиваться дремной пленкой…”.
- А стало ли спокойно на душе у капалухи?
Дети: Нет.
Учитель: Почему? Прочтите в тексте, что сказано об этом.
Дети: “Но вся она была насторожена, вся напружена”.
Учитель: А как вы понимаете такое состояние? Как сказать по-другому?
Дети: Она еще не избавилась от своего волнения, страха за своих детей.
Учитель: А что еще говорится в тексте о таком ее тревожном состоянии?
Дети: “Сердце капалухи билось сильными толчками”.
Учитель: Почему?
Дети: Она была счастлива, что с ее детьми не случилась беда.
Учитель: Чему учит нас этот трогательный рассказ?
Дети: Быть добрыми, заботливыми по отношению к животным.
- Не трогать птичьи гнезда в лесу.
- Охранять природу, не обижать животных.
Учитель: Работая над этим рассказом, о чем вы задумались?
Дети: Глухарка-птица, но вела себя, как настоящая мать.
- О материнской любви и преданности, которая есть не только у людей, но и у животных.
Учитель: Какие материнские качества ярко проявились в поведении глухарки?
Дети: Любовь, доброта, сердечность, заботливость, самоотверженность, бесстрашие, самопожертвование.
Учитель: Послушайте отрывок из книги С.Ф.Стариковича “Они живут не только в заповеднике”, о любви глухарки к своим будущим детям.
Учитель:
“Нужно отдать должное героической самоотверженности мамаш - глухарок. Почти месяц они грудью прикрывают кладку от невзгод. Бывало, что после лесных пожаров находили обуглившиеся тельца пернатых матерей, не дрогнувших перед всепожирающим пламенем. И при встрече с хищниками глухарка “вызывает огонь на себя”.
Нелегок и обычный день: надо раз двадцать перевернуть каждое яйцо, чтобы оно лучше прогревалось”.
Учитель: Мы прочитали два рассказа о собаке Мальке и капалухе, из которых узнали, что не только люди, но и животные наделены материнскими чувствами и в любую минуту готовы пожертвовать собой, ради своих детей.
- Но человек сильнее животных, потому то люди и обязаны охранять меньших своих братьев. Ведь как сказал М.Пришвин “Охранять природу - значит охранять Родину”.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.Учитель: А теперь наступил ответственный момент, мы с вами подробно изучили рассказ В.Астафьева “Капалуха”. Скажите, это художественный рассказ или научно-познавательный текст?
Дети: Это художественный рассказ.
Учитель: Почему?
Дети: В этом рассказе много трогательных чувств, отношений между героями, много эпитетов, есть диалоги между действующими лицами.
Учитель: Верно, ребята. Ведь основная функция художественного рассказа в его эмоционально-эстетическом воздействии на читателя, создание образной картины окружающего мира.
Учитель: А теперь поработайте над выразительным чтением этого художественного рассказа. Вы будете работать в группах по 6 человек. Каждая группа готовит одного ученика для прочтения 3 части рассказа вслух. Подчеркните слова, которые хотели бы выделить голосом, расставьте паузы.
VII. Включение нового в систему знаний.Учитель: Кто представит коллективную работу на суд зрителей?
(Выбирается лучший чтец, передавшей правильно свое отношение к прочитанному).
VIII. Рефлексия деятельности.Учитель: Какова была цель нашего урока?
Дети: Найти в рассказе художественно-изобразительные средства, способные нам помочь выразить свое бережное отношение к окружающей природе.
Дети: Мы доказали, что художественное произведение гораздо интереснее, богаче лексически, чем научно познавательный текст.
- Я очень расстроилась, узнав из этого рассказа, как безжалостно могут поступать люди по отношению к животным.
- Я задумалась, как велика материнская любовь.
- Мне хочется подробнее узнать из научно – познавательной литературы о жизни глухарей. Учитель: Спасибо, вам ребята за искренние ответы и отличную работу на уроке.
IХ. Домашнее задание.Учитель: Домашнее задание каждый выберет для себя сам:
- Выразительное чтение рассказа.
- Пересказ прочитанного произведения.
- Придумать к каждой части рассказа “Капалуха” свои вопросы.
Литература
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Учебник для 3 класса начальной школы “Родная речь”, 2 часть. М., 2005.
- Корабельников В.А. Краски природы. М., 1989.
- Львов М.Ф. Методика развития речи младших школьников. М., 1985.
- Львова М.Ф. Словарь синонимов и антонимов русского языка. М., 1998.
- Неусыпаева Н.М. Толковый словарь русского языка. М., 2000.
- Пришвин М.М. Кладовая солнца. М., 2007.
- Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) 2 часть. М., 2002.
- Старипович С.Ф.Они живут не только в заповеднике. М., Детская литература, 1988.
- Сухан И.Л. Новые 600 загадок, 90 кроссвордов. Л., 1998.
- Чуранова Н.М. Методический комментарий к учебнику “Литература”. М., 2001.