На современном этапе развития образования, в условиях функционирования всемирной информационной сети, все шире используется мультимедиа-технология для оптимизации учебного процесса. “Под мультимедиа-технологией понимают совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно несколькими органами чувств” [1, с.160]. Информация, при этом, предстает в различных формах – визуальной, звуковой, видеофильма. Трехлетнее использование мультимедиа-технологии и интерактивной приставки mimio Studio позволяет сделать некоторые выводы о качественном преимуществе интерактивных уроков по сравнению с традиционными, а именно:
- создание идеальных условий для учебного процесса при широком спектре видов учебной деятельности;
- безграничные информационные возможности;
- четкая организация урока и гибкость в его перестройке;
- возможность контроля и самоконтроля при высоком качестве иллюстративного и визуально-текстового материала;
- рост познавательной активности учащихся и интереса к предмету;
- замена пассивно-созерцательных видов учебной деятельности активно-преобразовательными;
- снятие проблемы пропущенных занятий.
Эффективность использования мультимедиа-технологии и интерактивного оборудования проявляется на всех этапах учебного процесса [1, с.158]:
- на этапе предъявления учебной информации обучающимся;
- на этапе усвоения учебного материала в процессе повторения и закрепления полученных знаний при интерактивном взаимодействии;
- на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;
- на этапе коррекции процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала и его систематизации.
Предлагаемый опыт практической деятельности по использованию мультимедиа-технологии и интерактивного оборудования был систематизирован в соответствии с выделенными этапами.
Слайд 2. Фрагменты уроков МХК (6-й класс) и ИЗО (3-й класс)
На первом этапе предъявления учебной информации, используются видео-фильмы и видео-экскурсии, к каждому уроку создаются презентации в приложении “Power Point” и интерактивные задания в блокноте mimio Studio. Комментарии учителя в сочетании с качественной визуальной информацией, музыкальным сопровождением, элементами анимации и интерактивными заданиями обеспечивают условия для расширенного и углубленного усвоения знаний и умений обучающимися, повышают их интерес к новой теме. Вышесказанное хорошо иллюстрирует фрагмент урока по МХК в 5 классе при изучении темы “Жанры изобразительного искусства” (см. Слайд 5 Приложения 1). В начале урока создается проблемная ситуация при сравнении двух произведений – М. Козловского “Самсон” и В.М. Васнецова “Богатыри”, что сразу же активизирует внимание обучающихся. В результате совместного обсуждения самостоятельно выводится понятие “Жанр”, после чего на слайде появляется соответствующее определение, которое записывается в тетрадь. Следующий пример – это фрагмент из урока МХК “Слышишь, море говорит стихами” (см. Слайд 6 Приложения 1) демонстрирует взаимодействие живописи, поэзии и музыки, объединенных одной темой. На данном уроке “языком” трех искусств раскрывается образ моря. Для исследования учащимся предлагаются произведения И.К. Айвазовского, фрагмент из симфонической картины Н.А. Римского-Корсакова “Шахеразада. Море и корабль Синдбада” и стихотворения русских и зарубежных поэтов. Необходимый эмоциональный настрой дает возможность обучающимся почувствовать взаимопроникновение различных видов искусств , дополняющих друг друга и позволяющих более полно раскрыть тему. В методических разработках уроков ИЗО в начальной школе (см. Слайд 7 Приложения 1) делается акцент на применение различных методов и практических заданий, в том числе и игровых, что снимает излишнее напряжение, а возможность поработать на интерактивной доске повышает интерес к практической деятельности по новой теме. В качестве примера приводится одно из заданий для 2 класса при изучении анималистического жанра.
Фрагмент слайда 7. Найди героев басен И.А. Крылова и выдели их цветом.[2, с.107]
Обучающимся необходимо не только разгадать загадочный рисунок , но и, работая стилусом ( инструмент mimio Studio) прямо на доске, выделить найденного героя цветом (“Ворона и лисица”; “Лисица и виноград”).
Инструменты mimio Studio дают возможность учителю выполнять учебные рисунки, используя широкую палитру цвета, вести презентацию, переключая слайды непосредственно на доске, перемещать объекты в любом направлении, что способствует лучшему усвоению учебного материала.
На следующем этапе усвоения учебного материала в процессе повторения и закрепления полученных знаний используются различные задания: “Найди ошибку”, “Расшифруй композицию”, “Что лишнее в экспозиции?” и т.п. В качестве примера, (см. Слайд 8 Приложения 1), представлен фрагмент урока для 5 класса по МХК после изучения темы “Портрет”. В этом задании необходимо не только выбрать правильный ответ из предложенных, но и задать свои вопросы. Обучающиеся задают различные вопросы, в частности, что связывает диагонально-расположенные портреты (автопортреты русских художников). Используются на этом этапе и кроссворды (см. Слайды 9–12 Приложения 1). Ответы пишутся непосредственно на доске стилусом, а затем проверяются. Приведем пример кроссворда для 6 класса по МХК после изучения тем “Скульптура и архитектура древнего Египта” ( см. Слайды 9-10 Приложения 1):
Если правильно решить кроссворд по горизонтали, то в выделенном столбце получите имя ученого, расшифровавшего египетскую письменность.
- Статуэтка, которая должна была работать за покойного на загробных полях. (Ушебти.)
- Скульптор в древнем Египте. (Санх.)
- Самый большой храм в Карнаке посвящен богу…(Амон.)
- Капитель колонны. (“Папирус”.)
- “Игла фараона”. (Обелиск.)
- Полосатый головной платок фараона. (Клафт.)
- Капитель колонны. (“Пальма”.)
- Египетский жрец, написавший историю Египта на греческом языке. (Манефон.)
- Египетский амулет, символ жизни. (Анх.)
Слайд 10
Обучающиеся обычно сразу вспоминают ученого – Жан Франсуа Шампольон, а дальше отгадывать уже легче, ведь есть одна буква. Разрабатываются кроссворды и для начальной школы (см. Слайды 11–12 Приложения 1)
На этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения используются разнообразные формы заданий с использованием интерактивного оборудования: викторины, тест-диктанты, “Древо знаний”. На Слайдах 14–17 Приложения 1 смоделированы фрагменты работы этого вида. Как правило, викторины (например, “Определи автора картины, заполни картинами соответствующие рамы”) и тест-диктанты (“Определи правильность утверждения”) знакомы педагогам, поэтому подробнее остановимся на “Древе знаний”, представляющем опрос по предыдущему материалу и повторение основных знаний в занимательной форме. При этом снимается страх “двойки”, ведь неправильный ответ не засчитывается, а правильный “награждается”: трудный вопрос оценивается “яблочком” (из картона), а простой – “листочком”; для “пятерки” надо накопить два “яблочка” или четыре “листочка”, работа с места также оценивается только “листочками”. Опыт показал, что желающих попробовать свои силы всегда больше, чем “яблочек-вопросов”, оптимально – достаточно восьми вопросов, хотя это зависит от состава класса и от запланированного времени на опрос.
Слайд 17. “Древо знаний”
Заключительный этап коррекции процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала и его систематизации предполагает фактически самоанализ проведенных уроков по данной теме, уточнение оптимальной структуры, форм и методов учебной работы.
Таким образом, использование мультимедиа-технологий и интерактивного оборудования несомненно улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса, способствует гармоничному сочетанию собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала, стимулирует интерес учащихся к предмету. К сожалению учебных и методических электронных ресурсов по предметам ИЗО и МХК для начальной школы и среднего звена мало, хотя частично можно использовать учебно-электронные ресурсы для 10–11-х классов (см. Приложение 2). Поэтому разработка интерактивных уроков на начальном этапе требует значительных затрат времени. Но по мере накопления и систематизации материалов выстраивается четкая структура учебного процесса, эффективного и мобильного, а мультимедийное и интерактивное оборудование становится незаменимым помощником учителя.
В то же время необходимо учитывать, что образовательная область “Искусство” - это, прежде всего, обращение к чувствам, к неповторимому внутреннему миру человека, к его мироощущению, мировосприятию. Поэтому, применяя в работе с детьми все достижения современной науки, увлекающие безграничными информационными возможностями, нельзя забывать и “живое” искусство. Эмоциональное слово учителя, работа “живыми” красками вместе с детьми на уроках и в студиях, а также “живая” музыка, “живой” цвет на выставках и в концертных залах будут способствовать гармонизации личности учащихся, их эмоциональному восприятию явлений окружающего мира и мира искусства и станут серьезным противовесом миру виртуальному.
Литература
- Буланова-Топоркова М.В., Духовнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии. М. – Ростов-на-Дону: Издательский центр “МарТ”, 2004.
- Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М.: Педагогическое общество России, 1999.