Оборудование: учебник для 7 класса “Новая история. 1500-1800” А.Я.Юдовской, П.А.Баранова, Л.М.Ванюшкиной, настенная карта “Европа в 1640-1699гг.”
Цели урока:
- Познакомить учащихся с событиями Английской буржуазной революции.
- Показать роль личности в истории.
- Отработка навыка самостоятельной работы с учебником.
План урока:
- Англия накануне революции. Причины революции.
- Начало революции – созыв Долгого парламента.
- Гражданская война между королём и парламентом.
- Реформы парламента. Установление республики.
Ход урока
Проверка домашнего задания: опрос по вопросам предыдущего параграфа.
1. Объяснение нового материала.
Актуализация знаний: учитель просит вспомнить, какие события из истории Англии XVI века связаны с такими понятиями, как Реформация, Генрих VIII, “добрая королева Лизи”, “Непобедимая армада”.
Учитель даёт задание учащимся: прочитать пп.1,3,4 параграфа 16 и (“слабым” учащимся) устно ответить на вопрос: с кем и из-за чего поссорился король Англии Карл I? После прочтения текста вызвать кого-либо из “сильных” учащихся, чтобы он (она) отметил на кластере, нарисованном на доске, знаком “плюс” положения, относящиеся к состоянию государства, и “птичкой” - причины революции.
2.
После устного ответа “слабого” ученика, выполнения задания на доске “сильным” учащимся, записи учащимися в тетрадях причин революции, учитель обращает внимание класса на характер Карла I и в объёме учебника рассказывает о начале революции – созыве Долгого парламента и начавшейся гражданской войне (запись в тетради дат: созыв Долгого парламента – 1640 г., начало гражданской войны – 1642 г. Работа с классом над терминами: что такое революция, гражданская война?)
3.
Далее учащиеся самостоятельно читают пункт “Гражданская война между королём и парламентом” и выполняют следующие задания: “слабые” учащиеся заполняют в тетради таблицу, которая после прочтения и работы над пунктом должна приобрести следующий вид:
Армия короля | Армия парламента | |
Кто командовал | Карл I | Оливер Кромвель |
кто поддерживал | северные и западные графства | юго-восточные графства |
кто служил | дворяне-“кавалеры” | добровольцы-“круглоголовые”: крестьяне, ремесленники, рабочие мануфактур |
какую веру исповедовали | англиканская | пуританская |
(Все учащиеся работают с атласами, на которых находят всё, что связано с гражданской войной.)
Затем “сильные” учащиеся устно отвечают на вопрос: каковы причины победы армии парламента (после ряда поражений научилась воевать, добровольческий характер набора в войско, выдвижение талантливых офицеров из народа, религиозное воодушевление, талантливый руководитель).
Учитель обращает внимание на личность и значение Оливера Кромвеля.
Запись в тетради: 14 июня 1645 г. – битва при Нейзби, разгром армии короля.
Вызванный к доске ученик показывает на настенной карте все места событий, связанных с гражданской войной (ставка короля, районы, поддерживающие ту или иную сторону, Нейзби).
4.
Далее учитель сообщает в объёме учебника о последовавших реформах парламента, стремлении парламента к компромиссу с королём, выдачи шотландцами Карла I, “Прайдовой чистке”.
Затем учащиеся готовят устно ответы на вопрос: в чём обвиняли Карла I?
“Слабые” учащиеся читают часть пункта “Реформы парламента”, в котором говорится о суде над королём и его казни. “Сильные” учащиеся – документ “Обвинение против короля” (Извлечения), опубликованный в учебнике после текста параграфа 16.
Далее учащиеся отвечают на поставленный вопрос: сперва – “сильные”, потом – “слабые”.
Учитель сообщает о ликвидации королевской власти и провозглашении парламентом в 1649 году республики. С абсолютизмом в Англии было покончено.
Для закрепления материала в конце урока проводится игра на знание терминов, понятий и персоналий “Историческая цепочка”.
Учитель подводит итог урока, выставляет оценки за домашнее задание и оценку победителю “Исторической цепочки”, сообщает о задании на дом: параграф 16, вопросы к параграфу.