Тип урока: урок-исследование с использованием информационных технологий.
Цель урока:
- Образовательная – ознакомление учащихся с предметом экология; формирование познавательного интереса к предмету; научить распознавать биологические и экологические понятия; раскрыть основные понятия – среда обитания, факторы среды; закрепление ранее приобретённых знаний; продолжить формирование умений работать с учебником.
- Развивающая – развитие у учащихся системного мышления, умения анализировать и обобщать, развитие речи, памяти.
- Воспитывающая – воспитание бережного отношения к природе, ответственного отношения к труду и учебе, самостоятельность в действиях, усидчивость и аккуратность.
Метод: словесный, наглядный, самостоятельная работа, работа с учебником, информационный.
Оборудование: учебник, карточки с заданием, компьютер, проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
Поприветствовать. Проверка присутствующих в классе. Зачитываем эпиграф к уроку:
Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной красивее нету.
Во всей Вселенной совсем одна.
Что будет делать без нас она?
II. Проверка знаний по теме “Царства живой природы”.
Письменный контроль (учащимся выдаются карточки с заданием).
Карточка (распределите признаки по царствам):
- одна или множество клеток;
- клетки имеют ядро;
- используют готовые органические вещества;
- содержат хлорофилл;
- создают органические вещества;
- состоят из одной клетки;
- активно передвигаются;
- клетки не имеют ядра.
После того как учащиеся выполнили, обмениваются листочками, и проверяем классом.
Устный контроль (обращаем внимание учащихся на проектор): изображены животные двух классов, ответить на вопрос по каким признакам объединили животных в классы птиц и млекопитающие. (Ответ: Птицы – клюв без зубов, оперение, передние конечности в форме крыльев, на ногах чешуя. Млекопитающие – вскармливание детенышей молоком, живорождение, волосяной покров, наружное ухо, более развит головной мозг, зубы).
III. Изучение нового материала:
После того как учащиеся закрепили знания по теме “Царства живой природы” приступаем к изучению новой темы. Учащимся предлагается записать в тетрадях тему урока, после чего определяем цель урока.
Прежде чем приступить к изучению экологических понятий, вспоминаем, что такое биология? После того как учащиеся высказали свое мнение, классу задается следующий вопрос: А что такое экология? После этого записываем определение в тетрадь(Экология – наука, изучающая взаимоотношения между живыми организмами и их средой обитания) запись на экране.
Из определения учащиеся вспоминают, что относится к живым организмам, а затем переходят к экологическому понятию “среда обитания”, выслушиваем мнение учащихся, после чего записываем определение в тетрадь. (Среда обитания – это все то, что окружает организм.)
Запись на экране.
Далее на экране появляются 4 среды обитания учащиеся должны назвать их и записать в тетрадь: водная, наземно-воздушная, почвенная, живой организм.
После того как учащиеся записали, на экране появляются животные, учащиеся их называют и определяют, в какой среде они обитают и какими приспособлениями они обладают.
Рассказ учителя: обитая в той или иной среде, организм подвержен воздействию, что влияет на организм? Учащиеся перечисляют, после чего все выше перечисленное мы объединяем в одно экологическое понятие фактор среды или экологический фактор записываем определение в тетрадь (Фактор среды – фактор прямо или косвенно влияющий на организм). Далее учащиеся работают с текстом учебника стр. 188 и заполняют схему:
Фактор среды
………….. ……………. …………..
(примеры) (примеры) (примеры)
Физическая минутка.
После чего один из учеников отвечает по этой схеме.
Далее классу задается вопрос: какие условия существования характерны для каждой среды обитания? Первую среду обсуждаем вместе, три другие самостоятельно.
Водная – недостаток света и кислорода; с глубиной понижается температура; высокая плотность; разнообразие животного мира, беден растительный.
Наземно-воздушная – достаточно света, кислорода; недостаток влаги; резкие колебания температур; низкая плотность; слабые перепады давления.
Почвенная – недостаток света и кислорода; высокая плотность, колебания температур; достаточно влаги.
Живой организм – постоянная температура; достаточно влаги, кислорода и пищи; недостаток света.
IV. Закрепление материала:
- Назовите благоприятные и неблагоприятные условия для развития живых организмов.
- Придумайте по одному вопросу для одноклассников.
- Отгадайте загадки.
V. Домашнее задание:
- Пересказ параграфа 39.
- Заполнить таблицу на стр. 189
- Подготовить доклады “Водные и наземные животные”.
VI. Рефлексия.
Сегодня урок экологии:
– легкий – трудный;
– интересный – скучный;
– полезный – ненужный.
Я ученик:
– старательный – ленивый;
– внимательный – невнимательный;
– урок усвоил – не усвоил.
VII. Подведение итогов и выставление оценок за урок.
Литература
- Т.С.Сухова, В.И.Строганова. Природа. Введение в биологию и экологию. 5 кл. М.: Вентана-Граф, 1999.
- Кузнецов В.И. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа, 2002. – 128 с.: ил.
- Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Пособие для учителя. – М.: Новая школа, 1994.