Урок по биологии для 6-го класса "Обмен веществ и энергии"

Разделы: Биология


Цели урока: Познакомить учащихся с пищевыми взаимоотношениями в природе, способствовать развитию интереса к предмету, уверенности в своих знаниях и умениях.

Задачи:

Образовательные:

  • Обеспечить в ходе урока усвоение понятий обмен веществ, пищевая цепь, пищевая сеть, потоки вещества и энергии, холоднокровные и теплокровные животные.

Воспитательные:

  • Содействовать в ходе урока формированию познаваемости мира и его закономерностей.
  • Обеспечить экологическое воспитание учащихся, сделав акцент на возможность быстрого нарушения экологического равновесия.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся умение выделять главное, сравнивать и обобщать приведенную информацию, использовать знания, полученные на уроках биологии, физики и экологии.
  • Создавать эмоциональные ситуации для развития таких эмоций как удивление, уверенность в своих знаниях.

Оборудование для урока:

Тип урока: Интегрированный урок с использованием материалов биологии и русской литературы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учителя. Приветствие учащихся. Отчет дежурного об отсутствующих.

II. Этап всесторонней проверки знаний.

Презентация.

Ребята, сегодня мы приступаем к изучению темы обмен веществ и энергии. Слайд 1.

Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте, попробуем ответить на вопрос "В чем отличие живых организмов от неживой среды?"

Признаки живого организма

  • Питание
  • Дыхание
  • Рост
  • Развитие
  • Размножение
  • Обмен веществ

Слайды2 ,3.

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

В природе существует постоянная взаимосвязь между организмами. На территории всех природных комплексов (кроме горных ледников и центральной части Антарктиды) существуют живые организмы. Они взаимодействуют между собой и с остальными компонентами природы. Но все начинается с круговорота веществ и энергии в природе.

Слайд 4

Растениям для жизнедеятельности необходимо получать из окружающей среды кислород, углекислый газ, воду и минеральные вещества. При воздействии солнечной энергии эти вещества из неорганических или неживых, превращаются в органические или живые. Таким образом, яблоня из углекислого газа, воды и минеральных элементов создает для нас вкусные сладкие плоды. Эти вкусные плоды и листья съедают гетеротрофные живые организмы и получают для себя питательные вещества. Эти органические вещества затем, используются как строительный материал и источник энергии. Так происходит постоянный обмен веществ между организмами и окружающей средой.

Слайды с 5 по 9

IV. Этап усвоения новых знаний.

Слайд 10

Ребята, давайте внимательно посмотрим на экран. Какая взаимосвязь существует между стариком, совой и стаканом молока? (Варианты ответов учащихся). Давайте, послушаем сказку Виталия Бианки "Сова".

Слайд 11

"Сидит старик, чай пьет. Не пустой пьет - молоком белит. Летит мимо Сова.

- Здорово,- говорит, - друг!

А Старик ей:

- Ты, Сова, - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься,- какой я тебе друг!

Рассердилась Сова.

- Ладно же, - говорит, - старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, сам лови.

А Старик:

- Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.

Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.

Ночь пришла. На стариковском лугу мыши в норах свистят, перекликаются:

- Погляди-ка, кума, не летит ли Сова - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?

Мышь Мыши в ответ:

- Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

Слайд 12.

Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.

А Сова из дупла:

- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: мыши-то, говорят на охоту пошли.

- А пускай идут, - говорит Старик. - Чай, мыши не волки, не зарежут телки.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят.

А Сова из дупла:

- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

- А пускай летят, - говорит Старик.- Что от них толку: ни меду, ни воску, - волдыри только.

Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят. Слайд 13.

А Сова из дупла:

- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому, цветень с цветка на цветок разносит.

- И ветер разнесет, - говорит Старик, а сам в затылке скребет.

По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, - не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

А Сова из дупла:

- Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, - трава, слышь, без клеверу, что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко все жиже и жиже.

А Сова из дупла:

- Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придешь ко мне кланяться.

Старик бранится, а дело-то не идет. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клевера тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить старику нечем стало. Слайд 14.

Нечем стало Старику чай белить, - пошел Старик Сове кланяться:

- Уж ты, Совушка - Вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.

А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.

- То-то,- говорит,- старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.

Сова полетела мышей ловить.

Мыши со страху попрятались в норы.

Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.

Клевер красный стал на лугу наливаться.

Корова пошла на луг клевер жевать.

Молока у коровы стало много.

Стал Старик молоком чай белить, чай белить - Сову хвалить, к себе в гости звать, ухаживать."

Слайд 15

Конечно это только сказка, но ведь в природе существуют очень разнообразные связи между организмами.

Организмы разных трофических групп, связанные в процессе питания и передачи энергии от зеленых растений к фитофагам и хищникам образуют пищевые цепи. Слайд 16, 17

В реальной природе клевер может съесть и лось, и заяц, а самого зайца лиса или волк, поэтому складываются не пищевые цепи, а пищевые сети. Слайд 18

Основными задачами пищевых отношений является:

1. Передача энергии и вещества от одного трофического уровня другому.

2. Регуляция численности популяции.

Хорошо налаженная пищевая цепь или пищевая сеть способствует передачи энергии от одного трофического уровня к другому, обеспечивая при этом круговорот энергии и вещества в природе. Что особенно необходимо для поддерживания стабильности и равновесия в экосистеме. Удаление хотя бы одного звена из пищевой цепи приводит к нарушению экологического равновесия. Слайды с 19 по 21.

Пищевая цепь также способствует регуляции численности популяции.

Добыча муравьев одного большого муравейника в сутки составляет 6500 гусениц, 28000 куколок и 2600 бабочек дубовой листовертки. Пять муравейников средней величины гарантируют здоровье целому гектару леса. Семья синиц за лето съедает 35 тыс. гусениц. Лазоревка в период кормления птенцов уничтожает до 250 тыс. гусениц. Огромную пользу приносят и скворцы. И именно поэтому необходимо строить скворечники и привлекать птиц в свои сады и огороды.

Многообразие живых организмов в природе сложность их строения и поведения зависит от разного типа обмена веществ. Те организмы, у которых обмен веществ идет медленно, называются холоднокровными, т.е. температура их тела зависит от температуры окружающей среды. К ним относятся: пресмыкающиеся и земноводные позвоночные животные.

Когда обмен веществ идет быстро, выделяется большое количество энергии, которая используется для согревания тела. Таких животных называют теплокровными. К ним относятся: птицы, млекопитающие. Температура тела этих животных не зависит от температуры окружающей среды. Поэтому они могут обитать и на берегу Северного Ледовитого океана, и высоко в горах.

Таким образом, задачами обмена веществ в природе являются:

  • передача вещества от одного организма другому;
  • передача энергии от одного организма другому;
  • регуляция численности животных или растений в популяции.

А сам обмен веществ способствует:

  • передачи энергии от одного организма к другому, обеспечивая при этом круговорот энергии и вещества в природе.
  • это особенно необходимо для поддерживания равновесия в природе. Удаление хотя бы одного звена из пищевой цепи приводит к нарушению экологического равновесия.

Слайды 27, 23.

V. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Работа с заданиями, данными на экране.

1. Что произойдет если:

Слайды 37,38

VI. Этап закрепления нового материала.

1. Какие утверждения верны?

- Обмен веществ происходит у всех живых организмов

- В обмене веществ у растений принимают участие только листья

- В растения из окружающей среды поступают кислород, углекислый газ, вода, минеральные соли

- В результате фотосинтеза образуются органические вещества и кислород.

- Обмен веществ складывается из двух противоположенных процессов

- Рыбы - это теплокровные животные

- Теплокровные животные имеют постоянную температуру тела

- С прекращением обмена веществ наступает смерть живого организма

2. Составление пищевых цепей из данных на экране организмов.

Слайды 42,43

VII. Этап информации учащихся о домашнем задании.

Изучить параграф 14. ответить на вопросы на странице 91

Слайд 44

Использованная литература.

  1. Н.И.Сонин, "Биология. Живой организм". Дрофа. Москва. 2005.
  2. Виталий Бианки. "Рассказы и сказки". Казань. Татарское книжное издательство. 1981.

Для презентации использованы.

  1. Коллекция рисунков Microsoft.
  2. Иллюстрации Т. Хрычевой к книге "Сказки о животных". "Становск-ПРЕСС". 2001.