Цели урока: Познакомить учащихся с пищевыми взаимоотношениями в природе, способствовать развитию интереса к предмету, уверенности в своих знаниях и умениях.
Задачи:
Образовательные:
- Обеспечить в ходе урока усвоение понятий обмен веществ, пищевая цепь, пищевая сеть, потоки вещества и энергии, холоднокровные и теплокровные животные.
Воспитательные:
- Содействовать в ходе урока формированию познаваемости мира и его закономерностей.
- Обеспечить экологическое воспитание учащихся, сделав акцент на возможность быстрого нарушения экологического равновесия.
Развивающие:
- Развивать у учащихся умение выделять главное, сравнивать и обобщать приведенную информацию, использовать знания, полученные на уроках биологии, физики и экологии.
- Создавать эмоциональные ситуации для развития таких эмоций как удивление, уверенность в своих знаниях.
Оборудование для урока:
- Компьютер
- Проектор
- Экран
- Презентация Microsoft PowerPoint
Тип урока: Интегрированный урок с использованием материалов биологии и русской литературы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учителя. Приветствие учащихся. Отчет дежурного об отсутствующих.
II. Этап всесторонней проверки знаний.
Ребята, сегодня мы приступаем к изучению темы обмен веществ и энергии. Слайд 1.
Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте, попробуем ответить на вопрос "В чем отличие живых организмов от неживой среды?"
Признаки живого организма
- Питание
- Дыхание
- Рост
- Развитие
- Размножение
- Обмен веществ
Слайды2 ,3.
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
В природе существует постоянная взаимосвязь между организмами. На территории всех природных комплексов (кроме горных ледников и центральной части Антарктиды) существуют живые организмы. Они взаимодействуют между собой и с остальными компонентами природы. Но все начинается с круговорота веществ и энергии в природе.
Слайд 4
Растениям для жизнедеятельности необходимо получать из окружающей среды кислород, углекислый газ, воду и минеральные вещества. При воздействии солнечной энергии эти вещества из неорганических или неживых, превращаются в органические или живые. Таким образом, яблоня из углекислого газа, воды и минеральных элементов создает для нас вкусные сладкие плоды. Эти вкусные плоды и листья съедают гетеротрофные живые организмы и получают для себя питательные вещества. Эти органические вещества затем, используются как строительный материал и источник энергии. Так происходит постоянный обмен веществ между организмами и окружающей средой.
Слайды с 5 по 9
IV. Этап усвоения новых знаний.
Слайд 10
Ребята, давайте внимательно посмотрим на экран. Какая взаимосвязь существует между стариком, совой и стаканом молока? (Варианты ответов учащихся). Давайте, послушаем сказку Виталия Бианки "Сова".
Слайд 11
"Сидит старик, чай пьет. Не пустой пьет - молоком белит. Летит мимо Сова.
- Здорово,- говорит, - друг!
А Старик ей:
- Ты, Сова, - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься,- какой я тебе друг!
Рассердилась Сова.
- Ладно же, - говорит, - старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, сам лови.
А Старик:
- Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.
Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.
Ночь пришла. На стариковском лугу мыши в норах свистят, перекликаются:
- Погляди-ка, кума, не летит ли Сова - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?
Мышь Мыши в ответ:
- Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.
Слайд 12.
Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.
А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: мыши-то, говорят на охоту пошли.
- А пускай идут, - говорит Старик. - Чай, мыши не волки, не зарежут телки.
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят.
А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.
- А пускай летят, - говорит Старик.- Что от них толку: ни меду, ни воску, - волдыри только.
Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят. Слайд 13.
А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому, цветень с цветка на цветок разносит.
- И ветер разнесет, - говорит Старик, а сам в затылке скребет.
По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, - не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.
А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, - трава, слышь, без клеверу, что каша без масла.
Молчит Старик, ничего не говорит.
Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко все жиже и жиже.
А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придешь ко мне кланяться.
Старик бранится, а дело-то не идет. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клевера тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить старику нечем стало. Слайд 14.
Нечем стало Старику чай белить, - пошел Старик Сове кланяться:
- Уж ты, Совушка - Вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.
А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.
- То-то,- говорит,- старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?
Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.
Сова полетела мышей ловить.
Мыши со страху попрятались в норы.
Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
Корова пошла на луг клевер жевать.
Молока у коровы стало много.
Стал Старик молоком чай белить, чай белить - Сову хвалить, к себе в гости звать, ухаживать."
Слайд 15
Конечно это только сказка, но ведь в природе существуют очень разнообразные связи между организмами.
Организмы разных трофических групп, связанные в процессе питания и передачи энергии от зеленых растений к фитофагам и хищникам образуют пищевые цепи. Слайд 16, 17
В реальной природе клевер может съесть и лось, и заяц, а самого зайца лиса или волк, поэтому складываются не пищевые цепи, а пищевые сети. Слайд 18
Основными задачами пищевых отношений является:
1. Передача энергии и вещества от одного трофического уровня другому.
2. Регуляция численности популяции.
Хорошо налаженная пищевая цепь или пищевая сеть способствует передачи энергии от одного трофического уровня к другому, обеспечивая при этом круговорот энергии и вещества в природе. Что особенно необходимо для поддерживания стабильности и равновесия в экосистеме. Удаление хотя бы одного звена из пищевой цепи приводит к нарушению экологического равновесия. Слайды с 19 по 21.
Пищевая цепь также способствует регуляции численности популяции.
Добыча муравьев одного большого муравейника в сутки составляет 6500 гусениц, 28000 куколок и 2600 бабочек дубовой листовертки. Пять муравейников средней величины гарантируют здоровье целому гектару леса. Семья синиц за лето съедает 35 тыс. гусениц. Лазоревка в период кормления птенцов уничтожает до 250 тыс. гусениц. Огромную пользу приносят и скворцы. И именно поэтому необходимо строить скворечники и привлекать птиц в свои сады и огороды.
Многообразие живых организмов в природе сложность их строения и поведения зависит от разного типа обмена веществ. Те организмы, у которых обмен веществ идет медленно, называются холоднокровными, т.е. температура их тела зависит от температуры окружающей среды. К ним относятся: пресмыкающиеся и земноводные позвоночные животные.
Когда обмен веществ идет быстро, выделяется большое количество энергии, которая используется для согревания тела. Таких животных называют теплокровными. К ним относятся: птицы, млекопитающие. Температура тела этих животных не зависит от температуры окружающей среды. Поэтому они могут обитать и на берегу Северного Ледовитого океана, и высоко в горах.
Таким образом, задачами обмена веществ в природе являются:
- передача вещества от одного организма другому;
- передача энергии от одного организма другому;
- регуляция численности животных или растений в популяции.
А сам обмен веществ способствует:
передачи энергии от одного организма к
другому, обеспечивая при этом круговорот энергии
и вещества в природе.
Слайды 27, 23.
V. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
Работа с заданиями, данными на экране.
1. Что произойдет если:
Слайды 37,38
VI. Этап закрепления нового материала.
1. Какие утверждения верны?
- Обмен веществ происходит у всех живых организмов
- В обмене веществ у растений принимают участие только листья
- В растения из окружающей среды поступают кислород, углекислый газ, вода, минеральные соли
- В результате фотосинтеза образуются органические вещества и кислород.
- Обмен веществ складывается из двух противоположенных процессов
- Рыбы - это теплокровные животные
- Теплокровные животные имеют постоянную температуру тела
- С прекращением обмена веществ наступает смерть живого организма
2. Составление пищевых цепей из данных на экране организмов.
Слайды 42,43
VII. Этап информации учащихся о домашнем задании.
Изучить параграф 14. ответить на вопросы на странице 91
Слайд 44
Использованная литература.
- Н.И.Сонин, "Биология. Живой организм". Дрофа. Москва. 2005.
- Виталий Бианки. "Рассказы и сказки". Казань. Татарское книжное издательство. 1981.
Для презентации использованы.
- Коллекция рисунков Microsoft.
- Иллюстрации Т. Хрычевой к книге "Сказки о животных". "Становск-ПРЕСС". 2001.