Село Ныда с населением 2079 жителей расположено за Полярным кругом, на берегу одноимённой реки у места впадения её в Обскую губу. Расстояние до ближайшего населённого пункта 147 километров, до районного центра, города Надым, – 308 километров. По санитарно-климатическому районированию это зона ультрафиолетового дефицита, наибольшей дискомфортности климата (повторяемость неблагоприятных погод в среднем за год более 40%, а в зимние месяцы – более 80%).
Школа-интернат – это основной и единственный социальный институт образования в селе Ныда. Здесь, как и во всем обществе, существует ряд факторов, влияющих на развитие личности. Это, прежде всего, – микросоциум, который характеризуется следующими признаками:
- неразвитость социальной инфраструктуры;
- удаленность от крупных промышленных и культурных центров, сложная транспортная схема (отсутствие наземного транспорта);
- низкий уровень как общей, так и информационной культуры родителей, их низкий образовательный ценз;
- наличие безработицы (9,8%);
- возрастающий уровень неполных семей (32%);
- сохраняющаяся тенденция к алкоголизации населения.
В селе остро стоит проблема социального сиротства, за последние три года количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается достаточно высоким и колеблется от 22 до 16 человек, что составляет 5% от общего числа обучающихся.
Поэтому большое внимание в школе-интернате уделяется развитию внутреннего педагогического реабилитационного пространства. Его можно представить в виде дома, где фундаментом являются ювенальные правовые аспекты: законодательные акты, нормативные документы, регламентирующие сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; само здание, состоящее из кирпичиков – реабилитационных и восстановительных программ, которые совместно с педагогическими работниками реализуют специалисты медицинского кабинета, социально-психологической службы и школьный. Цементируют это здание информационные технологии, обеспечивающие непрерывность и мобильность пространства реабилитации.
Внешнее реабилитационное пространство школы-интерната представляет собой систему учреждений, служб, ведомственных структур, общественных инициатив и организаций села и Надымского района, принимающих участие в профилактике социальной дезадаптации несовершеннолетних и их реабилитации.
Цель реабилитации: обеспечение продуктивности и комплексности подходов, адаптивности реабилитационного пространства.
Педагогическая реабилитационная среда представляет собой совокупность следующих аспектов:
- правовой – ювенальные технологии позволяет решать проблему преодоления межведомственных барьеров, реально осуществлять защиту и охрану прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей своевременно выявляя и предупреждая правонарушения, конфликтные ситуации;
- информационный - общее информационное пространство позволяет всем участникам реабилитационного пространства говорить на одном языке и скоординированно делать одно общее дело;
- организационный – создание функционального модуля, призванного обеспечить эффективность и качество профилактического и реабилитационного пространства.
Основные принципы реабилитационного пространства:
- принцип человекоцентризма;
- принцип системности;
- принцип развития;
- принцип целостности.
В условиях села наиболее оптимальным способом организации жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является интернат семейного типа. Распределение детей данной категории по группам осуществлено по принципу семейно-родственных связей. Именно это позволяет максимально сохранять связь воспитанников со средой обитания, преодолеть иждивенчество, смягчать противоречия внутри оппозиции «традиционная культура – школа», формировать ребенка как представителя своей среды, своего народа с присущим ему национальным самосознанием и миропониманием, готового в то же время к диалогу и восприятию культур.
В МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда» для успешного решения задач социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которую мы рассматриваем как интегрированное качество личности ребенка, включающее в свою структуру овладение нормами социального поведения и достаточный уровень сформированности личного социально-нравственного опыта в его когнитивном, деятельностном компонентах, обеспечено сочетание следующих педагогических условий:
1. Создана и действует модель социальной реабилитации детей-сирот на основе гуманистической воспитательной системы;
2. Содержание образования обогащено через включение комплекса специальных, социально ориентированных учебных предметов;
3. На основе мониторинга создана целостная система коррекции особенностей психофизического развития ребенка-сироты, осуществляющая взаимосвязь коррекционно-развивающих усилий всех субъектов образовательного процесса: учителя, воспитателя, педагога-психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования, медицинского работника и самого ребенка.
В школе-интернате обеспечено право детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей на получение доступности качественного образования. Контингент обучающихся, отличается довольно большим разбросом по уровню реальных учебных возможностей (147/41% школьников имеют рекомендации мПМПК, шк. МПМк). В МОУ соблюдается дифференциация процесса обучения на уровне классов. В соответствии с п.3 ст.5 Закона РФ «Об образовании» школа-интернат обеспечивает доступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учащихся с разными образовательными возможностями. Так, в 2008/2009 учебном году из 16 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей 4 занимаются по специальной программе КРО VIII вида.
В целях успешного социального становления выпускников из числа коренных малочисленных народов Севера, введено предпрофильное обучение в девятых классах биолого-зоотехнической направленности. Поэтому в рамках предпрофильного обучения вариативная часть учебного плана включает элективные курсы: «Оленеводство, звероводство»; «Основы экономики сельскохозяйственного производства»; «Технология» (пошив меховой одежды/малая техника Севера). Практические занятия в рамках предпрофильной подготовки проводятся на базе сельскохозяйственного предприятия ЗАО «Ныдинское».
Раннее выявление и поддержка развития одаренных детей - одно из направлений программы деятельности школы-интерната, обеспечивающее условия доступности качественного образования. С 2006 года 30 школьников, в т.ч. 2 детей-сирот, МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с.Ныда» стали участниками районной каникулярной школы для талантливых детей коренных малочисленных народов Севера, организованной Департаментом образования МО Надымский район в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и муниципального проекта «Мы вместе». Наряду с мероприятиями, направленными на развитие интеллекта, творческих и коммуникативных навыков, программа работы каникулярной школы предусматривает укрепление здоровья на базе ГУ НИИ «Медицинских проблем Крайнего Севера» РАМН, МОУ «Домашний очаг», бассейна «Молодость», поскольку создание здоровьесберегающего образовательного пространства является важной составляющей в системе реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В учебный процесс педагогическими работниками активно внедряются здоровьесберегающие технологии и практики (42 педагога/100%).
Вопросы о состоянии здоровья воспитанников, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на особом контроле и являются основополагающей в системе реабилитации. Так, на педсовете были рассмотрены вопросы:
об организации классов КРО, КмО;
уровневая дифференциация как средство выполнения ГОС и предупреждения перегрузок обучающихся;
эколого-нравственные и здоровьесберегающие традиции ненцев как средство воспитания;
«Работа с детьми, имеющими отклонения в поведении и здоровье»;
«Школьная тревожность ученика и способы ее преодоления»;
«Устранение трудностей общения воспитанников интерната, развитие у них коммуникативных изменений, ориентированных на социальное взаимодействие»;
«Учет психофизиологических особенностей развития школьника в образовательном процессе - основа его личностного развития» и др.
Решения, приятые на педсоветах, носят адресный характер.
Таким образом, сформирован управленческий аспект развития здоровьесберегающего пространства. Кроме того, здоровьесбережению воспитанников, детей-сирот в школе-интернате способствуют:
- организация групп корригирующей гимнастики;
- введение в учебный план ОУ для классов КРО коррекционно-развивающих занятий;
- функционирование спортивных секций (10/80%);
- организация летней оздоровительной площадки при школе-интернате;
- детские оздоровительные лагеря (100%);
- оздоровление в санаториях, пансионатах, в том числе на базе ГУ НИИ МПКС РАМН (все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей);
- пропаганда здорового образа жизни через организацию спортивно-массовых мероприятий, участие в соревнованиях по разным видам спорта, проведение дней здоровья.
Из всех факторов, оказывающих влияние на здоровье ребенка, наиболее важным является рациональное питание. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются 5-ти разовым питанием.
Изучение состояния и сохранение здоровья детей-сирот является важнейшей медико-социальной задачей. Дважды в год дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проходят оздоровление в санатории-профилактории «Большой Тараскуль» г. Тюмень по путевкам УСП г. Надым.
Защита личных прав и индивидуальный выбор детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечивается комплексом услуг службы социально-психолого-педагогического сопровождения.
Система психолого-педагогического сопровождения (охват составляет 100% обучающихся, воспитанников) позволяет сделать учебный процесс прогнозируемым, обновление содержания образования в МОУ осуществляется на основе банка психологических данных на каждого ребенка, в том числе на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, ранее проживали в неблагополучных семьях, бродяжничали. С этой группой подростков проводится профилактическая работа в рамках муниципального проекта «Институт школьного инспектора», школьной подпрограммы «Подросток», «Школа здоровья», используется комплекс традиционных мер:
- ведение классными руководителями социального паспорта на каждого подростка;
- контроль посещаемости школьных занятий, факультативов, элективных курсов, кружков по интересам, спортивных секций;
- индивидуальные и коллективные беседы и консультации по интересующим подростков вопросам;
- совместная работа со школьным инспектором.
При этом особую ценность представляет профессиональный тандем социального педагога и школьного инспектора.
Правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется совместно с Управлением опеки и попечительства Департамента образования, Комиссией по делам несовершеннолетних, судебными органами и службой судебных приставов, а также с Пенсионным Фондом.
Правовой аспект обеспечивает социальные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. На детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сбербанке открыты личные счета для зачисления пенсий по случаю потери кормильца, каждый ребенок обеспечен средствами на личные расходы. Дети имеют пенсионные удостоверения, страховые свидетельства государственного пенсионного страхования, свидетельства ИНН – 10, справки ИНН – 6 человек. Осуществляется контроль обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одеждой, обувью, школьными принадлежностями.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилья, Постановлением Главы МО Надымского района признаны нуждающимися в жилом помещении и поставлены на учёт в Управлении опеки и попечительства как лица, имеющие право на внеочередное получение жилого помещения на территории Надымского района. Два раза в год обследуются жилые помещения на территории с. Ныда, закреплённые за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, факт сохранности фиксируется в актах.
Обеспечение социальной защиты воспитанников детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей обеспечивается в тесном содружестве с социальными партнерами школы-интерната. Так, только в 2007/2008 учебном году на оснащение кабинетов, игровых комнат интерната компьютерами и оргтехникой было выделено ООО «Газпром добыча Ямбург» 948 тыс.рублей, а также мягкого инвентаря на сумму 703.785 рублей. Надежными партнерами школы-интерната являются: ООО «Газпром добыча Надым», Медвежинское ГПУ ООО «Газпром добыча Надым», Ныдинское ЛПУ ООО «Тюментрансгаз», ЗАО « Ныдинское» и др. Благодаря их помощи школа-интернат проводит ремонт спальных корпусов, столовой и учебного корпуса на достаточно высоком уровне.
Особые требования предъявляются и к персоналу школы-интерната, т. к. взаимодействие с подростками, которые постоянно «проверяют границы педагогов на прочность», сложно; найти оптимальную дистанцию для общения трудно, ее надо постоянно удерживать.
Поэтому, к числу сильных сторон общеобразовательного учреждения следует отнести достаточно высокую практическую и теоретическую подготовку педагогов, существование положительного опыта осуществления инновационных преобразований в образовательном процессе, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса на основе этнопедагогики, этнопсихологии, воспитание экологии души через освоение национальной культуры и направленных ценностей, благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе.
Главный показатель сформированности педагогического реабилитационного поля – это социализация, дальнейшее обучение, выбор правильного пути. По окончании школы-интерната 100% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжают обучение в вузах, ссузах, профессиональных училищах, дети с особыми образовательными нуждами - в специальные учебные заведения и охвачены постинтернатным патронатом, таким образом, обеспечивается непрерывность пространства их реабилитации.
Кроме того, достигнуты и другие результаты:
- повышение уровня удовлетворенности жизнью в интернате детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с 57% до 80%);
- сформирована действенная межведомственная система профилактической работы: Комиссия по делам несовершеннолетних Администрации МО Надымский район, Комитет малочисленных народов при Администрации, территориальный пункт милиции с. Ныда ОДН УВД Надымского района, учреждения и организации района;
- техническое оснащение кабинетов современными компьютерами, принтерами, сканерами, копировальными аппаратами, что позволило обеспечить качественными ресурсами всех участников образовательного процесса;
- возросла степень участия школьного инспектора в организационно-управленческой деятельности школы-интерната;
- сократилось количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на различных видах учета; охват досуговой деятельностью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей составляет 100%;
- сохранение здоровья детей, внедрение здоровьеформирующих технологий в образовательный процесс;
- улучшение организации питания, медицинского обслуживания обучающихся и воспитанников школы-интерната;
- оздоровление детей из числа коренных малочисленных народов Севера, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на базе детской оздоровительной площадки ГУ НИИ Крайнего Севера г. Надым, санатория-профилактория «Большой Тараскуль» г. Тюмени по линии Управления Социальных программ;
- совершенствование учебно-материальной базы, приобретение учебно-методической и иной литературы, создание условий для всестороннего развития личности обучающихся, воспитанников школы-интерната;
- проведение ремонтных работ, приведение помещений школы-интерната, спальных корпусов интерната и столовой в соответствии с требованиями СанПиНа, создание условий для эстетического развития обучающихся и комфортного проживания, отдыха воспитанников интерната;
- обеспечение безопасности и охраны обучающихся и воспитанников школы-интерната.