Модель школьного ученического самоуправления состоит из следующих блоков:
I. Блок целеполагания
Принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановка цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения в ходе реализации модели ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление МОУ СОШ №2 города Орлова Кировской области создано в целях:
1. Демократизации учебно-воспитательного процесса в школе.
2. Создания условий для реализации детьми и подростками своих интересов и потребностей.
3. Развития отношений с различными районными детскими школьными организациями.
Основными задачами самоуправления являются:
1. Координация деятельности членов школьного самоуправления при осуществлении совместных программ, проектов и инициатив.
2. Защита прав и законных интересов детей и подростков, учеников школы.
3. Осуществление взаимодействия с администрацией школы, педагогическим составом школы, различными районными детскими школьными организациями в выработке решений в интересах членов самоуправления.
4. Стимулирование и поддержка общественно-ценностных инициатив учеников.
5. Привлечение внимания ученической общественности к проблемам детей и подростков.
6. Организация взаимодействия членов школьного самоуправления, совета школьного самоуправления и администрации школы в решении важных вопросов.
Деятельность школьного самоуправления строится на следующих основных принципах:
1. Добровольность, равноправие всех членов самоуправления, законность и гласность.
2. Приоритет интересов детей и подростков, приоритет общечеловеческих ценностей.
3. Открытость для всех учеников - членов самоуправления и для сотрудничества с другими районными школьными организациями и коллективами, разделяющими его цели и задачи.
4. Уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена самоуправления.
5. Коллегиальность принятия решений.
6. Взаимная и личная ответственность за выполнение принятых решений.
7. Свобода дискуссий, гласность работы самоуправления.
8. Уважение мнений меньшинства и большинства.
II. Позиционный блок
Общая схема управления школой с элементами самоуправления с указанием их взаимосвязей. Данный блок позволяет наглядно представить место каждого элемента и увидеть его связи.
Схема 1 - Управление МОУ СОШ №2
III. Организационный блок
Выделение уровней субъектов самоуправления (индивидуальный уровень, уровень первичного коллектива (класс), уровень ученического коллектива школы и т.д.) с описанием возможностей каждого уровня в зависимости от среды (социального пространства), в которой участники образовательного процесса осуществляют свое взаимодействие, а также системы ролей, которые может принять на себя школьник, участвуя в самоуправлении.
Структура самоуправления в школе имеет три уровня:
Третий уровень | Общешкольное самоуправление. ■ Совет школы - состоит из учащихся школы, педагогов и родителей. |
Второй уровень | Школьное ученическое самоуправление – детская школьная организация Республика Интересных Дел (РИД). Приложение*. ■ Ученическое собрание (конференция). ■ Совет старшеклассников (Республиканский совет). ■ Школьные ученические комитеты. |
Первый уровень | Ученическое самоуправление в классных коллективах. ■ Классное собрание. ■ Актив класса. |
IV. Нормативно-правовой блок
Перечень основных нормативных документов, необходимых и достаточных для ученического эффективного функционирования данной модели.
Основные документы, регулирующие функционирование
самоуправления в нашей школе:
1. Закон РФ «Об образовании»;
2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
3. Устав школы;
4. Положение о школьном самоуправлении;
5. Устав школьного Совета старшеклассников (Республиканского совета);
6. Положение о Совете старшеклассников (Республиканском совете);
7. Положение о Президенте детской школьной организации;
8. Положение выборах Президента детской школьной организации;
9. Конституция детской школьной организации Республика Интересных Дел;
10. Программа детской школьной организации Республика Интересных Дел.
Нормативно-правовая база не только регламентирует деятельность всех субъектов ученического самоуправления, но и раскрывает вопросы взаимодействия, сотрудничества с другими участниками образовательного пространства. Они конкретизируют и детализируют направления работы, структуру управления ученического самоуправления; определяют права, обязанности, а также возможности самореализации и самоуправления всех учащихся школы.
V. Содержательный блок
Позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов самоуправления.
Основные функции органов ученического самоуправления:
Общее собрание (конференция):
- рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
- решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой;
- формирует органы самоуправления в школе;
- вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
- рассматривает и утверждает положения, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;
- заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.
Совет старшеклассников 9-11 класс (Республиканский совет 5-8 класс):
• Выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни школы: изучает и формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни, представляет позицию учащихся в органах управления школой, разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
• Содействует реализации инициатив учащихся во внеурочной деятельности, создает условия для их реализации;
• Содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся.
Школьные ученические комитеты:
■ Ученический комитет:
• Организует участие учащихся в предметных неделях, олимпиадах;
• Контролирует состояние дневников, учебников, тетрадей учащихся школы;
• Контролирует успеваемость в школе;
• анализирует итоги успеваемости.
■ Правовой комитет
• Организует соблюдение правопорядка в школе;
• Следит за выполнением Устава школы;
• Проводит рейды по контролю посещаемости;
• Анализирует итоги посещаемости.
■ Творческий комитет
• Подготовка и участие в школьных и районных досуговых мероприятиях;
• руководство проведением КТД;
• Оформление школьных выставок;
• Подготовка и участие в концертах;
■ Спортивный комитет
• Подготовка и участие в школьных и районных спортивных мероприятиях;
• Определяет лучших спортсменов школы;
• Вовлекает учащихся в спортивные секции и кружки.
■ Трудовой комитет
• Организует благоустройство школьной территории;
• Организует и проводит общешкольные субботники, утепление окон;
• Организует работу в ЛТО;
• Организует работу ремонтных бригад;
■ Краеведческий комитет
• Оформление материалов по истории школы;
• Поисковая работа.
Классное собрание
Общее классное собрание выбирает старосту класса. Староста класса руководит делами класса, организует класс, информирует, представляет его интересы в других органах самоуправления, контролирует оргмоменты и творческий процесс, следит за дисциплиной и посещаемостью.
На общем собрании выбирается также актив класса и комитеты (учебный, правовой, творческий, спортивный, трудовой, краеведческий), распределяются общественные поручения среди учащихся.
Актив класса
Состоит из старосты класса и председателей классных комитетов. Актив класса непосредственно работает под руководством Совета старшеклассников (Республиканского совета), классного руководителя, родительского комитета.
Классное самоуправление (актив) |
1. Староста |
2. Член Совета старшеклассников |
3. Оформитель |
4. Ответственный за учебу |
5. Ответственный за трудовые дела |
6. Ответственный за досуг |
7. Физорг |
8. Краевед |
9. Ответственный за дисциплину |
Функции:
• Управление;
• Регулирование;
• Анализ;
• Контроль;
• Оценка и самооценка.
VI. Технологический блок
• раскрывает возможные формы работы участников ученического самоуправления в процессе их деятельности
В работе школьного самоуправления используются технологии КТД (коллективной творческой деятельности), традиционные и нетрадиционные формы и методы работы.
Формы реализации:
Предметные и методические недели;
• Тематические КВНы;
• Викторины;
• Олимпиады по предметам;
• Лекции и беседы;
• Тематические конкурсные программы;
• Диспуты;
• Экскурсии и походы;
• Смотры-конкурсы и т.п.
*Приложение можно получить у автора