Интегрированный урок (русский язык + природоведение) по теме "Закрепление знаний об именах прилагательных. Жизнь древних славян (закрепление)" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: Обобщить знания по изученным темам

Задачи: 1. Закрепить знания об именах прилагательных, учить отличать их от других частей речи; расширять знания о жизни  наших предков-славян;2. Развивать умения в определении числа, рода. Падежа прилагательных, развивать знания о значении прилагательных в нашей речи и его роли в предложении; развивать речь учащихся; 3. Воспитывать внимательность при работе, интерес к истории своей Родины.

Зрительный ряд: Таблицы, эпиграф, карточки со словами, рисунки Лешего и Домового, раздаточный материал в конвертах, стихи.

Литературный ряд: Энциклопедия истории России, стихи А.С. Пушкина.

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Кикимора».

Ход урока.

1. Погружение в урок.
-Сегодня мы проведем урок, в котором тесно переплетутся такие предметы, как русский язык и природоведение. Начнем с психологической минутки. У каждого из вас на парте лежат листочки, на которых изображены 3 кружочка. Слушайте задание.

 -Представьте, что к нам в класс пришел клоун из цирка. Как вы его встретите? Посмотрите  друг на друга, вы рады, вы улыбаетесь. Покажите на первом кружочке,  как по-вашему выглядят глаза и рот радостного, веселого, смеющегося человека.
–Теперь представьте, что сейчас бы к нам прилетел слон на космическом корабле. Что вы видите на лицах одноклассников? Удивление. Нарисуйте рот и глаза удивленного человека.
–Не будем лишний раз расстраивать друг друга и плохих известий я вам сообщать не буду. Просто вспомните лицо плачущего, расстроенного человека и покажите его на третьем рисунке.
(учитель по ходу выполняет рисунок на доске )

-Мы видим, что у нас получились такие разные лица. И обозначают они разные человеческие эмоции. Эмоции - это слово иностранного происхождения, поэтому, чтобы точно узнать его значение, к какому словарю я должна обратиться?
( показываю несколько видов словарей, дети выбирают нужный) Правильно обращусь к толковому словарю иностранных слов.( читаю) Эмоции- от лат. слова потрясаю, волную ( вывешиваю карточки):
Эмоции
( потрясаю, волную)

-Запомните, как пишется это слово. Судя по моим и вашим рисункам, эмоции бывают разными, а именно какими? Положительными и отрицательными. Я назвала 2 слова, к какой части речи они относятся? ( К именам прилагательным)
-Так вот на уроке русского языка мы вспомним и обобщим все наши знания об этой части речи.

2. Работа по темам урока.
а) – Вспомним все о прилагательном, опираясь на эту таблицу:

Прилагательное-
Обозначает-
Отвечает-
Согласуется-
Изменяется-
Член предложения-

б) – А теперь посмотрите на стихотворение, которое лежит перед вами. Прочитайте его выразительно.

За весной красой природы
Лето знойное пройдет-
И туман и непогоды
Осень поздняя несет
Людям скучно, людям горе,
Птичка в дальние страны,
В теплый край за сине море
Улетает до весны…

- Встретились ли вам здесь имена прилагательные? (да)
Что было бы, если бы они исчезли вдруг из текста? Так какую же роль выполняют прилагательные в русском языке? Для чего они нужны? (они помогают точно описать предмет, делают нашу речь более точной, выразительной).
-Правильно! Выпишите из стихотворения прилагательные вместе со словами, к которым они относятся. Определите род, выделите окончания (выполнение работы).
-Так как же определить род прилагательных? В каком словосочетании нельзя определить род? Почему?

г)- Ребята, а кто автор этого стихотворного отрывка? (А. С. Пушкин.) Он же является автором эпиграфа к нашему уроку по предмету «Мир вокруг нас». Давайте прочитаем:
«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков»
-Великий поэт был большим знатоком прошлого родной страны и очень гордился ее историей. И мы на предыдущем уроке начали изучать историю нашего отечества. История-это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность. Мы заглянули в прошлое нашей страны и узнали о жизни древних славян. Где же расселились древние славяне? ( рассказ и работа у карты) Перечислите название славянских племен. Вам знакомы эти слова? Откуда? ( из летописи « И повесил Олег щит на вратах Царьграда»)

д) – Ну, а сейчас вспомним, как выглядело жилище древних славян.
( рассказывают, рассматривается славянский поселок, созданный из макетов домов, сделанных детьми). Перед вами тексты, в которых идет описание жилища славян, воспроизведите, как вы запомнили описание славянского жилья, данного в учебнике.
Задание: вставить подходящие по смыслу имена прилагательные и определите их падеж.
Убранство дома было… .Жилище заставлено … лавками. …печь была без трубы. Дым выходил наружу через … и … окошки. От холода их прикрывали досками, соломой, … ветками. Входом служила … дверь. Горшки и сковородки были … .

-прочитаем, что получилось. А как же определить падеж прилагательного? (рассказывают, затем выполняют синтаксический разбор в 4 предложении, проверяем)
-Так каким же членом предложения является подлежащее?
( определением)

е) – А теперь послушайте текст и скажите, о каком славянском празднике идет речь?( читаю)
Это самый большой праздник, проходивший летом. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры- славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали венки в воду, с песнями входили в речку и купались.
( Иванов день или Иван Купала)
- один из праздников древних славян дошел и до наших дней. Это праздник- масленица. Давайте узнаем, когда и как его отмечали наши предки. Прослушаем сообщение, которое подготовила … ( имя).

3.  Подготовка к написанию мини - сочинений.   

а) Из рассказа о Масленице я выписала несколько прилагательных, вставьте пропущенные буквы
( повторяются 3 основных правила), назовите орфограммы:
Грус.ный- 
Б.ольшой– 
Х.ороший-
Сла.кий-
Радос.ный-

- А теперь подберите к этим словам антонимы. Какие слова мы называем антонимами? (ответы детей) Проверим.
- Вот такими же противоположными, но уже противоположными по характеру, по отношению к людям были и божества, которым поклонялись Древние славяне. Перед кем же преклонялись наши предки? Я просила нарисовать и найти сведения о некоторых славянских божествах. Прослушаем ваши сообщения.
(заслушиваются ответы детей)
- Скажите, а почему же славяне так верили в божественные силы?

б) – Сейчас хочу более подробно остановиться вот на этих 2-х божествах. На предыдущем уроке мы о них говорили. Давайте вспомним, что мы о них знаем.
Это дух леса- Леший. Расскажите о нем. ( рассказы детей)
Это дух дома - Домовой. Что вы о нем знаете? (ответы)
Я вам предлагаю написать небольшие сочинения. Какие виды текстов вы знаете? ( рассуждение, повествование, описание.)
Наши сочинения будут небольшими. Содержащие элементы описания. Писать будете по плану (на доске). Но сначала подумайте. Кого вы выберите героем своего сочинения: лешего или домового? Познакомимся с планом.

План.

  1. Какой дух? (добрый или злой).
  2. Где живет?
  3. Как выглядит?
  4. Какую пользу (вред)  приносит?

-И еще одно дополнение. На доске 2 варианта, 2 пути написания сочинения. Выберите, по какому пути вы пойдете. От этого зависит оценка .
1 вариант- сложный, 2 вариант с подсказкой.

На доске:

1 вариант
« Пишу сам (сама)»

2 вариант
«Прошу помощь»
(опорные слова)

-Кто выбирает 2 вариант, воспользуйтесь конвертам, которые лежат на партах.

4. Написание сочинений.
Самостоятельная работа. После окончания работы зачитывается несколько сочинений.

5. Подведение итогов урока по природоведению.
- А теперь подведем итоги по теме « ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН» Предлагаю выполнить небольшой тест.
( раздаются листы с тестом , тест взят из методического пособия)  Работы сдаются на проверку.

6. Подведение итогов по русскому языку.
-Ну, а теперь обобщим все. Что мы знаем об имени прилагательном. Посмотрите на план в вопросах и подготовьте рассказ:
1. Что это?
2. Что обозначает?
3. На какие вопросы отвечает?
4.С какой частью речи согласуется?
5. Как изменяется?
6.Каким членом предложения является?
7. как можно проверить безударное окончание прилагательных?
(заслушиваются ответы)
-Урок окончен, выставляются оценки.

7. Домашнее задание.