Цели:
Образовательные:
- Вспомнить прочитанные сказки; учить детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, обучение выразительному чтению;
Развивающие:
- Развивать представление о способах изображения персонажей, о средствах создания образа в изобразительном искусстве; развивать познавательную активность.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и любовь к чтению, воспитание умения работать самостоятельно;
- Воспитание у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу.
Оборудование:
- Карточки с названиями сказок.
- Атрибуты для сценки.
- Карточки с кроссвордом у каждого ребёнка.
- Грецкий орех, цветок с семи лепестками, золотой ключик, горошина, изображение щуки, гусей – лебедей.
- Мультимедийная презентация (см. “Что за прелесть эти сказки!”)
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Улыбнитесь друг другу.
Пожелайте доброго настроения.
2. Объявление темы и целей урока.
- Сегодня у нас урок внеклассного чтения.
Речевая разминка.
Повторение скороговорок, знакомство с новой скороговоркой,
На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
Ученик.
Нас встречает в жизни сказка
Вместе с материнской лаской,
С добрым бабушкиным взглядом,
Чтоб идти по жизни рядом.
Никогда нам не наскучит.
Быть отважными научит.В беде научит помогать.
Никогда не унывать
И пусть зло пока хитрее,
Всё равно добро мудрее
Сказка нам поможет жить
И все невзгоды победить.
- О чём это стихотворение? Вы догадались, о чём пойдёт сегодня разговор. Давайте сформулируем тему цели сегодняшнего урока. Итак, тема урока: "Что за прелесть эти сказки!”, и будем говорить о сказках".
Скажите, ребята, чему должны мы научиться на уроке? (вспомнить, какие бывают сказки, совершенствовать нашу речь, развивать умение выразительно читать, быть внимательными к слову, вырабатывать внимание, терпение, трудолюбие, умение работать с текстом, уметь выделять главную мысль)
Так что же такое сказка? (Сказка – это художественное произведение, в котором есть элементы волшебного и фантастического).
3. Актуализация знаний.
- Прочитайте высказывание А.С. Пушкина.
“Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок!”
- Как вы понимаете эти слова? Чем сказка
отличается от других литературных жанров?
- Какие бывают сказки по авторской
принадлежности? (авторские и народные)
- А по содержанию? (волшебные, бытовые, о животных)
- Какие сказки называются волшебными?
- Какие сказки относятся к бытовым?
- Какие сказки о животных?
- Перечислите сказочные приметы. (Сказочное начало, сказочные повторы, сказочные превращения, обязательно в конце добро побеждает зло) По каким признакам отличаются сказки от других произведений?
Назовите самых главных жителей сказочного мира. (Кощей Бессмертный, Баба -Яга, Красна девица и Добрый молодец)
Вспомните какими бывают в сказках Кощей Бессмертный, Баба-Яга? (злые)
Добрый молодец и Красная девица? (красивые, умные)
Заяц и волк? (трусливый, глупый, доверчивый)
Назовите самое главное правило в сказке. подтвердите это правило. (Добро побеждает зло, сказка – ложь, да в ней намёк.)
Прочитайте отрывки из сказок и определите, какая из них - сказка о животных, какая - о жизни людей, какая – волшебная.
1. Жили-были старик со старухой. Ели они как-то раз горох и уронили горошинку на пол. Покатилась горошинка по полу и скатилась в подполье.
Долго ли, коротко ли лежала там горошинка, только стала расти…
2. …Стали гости есть, пить, веселиться. Василиса Премудрая испила из одного стакана, да последки себе за левый рукав вылила; закусила лебедем да косточки за правый рукав спрятала.
Как пошла танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – и поплыли по воде белые лебеди. Царь и гости диву дались.
3. Жил-был на поле серенький Зайчик, да жила Лисичка-сестричка. Вот как пошли заморозки, стал Заинька линять, а как пришла зима студёная, со вьюгой да со снежными сугробами, Зайка с холоду и вовсе побелел, и надумал он себе избу строить. Увидала это лиса…
Подведение итогов.(на данном этапе мы определили цели урока и вспомнили виды сказок и сказочные приметы)
4. Сказочная минутка.
Кто лечил больных зверей? (Доктор Айболит)
Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
Куда попал Буратино вместо школы? (В театр)
Освободитель Мухи-Цокотухи. (Комар)
Где работал, по словам Матроскина, его дядя? (На
гуталиновой фабрике)
Друг крокодила Гены. (Чебурашка)
Девочка с голубыми волосами. (Мальвина)
Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф,
Нуф-Нуф)
Автор сказки “О рыбаке и рыбке” ? (А.Пушкин)
Владелец сказочного уникального средства
передвижения? (Баба Яга)
У кого были в гостях Винни-Пух и Пятачок рано
утром? (У Ослика)
В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? (Каша из топора)
- В какой сказке говорится про то, как заяц стал бомжем, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью и лишь вмешательство лица помогло восстановить справедливость? (Заячья избушка)
- Как называется русская народная сказка, в которой рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок)
- Давайте вспомним, из какой это сказки.
“Высоко сижу, далеко гляжу, не садись на
пенёк…” (Маша и медведь)
“Если я чешу в затылке – не беда! В голове моей
опилки. Да, да, да!” (Винни-Пух)
“ Не ходите, дети, в Африку гулять! “(Бармалей)
“Спасите! Нас съел Серый волк”. (Волк и семеро
козлят)
“Простое яичко уже снесла”. (Курочка Ряба)
“Живу без всякой славы средь зеленой дубравы у
семи богатырей”. (Сказка о мёртвой царевне)
5. Соотнестите автора и произведение. (индивидуальная работа по карточкам)
“Золотой ключик” | К Чуковский |
“Дюймовочка” | А.Толстой |
“Муха-цокотуха” | Х. Андерсен |
“Кот в сапогах” | А.Пушкин |
“Сказка о рыбаке и рыбке” | Шарль Перро |
6. Вспомни.
- Какую песенку пел Колобок?
- Что пела Коза своим семерым козлятам?
- Кто сможет позвать Сивку-Бурку?
- Кто сможет позвать Иванушке сестрицу Аленушку?
- Что пел Чебурашка про себя?
7. Найди лишнее слово.
Буратино, Мальвина, Пьеро, Тортилла, Алёнушка
Дюймовочка, Ласточка, Базилио, Крот
Баба-Яга, гуси-лебеди, Буратино, Машенька
Кот, дрозд, черепаха, петушок
Подведение итогов. Чем мы занимались на данном этапе урока? (Повторяли сказки, персонажей, авторов)
8. Из какой это сказки?
- В этом волшебном шкафчике находятся вещи, которые принадлежат героям сказок. Попробуйте угадать сказку и назвать героя, которому принадлежит данный предмет.
1. Грецкий орех (“Дюймовочка” Андерсен)
2. Цветок с 7 лепестками. (“Цветик-семицветик”
В.Катаев)
3. Золотой ключик. (“Приключения Буратино” А.
Толстой)
4. Горошина. (“Принцесса на горошине” Андерсен)
5. Гуси-лебеди. (“Гуси-лебеди” Русская народная
сказка)
6. Щука. (“По-Щучьему ведению” Русская народная
сказка)
- Какую сказку вы читали к уроку? (“Петушок –
золотой гребешок”)
- Какие сказочные приметы есть в этой сказке?
- В какую группу её отнести? (русская народная
сказка о животных)
- Понравилась вам сказка?
Физкультминутка.
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнём – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
- Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб спина была пряма,
Поднимайтесь на носочки
Словно тянетесь к цветочкам
Раз – два – три – четыре – пять,
Повторите-ка опять:
Раз – два – три – четыре – пять.
Красной Шапочки совет:
Если будешь прыгать, бегать,
Проживёшь ты много лет.
Раз – два – три – четыре – пять,
Повторите-ка опять:
Раз – два – три – четыре – пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!
9. Чтение сказки учителем и лучшими учениками.
10. Анализ содержания. Выборочное чтение.
- Какая это сказка?
- Кто главные герои сказки? (Кот, дрозд, петушок
– золотой гребешок)
- Какова же лиса? Как об этом сказано в тексте?
- Кого она перехитрила? Найдите в тексте.
- Докажите, что она хитрая? Какую песню она пела
петушку?
- А каковы дрозд и кот? Что вы можете об этом
сказать? Как они спешили на выручку петушку?
- Найдите, как об этом сказано в сказке.
- Чему учит нас сказка?
11. Подготовка к инсценированию.
- Сегодня мы будем инсценировать отрывок, где
Лиса поёт песню петушку. Найдите его.
- Давайте поиграем: девочки побудут немного
лисой, а мальчики – дроздом и котом.
- Попробуйте изобразить своего героя с помощью
мимики, жестов, движений.
(Дети надевают элементы костюмов, готовят декорации).
- Как нужно говорить слова Лисы?
- Перечитаем отрывок в лицах.
- Текст будет идти “за кадром”, а артисты только
изображают своего героя в соответствии с
текстом.
Все остальные дети будут не просто зрителями, а и режиссёрами.
- Какие советы вы, как режиссёры, дадите нашим артистам?
(Осанка у Лисы прямая, разговаривает с петушком ласково, хитро)
12. Инсценирование отрывка. Обсуждение.
- Удалось ли нашим артистам показать характер
своих героев? Докажите.
- Какие есть пожелания в соответствии со сказкой?
13. Творческое задание.
- Сегодня на уроке вы были и артистами, и
режиссёрами, а хотите побывать художниками?
- Попробуйте выполнить иллюстрацию к сказке
“Петушок – золотой гребешок ” дома.
14. Работа с пословицами.
Перед вами лежат пословицы: подчеркните, которая подходит к этой сказке.
ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ.
ЗА ДОБРО ДОБРОМ ПЛАТЯТ.
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ – ОДИН ОТРЕЖЬ
БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА
ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОДА НЕ БЕЖИТ
ДОБРОЕ БРАТСТВО – ДОРОЖЕ БОГАТСТВА
15. Закрепление, самостоятельная работа. Работа в парах. Разгадывание кроссворда.
- На следующем уроке мы познакомимся с новым жанром литературы, а каким, вы узнаете из кроссворда.
- Автор произведения “Кошкин дом”?
- Удав из произведения Р.Киплинга “Маугли”?
- Он поймал золотую рыбку?
- Птица, которой помогала Дюйиовочка?
- Овощ, превращённый в карету?
- Лучший друг Малыша?
- Хитрющий кот из сказки “Золотой ключик”?
- Кто не давал дружно жить коту Леопольду?
Проверка. С чем же мы будем знакомиться на следующем уроке? (с рассказами).
14. Итог. Релаксация.
- Что вы хотите сказать про урок? О чём мы сегодня говорили? Какую сказку читали и инсценировали? Мы выполнили поставленные цели? - Что особенно понравилось? Какое настроение у вас было на уроке?