Модульный урок "Есть ли у тебя проблемы с друзьями?"

Разделы: Иностранные языки


Данная работа имеет своей целью показать на конкретном примере конструирование учебного занятия с применением техник различных технологий. В отличие от традиционного обучения, которое мало управляемо, т. к. там доминирует воздействие, а не взаимодействие, в уроке данной формы мы уходим от контроля к самоконтролю. Тем самым переводим процесс «научения» на доминанту самообучения. Благодаря этому в центре системы  оказывается ученик, его мотивы, интересы, потребности, лежащие в зоне его ближайшего развития. Модульная технология позволяет учащимся высокого уровня углубить и расширить знания; учащимся среднего уровня позволяет отработать правила употребления грамматических явлений, а учащимся низкого уровня позволяет ликвидировать пробелы в знаниях за счёт взаимопроверки и контроля. Представляется целесообразным рассмотреть каждый этап урока сквозь призму технологической матрицы, основными элементами которой являются: формы организации познавательной деятельности, содержание учебного материала, образовательные задачи, методы обучения, реальный результат.

Тип урока: комплексное применение знаний.

Цели урока:
Образовательная – закрепить знания по теме, активизировать лексический и грамматический материал. Научить применять его в аналогичной и новой ситуациях.
Развивающая – развивать логическое мышление, память, воображение, устную речь, языковую догадку.
Воспитательная – воспитывать интерес к изучению языка, умение работать в коллективе.

Форма урока: модульная.

Конструкция этапов урока:
Организационный момент обеспечивает нормальную рабочую обстановку, приветствие, сообщение темы урока. Применение гуманной тактики выражается через доступность формулировок заданий. Домашнее задание проверяется поступательно на всех этапах урока, так как является основой.

Важна актуализация субъектного опыта что реализуется через постановку целей в виде проблемного вопроса: «Что бы ты делал, если бы вдруг оказался бы без своих друзей?» Образовательной целью является выявление личностного смысла. Применение знаний и способов деятельности проходит в парной и групповой работе. Формы организации познавательной деятельности (ФОПД) содержат самостоятельное повторение материала, его применение на практике, в монологической и диалогической речи.

Содержание учебного материала - это слова, характеризующие человеческие отношения, речевые клише по теме, правила образование времён группы Perfect.
Образовательные задачи -  научиться высказываться по предложенной ситуации, используя слова урока и грамматический материал.

Методы обучения: моделирование, репродуктивный. Реальным результатом представляется умение свободно использовать слова и клише по теме. Следующим этапом является обобщение и систематизация знаний и способов деятельности, здесь обосновано применение техники кооперации. Формы организации познавательной деятельности содержат работу с текстами, диалогическую речь, формулирование основной мысли каждого текста. Содержание учебного материала - это тексты о дружбе, вопросы к ним.

Образовательные задачи – научиться извлекать нужную информацию из текста при чтении, запрашивать её и отвечать на вопросы партнёра, выделять главное. Проблемно-поисковый и исследовательский методы обучения обеспечивают реальный результат – умение понимать и анализировать прочитанное, умение обобщать, используя синонимичные языковые средства. На этапе контроля и самоконтроля доминирует задание на выделение существенных и несущественных признаков. ФОПД  содержат монологическую речь, рассказ-рассуждение с элементами описания. Содержание определяется материалом урока. Образовательная задача – выявить качество усвоения учебного материала. Самостоятельная работа и словесный методы обучения представляются наиболее выгодными на данном этапе урока. Как реальный результат формируется умение самостоятельно отбирать языковой материал для решения конкретной коммуникативной задачи, свободная монологическая речь. Необходим этап коррекции, образовательной задачей которого является выявление и коррекция пробелов в знаниях, что осуществляется через закрытое тестовое задание. Соответственно методом обучения здесь является самостоятельная работа. Домашнее задание призвано обеспечить дифференцированный подход к обучению. Учащимся предлагается творческое задание на выбор.
1. Напиши сочинение «Мой лучший друг».
2. Подготовь сообщение: «Дружба в моей жизни».

 Подведение итогов реализуется через технику незаконченных предложений, что позволяет каждому ученику осознать свои успехи и проблемы:
- Сегодня я научился…
- Теперь я могу…
- Мне было сложно/легко…

  Завершающим этапом данного урока является рефлексия, где используется техника барометр настроения. Учащимся предлагается выбрать «лицо», которое соответствует их настроению.
Таким образом, на уроке поэтапно использовались следующие техники: применение гуманной тактики, постановка целей в виде проблемного вопроса, парная и групповая работа, техника кооперации, задание на выделение существенных и несущественных признаков, закрытое тестовое задание, творческое задание, незаконченные предложения, барометр настроения.

Их применение в рамках модульной технологии позволяет повысить уровень освоения материала учащимися, даёт ощущение свободы как осознанной необходимости, позволяет реализовать личностно-ориентированный и рефлексивный подходы.

Представляется целесообразным привести в качестве иллюстрации практические задания по данной теме.
1.Повтори лексику по теме:
Boring
To get together
Brainy
To have similar interests
Responsible
To forgive each other
To have quarrels
Friendless
To join
A kind heart
To turn to somebody
Next door
To be bored to tears

2. Раскрой скобки, поставив глагол в нужное время:
My best friend is called Alison. We (to know) each other since we (to be) 5 years old.
We always (to share) our problems and our secrets but we also (to enjoy) good times together.
We (to go) to the cinema yesterday.
Timmy is my best friend. We (to live) next door to each other before Timmy (to move) to London.
I (to visit) him many times since then.
His parents (just/buy) a new house but I (not/to see) it yet.

3. Ответь на вопросы по теме:
What friends have you got?
Why do you make friends with him/her?
Are you sure of your friends?
Do you have any pen friends?
What do you think true friends must do?

4. Прочитай тексты:
What does Ellen think of her being friendless?
Friendless? It’s a problem for me. I don’t have a brother or a sister. There is no one of my age I could have as a friend. I only have a cat to play with. Of course I mix with my classmates at school. But this is not the same as having a best friend who I could share my problems and secret with. I don’t have anyone who I can have fun with or turn to for help. Nothing can replace a best friend. I’m bored to tears.

Is Joy happy with her only friend?
I have only one friend called Linda. She lives next door and we spend a lot of time together. She is great at keeping secrets! Sometimes we argue about little things but there are a lot of other things that we like about each other. Like me, she likes music and reading but we are both not very good at sports. She’s a person I don’t need a break from. I can always rely on my friend. She cheers me up when I’m upset. I feel that I сan always turn to her if I have some problems. A lot of friends take a lot of time. We are just two and we are happy.

 5. Ответь на вопросы по текстам:
Why is Ellen bored to tears?
What does she think about having a best friend?
Why does Ellen need a friend?
How do Joy and her friend Linda spend their time together?
What does Joy like about Linda most?
Do you think Linda is a good friend to Joy? Why?

6.  Сформулируй основную мысль каждого текста.

7. Расскажи, как ты себе представляешь идеального друга.

8. Do a test.  Choose the right word to complete the sentence:
1. A real friend should have a ______ heart.
a. kind;   b. responsible;   c. boring.

2. Friends often have similar ______
a. quarrels;   b. interests;   c. betray.

3. It’s very important to talk the problems ______
a. out;   b. through;   c. away.

4. When I’m bored to _______   I come to my best friend.
a. sadness;   b. tears;   c. unhappiness.

5. We live ______ door with my friend.
a. near;   b. next;   c. close.

6. We often ______ together and talk a lot.
a. go;   b.do;   c.get.

7. ______ is one of the most valuable things in the world.
a. friendless;   b. friendship;   c. friends.

8. Everyone should learn to make ______  with his close people.
a. out;   b. up;   c. to.

9. I don’t have anyone who I can ______ to for help.
a. return;   b. join;   c. turn.

10. Nothing can ______  a true friend.
a. place;   b. replace;   c. take a place.

В качестве заключения хочется отметить, что урок несёт глубокую развивающую и корректирующую цель, позволяет учащимся  преодолеть неуверенность в своих возможностях, получать удовлетворение от приобретённых знаний, воспитывает чувство ответственности за свои знания.  Учащиеся самостоятельно работают над предложенной программой, включающей: целевой план, информацию и методическое руководство
Модульное обучение выражает целенаправленность обучения, которая способствует мотивации. Создаются благотворные условия для использования знаний в новых ситуациях. Самостоятельная организация процесса обучения обеспечивает высокий уровень адаптивности урока и возможность дифференциации, углубления и расширения знаний.