Урок математики по теме "Все действия с целыми числами (умножение)" (7-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 7


Тема: «Все действия с целыми числами (умножение)».

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • Закрепление навыков и умений умножения целых чисел на однозначное число, двузначное число, умножение на круглые десятки.
  • Развитие логического мышления.
  • Воспитание навыков учебной дисциплины.

Оборудование: сигнальные карточки, жетоны, индивидуальные карточки, предметные картинки, игрушки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Устный счет

– Какой урок у вас был сейчас? (Чтение).
– На этом уроке вы знакомились с творчеством поэта. Кто это? (А.С. Пушкин).
– Какие сказки он написал?
– Сегодня на уроке математики мы еще раз встретимся с героями этих сказок. Итак, начнем с устного счета:

а) «Зеркальце» (прочти числа).

Свет мой зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи.

25327, 6291, 73425, 6039, 827, 10340, 82153, 14694, 5243.

  1. Сколько чисел записано?
  2. Назови самое большое, самое маленькое числа?
  3. Назови 4-зн. числа?
  4. Сколько 5-зн. чисел?
  5. Назови самое большое, самое маленькое из 4-зн. чисел?
  6. Назови разряды, подчеркнутые красным мелом?

(На протяжении всего урока работают сигнальные карточки обратной связи. Ученики оцениваются жетонами –5; –4; –3;).

 – Мы всю правду доложили зеркальцу, переходим ко второму этапу устного счета.

б) – Вспомним следующих героев. Вы их узнали? Кто это?
– Да это поп и Балда.
Что велел  поп собрать  Балде? (Оброк, долг).
«Найди ошибку».

2 кг. 350г. = 2350 г.
6 м 3 см    = 63 см.
3 р. 15 коп. = 315 коп.
14ц. 9кг. = 149 кг.
57 км. 80 м = 5780 м.

в) «Белочка» (повторение таблицы умножения).

– Из какой сказки эта белочка?
– Да из сказки «О царе Салтане»

Белочка  при всех
Золотой грызет орех
Изумрудец вынимает
А скорлупки собирает
Кучки равные кладет…

(Приглашаются дети, они вынимают орехи, а в  орехах задания из таблицы умножения).

            4 х 3 = 12                              9 х 2 = 18
            6 х 2 = 12                              6 х 3 = 18
            3 х 4 = 12                              3 х 6 = 18

 Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть
Князю прибыль, белке честь.

Разложите на 3 равные кучки и посчитайте: сколько золотых в корзине?   

30 + 30 + 30 = 90 (сложение)
30 х 3 = 90 (умножение). 

Подвести итоги устного счета. Оценить жетонами

III. Закрепление (решение примеров, задач)

 – Открываем тетради, записываем число, месяц, год (вспомним время года, словарная работа).

Сообщается цель урока.

– Мы снова возвращаемся к героям сказок А.С.Пушкина. Я предлагаю вам, ребята, вместе со мной пройти путь, который преодолел Королевич Елисей  в поисках своей невесты. Какая это сказка? Итак, отправляемся в путь.… К кому обращался за помощью Королевич Елисей в поисках своей невесты? (Cолнцу, месяцу, ветру).

1. – Красное солнце отвечало:
Я, Царевич, не видало
Может месяц мой сосед
Даст тебе простой ответ
Но сперва пример решай,
А потом к нему ступай.

Рисунок                        Закрывает задание для самостоятельной работы.
Солнца.                            3 м 8 см х 7 = 21м 56 см 

х308
      7
2156 см.

На доске         5 км 64м х 8 = 40км 512м.

х5064м.
        8
40512м.     Жетон!

2. – Месяц, месяц, мой дружок
Не видал ли ты на свете
Где царевны молодой?
– Братец мой – отвечает месяц ясный
Я не видел, о ней, быть может
Ветер знает, он поможет,
Но сперва пример решай,
А потом к нему ступай.

Рисунок                      Закрывает задание самостоятельной работы
Месяца                            2 р. 27 коп. х 30 = 68 р. 10 коп.

х227 
      30
6810 коп.

На доске   7 ц. 42 кг. х 20 = 148 ц. 40 кг.

х742кг.
   20
14840 кг.             Жетон!

3. К ветру поспешил Елисей с тем же вопросам.

Отвечает ветер буйный:
– Знаю я, где спит царевна
Только путь я укажу
Если в очередь мою
Ты решишь один пример:

Рисунок                     Закрывает задание самостоятельной работы
Ветра                              3 м 12 см. х 36 = 112 м 32 см.

х   312 см.
      36
+ 1822
     936
11232 см.

На доске        6т 12 кг х 15 = 90 т 180 кг.

      6012 кг
          15
+  30060
      6012
90180 кг.                   Жетон!

4. Чтобы добраться до пещеры, где спит царевна, нужно переплыть через море.

Физминутка

– Как поднимались воины из моря? (Нужно потихоньку встать, топая на месте, и так же потихоньку сесть).

5. И вот пещера перед нами...

– Но чтобы помочь Елисею, мы должны решить задачу,  вспомнив героев сказки, о которой сегодня уже говорили. Кто говорил такие слова:

Мы объехали весь свет.
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами…

– С древних времен Россия славилась мехами, конями…

Есть условие такое:

Задача:  Лисьих шкурок – 462 штуки.
Собольих шкурок – в 3 раза больше…
Сколько…? (Задачу нужно решить в 2 действия)

Решение: 1. Сколько собольих шкурок продали купцы?

х462
      3
1386 шт.

2. Сколько всех шкурок продали купцы?

+1386
  462
1848 (шт.)

Ответ: Всего продали 1848 шкурок.

Самостоятельная работа.

Задача:

– Мы объехали весь свет
Торговали мы конями...

Орловских коней – 107.
Донских коней в 2 раза больше,
чем…. 
Сколько…? (закончи задачу, реши в 1 действие)

х 107
       2
  214 (коней).

Мы помогали Елисею увидеть и спасти невесту. А, помогая им, мы повторили: как решать примеры, умножая целые числа на однозначное число, на круглые десятки. Мы хорошо научились переводить из одной меры в другую.

IV. Домашнее задание: карточка с 2 примерами.

V. Итог урока: каждый может себя оценить, поставить себе оценку (подсчитав жетоны). Если оценка спорная, то дополнительный вопрос (орех у белочки).