Тема: «Все действия с целыми числами (умножение)».
Тип урока: комбинированный.
Цели:
- Закрепление навыков и умений умножения целых чисел на однозначное число, двузначное число, умножение на круглые десятки.
- Развитие логического мышления.
- Воспитание навыков учебной дисциплины.
Оборудование: сигнальные карточки, жетоны, индивидуальные карточки, предметные картинки, игрушки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Устный счет
– Какой урок у вас был сейчас? (Чтение).
– На этом уроке вы знакомились с творчеством
поэта. Кто это? (А.С. Пушкин).
– Какие сказки он написал?
– Сегодня на уроке математики мы еще раз
встретимся с героями этих сказок. Итак, начнем с
устного счета:
а) «Зеркальце» (прочти числа).
Свет мой зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи.
25327, 6291, 73425, 6039, 827, 10340, 82153, 14694, 5243.
- Сколько чисел записано?
- Назови самое большое, самое маленькое числа?
- Назови 4-зн. числа?
- Сколько 5-зн. чисел?
- Назови самое большое, самое маленькое из 4-зн. чисел?
- Назови разряды, подчеркнутые красным мелом?
(На протяжении всего урока работают сигнальные карточки обратной связи. Ученики оцениваются жетонами –5; –4; –3;).
– Мы всю правду доложили зеркальцу, переходим ко второму этапу устного счета.
б) – Вспомним следующих героев. Вы их узнали?
Кто это?
– Да это поп и Балда.
Что велел поп собрать Балде? (Оброк,
долг).
«Найди ошибку».
2 кг. 350г. = 2350 г.
6 м 3 см = 63 см.
3 р. 15 коп. = 315 коп.
14ц. 9кг. = 149 кг.
57 км. 80 м = 5780 м.
в) «Белочка» (повторение таблицы умножения).
– Из какой сказки эта белочка?
– Да из сказки «О царе Салтане»
Белочка при всех
Золотой грызет орех
Изумрудец вынимает
А скорлупки собирает
Кучки равные кладет…
(Приглашаются дети, они вынимают орехи, а в орехах задания из таблицы умножения).
4 х 3 =
12 9
х 2 = 18
6 х 2 =
12 6
х 3 = 18
3 х 4 =
12 3
х 6 = 18
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть
Князю прибыль, белке честь.
Разложите на 3 равные кучки и посчитайте: сколько золотых в корзине?
30 + 30 + 30 = 90 (сложение)
30 х 3 = 90 (умножение).
Подвести итоги устного счета. Оценить жетонами
III. Закрепление (решение примеров, задач)
– Открываем тетради, записываем число, месяц, год (вспомним время года, словарная работа).
Сообщается цель урока.
– Мы снова возвращаемся к героям сказок А.С.Пушкина. Я предлагаю вам, ребята, вместе со мной пройти путь, который преодолел Королевич Елисей в поисках своей невесты. Какая это сказка? Итак, отправляемся в путь.… К кому обращался за помощью Королевич Елисей в поисках своей невесты? (Cолнцу, месяцу, ветру).
1. – Красное солнце отвечало:
Я, Царевич, не видало
Может месяц мой сосед
Даст тебе простой ответ
Но сперва пример решай,
А потом к нему ступай.
Рисунок
Закрывает задание для самостоятельной работы.
Солнца.
3 м 8 см х 7 = 21м 56 см
х308
7
2156 см.
На доске 5 км 64м х 8 = 40км 512м.
х5064м.
8
40512м. Жетон!
2. – Месяц, месяц, мой дружок
Не видал ли ты на свете
Где царевны молодой?
– Братец мой – отвечает месяц ясный
Я не видел, о ней, быть может
Ветер знает, он поможет,
Но сперва пример решай,
А потом к нему ступай.
Рисунок
Закрывает задание самостоятельной работы
Месяца
2 р. 27 коп. х 30 = 68 р. 10 коп.
х227
30
6810 коп.
На доске 7 ц. 42 кг. х 20 = 148 ц. 40 кг.
х742кг.
20
14840 кг. Жетон!
3. К ветру поспешил Елисей с тем же вопросам.
Отвечает ветер буйный:
– Знаю я, где спит царевна
Только путь я укажу
Если в очередь мою
Ты решишь один пример:
Рисунок
Закрывает задание самостоятельной работы
Ветра
3 м 12 см. х 36 = 112 м 32 см.
х 312 см.
36
+ 1822
936
11232 см.
На доске 6т 12 кг х 15 = 90 т 180 кг.
6012 кг
15
+ 30060
6012
90180 кг. Жетон!
4. Чтобы добраться до пещеры, где спит царевна, нужно переплыть через море.
Физминутка
– Как поднимались воины из моря? (Нужно потихоньку встать, топая на месте, и так же потихоньку сесть).
5. И вот пещера перед нами...
– Но чтобы помочь Елисею, мы должны решить задачу, вспомнив героев сказки, о которой сегодня уже говорили. Кто говорил такие слова:
Мы объехали весь свет.
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами…
– С древних времен Россия славилась мехами, конями…
Есть условие такое:
Задача: Лисьих шкурок – 462 штуки.
Собольих шкурок – в 3 раза больше…
Сколько…? (Задачу нужно решить в 2 действия)
Решение: 1. Сколько собольих шкурок продали купцы?
х462
3
1386 шт.
2. Сколько всех шкурок продали купцы?
+1386
462
1848 (шт.)
Ответ: Всего продали 1848 шкурок.
Самостоятельная работа.
Задача:
– Мы объехали весь свет
Торговали мы конями...
Орловских коней – 107.
Донских коней в 2 раза больше,
чем….
Сколько…? (закончи задачу, реши в 1 действие)
х 107
2
214 (коней).
Мы помогали Елисею увидеть и спасти невесту. А, помогая им, мы повторили: как решать примеры, умножая целые числа на однозначное число, на круглые десятки. Мы хорошо научились переводить из одной меры в другую.
IV. Домашнее задание: карточка с 2 примерами.
V. Итог урока: каждый может себя оценить, поставить себе оценку (подсчитав жетоны). Если оценка спорная, то дополнительный вопрос (орех у белочки).