Интегрированный урок-семинар (руский язык + окружающий мир) по теме "Однородные члены" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: интегрированный урок-семинар (русский язык, окружающий мир).

Цели урока:

  1. Способствовать совершенствованию умения правильно писать предложения с однородными членами, связанными союзами и интонацией.
  2. Содействовать развитию умения ставить знаки препинания в предложении с однородными членами.
  3. Развивать воображение, умение логически выражать свои мысли.
  4. Создать условие для воспитания любви к Родине, бережного отношения к природе.
  5. Развивать умение работать со словарями, умение работать в парах, группах.

Оборудование:

  • С.И. Ожегов. Толковый словарь. – М., 2001
  • Н.М. Шанский. Краткий этимологический словарь. – М.: Просвещение, 1975.
  • О.Д. Ушакова. Этимологический словарик школьника. – Санкт-Петербург: издательский дом “Литера”, 2007
  • Карточки с заданиями.
  • Мультимедийный проектор
  • Презентация

Эпиграф: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”. К.Г. Паустовский.

Ход урока

I. Оргмомент.

– Дети, давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. От нашего с вами настроения зависит темп работы и успех. Желаю вам удачи.

– Сегодня у нас с вами будет проходить урок-семинар. Семинар – групповые практические занятия под руководством преподавателя (из словаря С.И.Ожегова) (слайд 1).

– Прочтите эпиграф нашего урока (слайд 2). Правоту эпиграфа мы сегодня ещё раз докажем.

II. Интеллектуальная разминка.

– Отвечаем очень быстро:

  • Предложение – это … (слова, которые выражают законченную мысль).
  • Подлежащее и сказуемое – это … (грамматическая основа предложения).
  • Идет дождь. Какое это предложение? (повествовательное, невосклицательное, нераспространенное).
  • Определение – это…(второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой, какая, какое, какие, чей и обозначает признаки предмета).
  • Приставка в слове “сделал”? (с-)
  • “О” или “ё” пишется в корне после шипящего в слове шорты?
  • Запятая между однородными членами не ставится, если они соединены… (союзом и).
  • Корень в слове подорожник (…дорож…).
  • Охарактеризуйте звук (й) (непарный мягкий, непарный звонкий).

III. Минутка чистописания (слайд 3).

Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах:

– Какую вы видите закономерность? Буква, которая находится вверху, стоит в алфавите между двумя нижними. Между буквами “п” и “р” находится буква?)

– Какую букву мы будем писать на уроке? (Р)

– Какие звуки она обозначает?

– Дайте характеристику этим звукам.

– Пишем сочетания букв и слова:

Ра ре рр Родина родители

IV. Словарная работа.

– А сейчас запишем слова под диктовку:

Улица, страна, Москва, Красная площадь, Россия, народ, береза.

Один человек записывает слова на доске. Взаимопроверка тетрадей.

– Скажите, на какую тему мы записали с вами слова. (“Родина. Россия).

– А почему среди этих слов мы записали слово “береза”? (Это символ России)

(слайд 4).

– Хотя березку мы считаем символом России, но её название знакомо многим народам. У древних славян было слово бер, которое означало “светлый”, “ясный”, “блестящий”. От того бер и образовалось сначала слово берза, а потом береза. Однако корни слова уходят в индоевропейские языки. Общее его значение – “светлая”.

Работа с этимологическим словарем.

1 группа – происхождение слова страна, 2 группа – народ, 3 группа – Москва.

V. Проверка домашнего задания.

Задание было дано по группам:

1 группа подбирает стихотворения о Родине с однородными членами;

2 группа – пословицы о родине с однородными членами,

3 группа – составить рассказ о родине с однородными членами.

Учащиеся читают и называют ряд однородных членов.

VI. Упражнение в написании однородных членов предложения, связанных союзами и интонацией.

1. Работа в группах (слайд 5).

– Прочитайте. Вам понравился этот текст? Почему?

Наше село красивое. Наше село живописное. Оно расположено среди богатых лесов. Оно расположено среди многочисленных оврагов.

– Подумайте, нельзя ли сказать о том же самом, но кратко. Составьте и запишите 2 предложения.

Проверка групповой работы.

Наше село красивое и живописное. Оно расположено среди богатых лесов и многочисленных оврагов.

– Как вы убедились, что нужны нам предложения с однородными членами для того, чтобы делать нашу речь более краткой, более четкой (слайд 6).

Физминутка

Под музыку дети расслабляются, закрывают глаза и представляют картину.

2. Работа в тетради “Пишем грамотно №1” на стр. 36 упр.2 (в парах). Проверка.

– Назовите ряды однородных членов. Как они связаны между собой?

– В каких частях слова встретились вам в этом упражнении орфограммы?

3. Работа в группах (слайд 7).

Каждая группа получает карточку с текстом.

Березка

Выросла на опушке стройная и кудрявая берёзка. Точно зимний снег, белел её стройный ствол. Пришли на опушку дети, подошли к березке и вонзили топор в её ствол. Дрогнула березка, и упали на землю прозрачные капельки. Поставили дети к ране желоб. Полился в кубышку прозрачный сок.

– Найдите и выпишите предложения с однородными членами. Постройте схему однородных членов.

Проверка у доски: от каждой группы 1 ученик чертит на доске схему однородных членов. Класс сравнивает.

– Как вы оцениваете поступок этих людей?

– Необходимо охранять природу. Все должны помнить слова замечательного русского писателя М.Пришвина: “Охранять природу – значит охранять Родину!” (слайд 8).

VII. Домашнее задание: (слайд 9) “Пишем грамотно”: стр.35-36 по выбору.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

– Какими выводами вы хотите поделиться в конце урока?

– Что вы чувствуете? (слайд 10)

Приложение 1 (презентация)

Приложение 2