Тип урока: интегрированный урок-семинар (русский язык, окружающий мир).
Цели урока:
- Способствовать совершенствованию умения правильно писать предложения с однородными членами, связанными союзами и интонацией.
- Содействовать развитию умения ставить знаки препинания в предложении с однородными членами.
- Развивать воображение, умение логически выражать свои мысли.
- Создать условие для воспитания любви к Родине, бережного отношения к природе.
- Развивать умение работать со словарями, умение работать в парах, группах.
Оборудование:
- С.И. Ожегов. Толковый словарь. – М., 2001
- Н.М. Шанский. Краткий этимологический словарь. – М.: Просвещение, 1975.
- О.Д. Ушакова. Этимологический словарик школьника. – Санкт-Петербург: издательский дом “Литера”, 2007
- Карточки с заданиями.
- Мультимедийный проектор
- Презентация
Эпиграф: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”. К.Г. Паустовский.
Ход урока
I. Оргмомент.
– Дети, давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. От нашего с вами настроения зависит темп работы и успех. Желаю вам удачи.
– Сегодня у нас с вами будет проходить урок-семинар. Семинар – групповые практические занятия под руководством преподавателя (из словаря С.И.Ожегова) (слайд 1).
– Прочтите эпиграф нашего урока (слайд 2). Правоту эпиграфа мы сегодня ещё раз докажем.
II. Интеллектуальная разминка.
– Отвечаем очень быстро:
- Предложение – это … (слова, которые выражают законченную мысль).
- Подлежащее и сказуемое – это … (грамматическая основа предложения).
- Идет дождь. Какое это предложение? (повествовательное, невосклицательное, нераспространенное).
- Определение – это…(второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой, какая, какое, какие, чей и обозначает признаки предмета).
- Приставка в слове “сделал”? (с-)
- “О” или “ё” пишется в корне после шипящего в слове шорты?
- Запятая между однородными членами не ставится, если они соединены… (союзом и).
- Корень в слове подорожник (…дорож…).
- Охарактеризуйте звук (й) (непарный мягкий, непарный звонкий).
III. Минутка чистописания
(слайд 3).Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах:
– Какую вы видите закономерность? Буква, которая находится вверху, стоит в алфавите между двумя нижними. Между буквами “п” и “р” находится буква?)
– Какую букву мы будем писать на уроке? (Р)
– Какие звуки она обозначает?
– Дайте характеристику этим звукам.
– Пишем сочетания букв и слова:
Ра ре рр Родина родители
IV. Словарная работа.
– А сейчас запишем слова под диктовку:
Улица, страна, Москва, Красная площадь, Россия, народ, береза.
Один человек записывает слова на доске. Взаимопроверка тетрадей.
– Скажите, на какую тему мы записали с вами слова. (“Родина. Россия).
– А почему среди этих слов мы записали слово “береза”? (Это символ России)
(слайд 4).
– Хотя березку мы считаем символом России, но её название знакомо многим народам. У древних славян было слово бер, которое означало “светлый”, “ясный”, “блестящий”. От того бер и образовалось сначала слово берза, а потом береза. Однако корни слова уходят в индоевропейские языки. Общее его значение – “светлая”.
Работа с этимологическим словарем.
1 группа – происхождение слова страна, 2 группа – народ, 3 группа – Москва.
V. Проверка домашнего задания.
Задание было дано по группам:
1 группа подбирает стихотворения о Родине с однородными членами;
2 группа – пословицы о родине с однородными членами,
3 группа – составить рассказ о родине с однородными членами.
Учащиеся читают и называют ряд однородных членов.
VI. Упражнение в написании однородных членов предложения, связанных союзами и интонацией.
1. Работа в группах (слайд 5).
– Прочитайте. Вам понравился этот текст? Почему?
Наше село красивое. Наше село живописное. Оно расположено среди богатых лесов. Оно расположено среди многочисленных оврагов.
– Подумайте, нельзя ли сказать о том же самом, но кратко. Составьте и запишите 2 предложения.
Проверка групповой работы.
Наше село красивое и живописное. Оно расположено среди богатых лесов и многочисленных оврагов.
– Как вы убедились, что нужны нам предложения с однородными членами для того, чтобы делать нашу речь более краткой, более четкой (слайд 6).
Физминутка
Под музыку дети расслабляются, закрывают глаза и представляют картину.
2. Работа в тетради “Пишем грамотно №1” на стр. 36 упр.2 (в парах). Проверка.
– Назовите ряды однородных членов. Как они связаны между собой?
– В каких частях слова встретились вам в этом упражнении орфограммы?
3. Работа в группах (слайд 7).
Каждая группа получает карточку с текстом.
Березка
Выросла на опушке стройная и кудрявая берёзка. Точно зимний снег, белел её стройный ствол. Пришли на опушку дети, подошли к березке и вонзили топор в её ствол. Дрогнула березка, и упали на землю прозрачные капельки. Поставили дети к ране желоб. Полился в кубышку прозрачный сок.
– Найдите и выпишите предложения с однородными членами. Постройте схему однородных членов.
Проверка у доски: от каждой группы 1 ученик чертит на доске схему однородных членов. Класс сравнивает.
– Как вы оцениваете поступок этих людей?
– Необходимо охранять природу. Все должны помнить слова замечательного русского писателя М.Пришвина: “Охранять природу – значит охранять Родину!” (слайд 8).
VII. Домашнее задание:
(слайд 9) “Пишем грамотно”: стр.35-36 по выбору.VIII. Итог урока. Рефлексия.
– Какими выводами вы хотите поделиться в конце урока?
– Что вы чувствуете? (слайд 10)