Считается, что факты, открытые самим учащимся самостоятельно, усваиваются лучше, чем преподнесенные учителем в готовом виде. Именно такую возможность открытия геометрических фактов и предоставляет ученику программа Живая геометрия. Ученик, проделавший эксперименты с какой-либо фигурой, формулирует теорему опираясь на собственный опыт, а не на слова учителя, текст учебника или знания древних египтян. Геометрия становится ближе и понятней.
Перед применением программы необходимо познакомить учащихся с ее возможностями, основными приемами работы. Такую работу я начинаю в 5-6 классах, но можно начинать знакомить детей с программой и в 7 классе, постепенно начиная с первых уроков.
Для организации экспериментальной работы учащихся в 7 классе я использую карточки с практическими заданиями. Такие задания ученик выполняет индивидуально перед изучением соответствующей темы, после выполнения задания он переходит к работе с учебником - изучает доказательство теоремы, решает задачи. Если есть возможность, организую взаимообмен информацией. Например, часть детей изучает свойство смежных углов, а другая часть - свойство вертикальных, после чего они пересказывают друг другу свой материал (демонстрируют компьютерный эксперимент, формулируют и доказывают теорему).
Каждая карточка состоит из четырех частей: верхней (тема и цель), левой (ход работы), правой (“подсказки”) и нижней (бланк для записи вывода). На первых практических работах дети получают полные карточки, по мере того, как они осваивают приемы работы, им предлагаются на выбор карточки либо без “подсказок”, либо без описания хода и без “подсказок”. Это дает возможность каждому ученику развиваться в своем темпе. Постепенно большая часть детей выбирает задания только с темой и бланком ответа, а алгоритм проведения эксперимента составляют уже сами.
Такая форма работы способствует развитию алгоритмического мышления учащихся, в результате ученики успешнее решают задачи - они умеют выделять данные и выстраивать цепочку действий для достижения результата. Главным результатом применения экспериментальной работы является положительное отношение к изучению предмета - ученика не обучают, а он учится сам.
Работу с практическими работами я продолжаю в 8-9 классах, здесь большая часть учащихся выполняет эксперименты уже самостоятельно в классе или дома.
Практическое задание 1. Тема: Смежные углы. Цель исследования: найти сумму смежных углов. |
|
Ход работы: | “Подсказки” Живой геометрии |
1. Начертите пару смежных углов |
|
2. Измерьте величины смежных углов. |
|
3. Вычислите сумму углов. |
|
4. Изменяйте величины углов. |
|
Что происходит с суммой углов? Сделайте вывод и запишите его. |
Практическое задание 2. Тема: Вертикальные углы. Цель исследования: сравнить величины вертикальных углов. |
|
Ход работы: | “Подсказки” Живой геометрии |
1. Постройте пару пересекающихся прямых, отметьте точку пересечения. |
|
2. Измерьте величины вертикальных углов. |
|
3. Изменяйте величины углов. |
|
Что происходит с величинами углов? Сделайте вывод и запишите его. |
Практическое задание 3. Тема: Равнобедренный треугольник. Цель исследования: сравнить углы при основании в равнобедренном треугольнике. |
|
Ход работы: | “Подсказки” Живой геометрии |
1. Постройте произвольный треугольник. |
|
2. Измерьте стороны треугольника. |
|
3. Измените треугольник, так, чтобы две стороны стали равными. |
|
4. Измерьте углы при основании треугольника. |
|
5. Изменяйте длины боковых сторон, так, чтобы треугольник оставался равнобедренным. | Выделите вершину, противолежащую основанию и передвигайте ее. |
Что происходит с величинами углов? Сделайте вывод и запишите его. |
Примечание для учителя. В данной работе необходимо предварительно настроить единицы измерения углов с точностью до целых, а единицы измерения отрезков до сотых (Правка - Настройка/Единицы - Единицы).
Практическое задание 4. Тема: Равнобедренный треугольник. Цель исследования: рассмотреть взаимное расположение биссектрисы, медианы и высоты, проведенных к основанию равнобедренного треугольника. |
|
Ход работы: | “Подсказки” Живой геометрии |
1. Постройте произвольный треугольник ABC. |
|
2. Проведите биссектрису треугольника из угла В. Выделите построенный отрезок цветом. |
|
3. Проведите медиану из вершины В. Выделите построенный отрезок вторым цветом. |
|
4. Проведите высоту из вершины В. Выделите построенный отрезок третьим цветом. |
|
5. Изменяем треугольник, таким образом, чтобы АВ=ВС (предварительно измерив стороны треугольника). |
|
6. Что происходит с биссектрисой, медианой и высотой треугольника? | |
Сделайте вывод о биссектрисе, медиане и высоте проведенных к основанию равнобедренного треугольника, запишите его. |
Практическое задание 5. Тема: Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. Цель исследования: сравнить величины накрест лежащих углов при параллельных прямых. |
|
Ход работы: | “Подсказки” Живой геометрии |
1. Постройте пару параллельных прямых. |
|
2. Постройте секущую и точки пересечения с параллельными прямыми. |
|
3. Измерьте получившиеся накрест лежащие углы. |
|
4. Изменяйте положение параллельных прямых и секущей. |
|
Сделайте вывод о величинах накрест лежащих углов, запишите его. |
Практическое задание 6. Тема: Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. Цель исследования: сравнить величины соответственных углов при параллельных прямых. |
|
Ход работы: | “Подсказки” Живой геометрии |
1.Постройте пару параллельных прямых. |
|
2. Постройте секущую и точки пересечения с параллельными прямыми. |
|
3. Измерьте получившиеся соответственные углы. |
|
4. Изменяйте положение параллельных прямых и секущей. |
|
Сделайте вывод о величинах соответственных углов, запишите его. |
Практическое задание 7. Тема: Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. Цель исследования: найти сумму односторонних углов при параллельных прямых. |
|
Ход работы: | “Подсказки” Живой геометрии |
1.Постройте пару параллельных прямых. |
|
2. Постройте секущую и точки пересечения с параллельными прямыми. |
|
3. Измерьте получившиеся односторонние углы. |
|
4. Найдите сумму односторонних углов. |
|
5. Изменяйте положение параллельных прямых и секущей. |
|
Сделайте вывод о сумме односторонних углов, запишите его. |
Практическое задание 8. Тема: Теорема о сумме углов треугольника. Цель исследования: определить сумму углов треугольника, и выяснить какими могут быть углы в треугольнике. |
|
Ход работы: | “Подсказки” Живой геометрии |
1. Начертите треугольник. |
|
2. Измерьте все углы треугольника. |
|
3. Найдите сумму углов треугольника. |
|
4. Измените вид треугольника - получите остроугольный, тупоугольный и прямоугольный. |
|
Сделайте вывод о сумме углов любого треугольника, запишите его Ответьте на вопрос, сколько прямых, тупых и острых углов может быть в треугольнике. |
Практическое задание 9. Тема: Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Цель исследования: установить соотношение между гипотенузой и катетом, лежащим против угла в 30 градусов, в прямоугольном треугольнике. |
|
Ход работы: | “Подсказки” Живой геометрии |
1. Постройте прямоугольный треугольник. |
|
2. Измерить острые углы треугольника. |
|
3. Измерить катеты и гипотенузу. |
|
4. Изменяйте длины сторон треугольника таким образом, чтобы один из углов оставался равным 30 градусов. |
|
Сравните длину гипотенузы и катета, лежащего против угла в 30 градусов, запишите вывод. |