Интегрированный урок окружающий мир + труд + математика по теме "Строительство и транспорт" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тема: Строительство и транспорт.

Цели: 1. Обобщить знания детей о транспорте.

2. Познакомить детей с профессией “строитель”.

3. Воспитывать уважение к людям разных профессий.

4. Расширить знания детей о родном крае.

5. Познакомить с историческими фактами.

6. Закрепить знания детей о геометрических фигурах, периметре.

Оборудование: 1. Филворд (плакат).

2. Фотографии, рисунки различных видов транспорта, игрушечные машины.

3. Таблицы – схемы видов транспорта.

4. Картинка – описание “Русская изба”.

5. Фотографии родного города.

6. Поэтапные плакаты дома – поделки.

7. Демонстрационный материал “Строительство: специальности, техника, материалы”, “Транспорт наземный, воздушный, водный”.

Литература: 1. А.А. Плешаков “Мир вокруг нас”, М.: Просвещение, 2007.

2. Мария Семенова “Мы – славяне!”, С.-П.: Издательство “Азбука”, 1997.

3. А. Я. Морозов “Россошь. Земли родной начало”, Воронеж, творческое

объединение “Альбом”, 2006.

Ход урока

I. Организационный момент

- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей, улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

II. “Зарядка для ума”

- Отгадайте загадки, найдите отгадки в филворде. Слова могут располагаться в любом направлении: вправо, влево, вверх, вниз, и даже “ломаться” под углом, но не пересекаться.

А К В Ф О Т О А П Н А

П О А П Ы Л Э Ж П Б П

Ю Д Р Ч А Е М Ы А А Е

Ч У И Э Й С Щ Л Р Т Р

А Ш У Ж Н О Ю О А А С

С К М Ц И С З Х Т Р Т

Ы А Ю Ь К Ф Ш Ч Ц Е О

Т Е Л Е В И З О Р Я К

1. Стучат, стучат –
Не велят скучать,
Идут, идут,
А все тут как тут. (Часы)

2. Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник)

3. На пальце одном
Ведерко вверх дном. (Наперсток)

4. На что не взглянет этот глаз –
Все на картинке передаст. (Фотоаппарат)

5. Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пенкой пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)

6. На столе – стеклянный пруд –
Рыбки разные живут.
У прозрачных берегов
Не бывает рыбаков. (Аквариум)

7. Мой друг со мной в квартире,
Не разъезжает по стране,
Но все, что делается в мире,
Он раньше всех подскажет мне. (Телевизор)

8. Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос)

9. Вспушит она свои бока,
Свои четыре уголка.
И ночью так она мягка. (Подушка)

10. Растянулась, как гармошка,
Чудо – печка под окошком. (Батарея)

- Дети, а где мы можем встретить все эти предметы, которые мы отгадали в филворде? (В доме)

III. Беседа “Как построить дом”

- Ребята, какие новостройки в нашем городе вы можете назвать?

- Правильно. Наш город растет, развивается и день за днем становится красивее, современнее. Но не всегда в Россоши были такие дома, как сейчас. Я покажу вам книгу нашего краеведа А. Я. Морозова, где вы увидите прежние дома и улицы Россоши. В нашей местности встречались, в основном, дома из глины с камышовыми крышами, так как этого строительного материала было достаточно. Но встречались и деревянные дома, традиционные русские избы.

- Посмотрите на рисунок и послушайте рассказ о русской избе.

- Дети, сравните этот дом – избу и наши современные дома. Как вы думаете, благодаря кому мы живем в таких благоустроенных домах? (Строителям)

- Поднимите руку, у кого родители строители.

- Какие строительные специальности вы знаете?

(Работа с иллюстрациями на доске)

- Ребята, какие машины облегчают труд строителей?

(Работа с иллюстрациями на доске)

IV. Физ. минутка

Мы построим дом, дом.
Чтобы дружно жить в нем.
Раз кирпичик, два кирпич.
Мы за дело принялись.

V. Работа по учебнику

- Откроем учебник на стр. 112 – 113. Прочитаем текст “На стройке”.

- О каких машинах вы прочитали?

- Какую работу выполняют различные машины?

 VI. Какой бывает транспорт

- Рассмотрим рисунки различных видов транспорта, игрушечные машины.

- Для чего люди придумали эти машины? (Передвигаться, перевозить груз)

- Какие машины перевозят людей? (Автобусы, троллейбусы, трамваи, самолеты, поезда)

- Какие машины перевозят грузы? (Поезда, грузовые машины, морские суда)

Рассказ учителя о различных видах транспорта.

О железнодорожном транспорте.

Об автомобилях.

О воздушном транспорте.

О речном транспорте.

О морском транспорте.

- В больших городах много различных видов транспорта. Какие вы знаете виды транспорта?

(Троллейбусы, такси, трамваи, автобусы, грузовые и легковые автомобили)

- А для передвижения между городами, поселками, чем мы пользуемся?

(Пригородные и дальние пассажирские поезда, междугородние автобусы)

- Назовите воздушный транспорт. (Самолет, вертолет)

- Назовите морской, речной транспорт. (Катера, теплоходы, баржи)

Схема на доске:

ТРАНСПОРТ

наземный водный воздушный подземный

Приведем примеры, найдем картинки.

- Одни виды транспорта перевозят людей, другие – грузы. Поэтому транспорт можно разделить на пассажирский, который служит для перевозки людей, и грузовой, который служит для перевозки грузов.

И еще есть специальный транспорт. О нем мы прочитаем в учебнике (стр. 115).

На доске появляется схема:

ТРАНСПОРТ

пассажирский грузовой специальный

- Приведите примеры.

- А сейчас посмотрим на схемы в учебнике (стр. 114). Как еще Сережа разделил весь транспорт? (На личный и общественный) Как вы это понимаете?

 VII. Конструирование “домика” из геометрических фигур

- Ребята, напомните, о чем мы сегодня беседуем с вами на уроке? (О строительстве и транспорте)

- Давайте и мы с вами попробуем построить дом. Что нам стоит дом построить?

- Какие геометрические заготовки лежат у вас на парте? (треугольник, квадрат, прямоугольник)

- Что вы знаете об этих фигурах?

- Я вам покажу, какой дом у нас должен получиться. Из каких материалов этот дом?

(Из картона, бумаги, ниток)

- Как вы думаете, что за деталь из ниток в доме? (Оберег, конь - охлупень)

Выполним оберег таким образом: намотаем нитки на карандаш или пальчик, снимем и завяжем ниткой посредине. Потом аккуратно разрежем пополам, не касаясь стороны, завязанной ниткой.

- Посмотрите порядок выполнения работы. Кто может рассказать что за чем мы будем выполнять?

- Повторим перед работой правила техники безопасности при работе с ножницами, правила работы с клеем.

 VIII. Заключительный этап. Итог.

- Поднимите вверх свои работы.

- Мы сегодня с вами многое успели сделать, потому что слаженно работали, как на стройке.

 IX. Домашнее задание

- Дома вы прочитаете в учебнике рассказы на стр. 116 и 117; найдете периметр своего домика.