Тема: Строительство и транспорт.
Цели: 1. Обобщить знания детей о транспорте.
2. Познакомить детей с профессией “строитель”.
3. Воспитывать уважение к людям разных профессий.
4. Расширить знания детей о родном крае.
5. Познакомить с историческими фактами.
6. Закрепить знания детей о геометрических фигурах, периметре.
Оборудование: 1. Филворд (плакат).
2. Фотографии, рисунки различных видов транспорта, игрушечные машины.
3. Таблицы – схемы видов транспорта.
4. Картинка – описание “Русская изба”.
5. Фотографии родного города.
6. Поэтапные плакаты дома – поделки.
7. Демонстрационный материал “Строительство: специальности, техника, материалы”, “Транспорт наземный, воздушный, водный”.
Литература: 1. А.А. Плешаков “Мир вокруг нас”, М.: Просвещение, 2007.
2. Мария Семенова “Мы – славяне!”, С.-П.: Издательство “Азбука”, 1997.
3. А. Я. Морозов “Россошь. Земли родной начало”, Воронеж, творческое
объединение “Альбом”, 2006.
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей, улыбнемся друг другу и начнем наш урок.
II. “Зарядка для ума”
- Отгадайте загадки, найдите отгадки в филворде. Слова могут располагаться в любом направлении: вправо, влево, вверх, вниз, и даже “ломаться” под углом, но не пересекаться.
А К В Ф О Т О А П Н А
П О А П Ы Л Э Ж П Б П
Ю Д Р Ч А Е М Ы А А Е
Ч У И Э Й С Щ Л Р Т Р
А Ш У Ж Н О Ю О А А С
С К М Ц И С З Х Т Р Т
Ы А Ю Ь К Ф Ш Ч Ц Е О
Т Е Л Е В И З О Р Я К
1. Стучат, стучат –
Не велят скучать,
Идут, идут,
А все тут как тут. (Часы)
2. Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник)
3. На пальце одном
Ведерко вверх дном. (Наперсток)
4. На что не взглянет этот глаз –
Все на картинке передаст. (Фотоаппарат)
5. Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пенкой пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
6. На столе – стеклянный пруд –
Рыбки разные живут.
У прозрачных берегов
Не бывает рыбаков. (Аквариум)
7. Мой друг со мной в квартире,
Не разъезжает по стране,
Но все, что делается в мире,
Он раньше всех подскажет мне. (Телевизор)
8. Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос)
9. Вспушит она свои бока,
Свои четыре уголка.
И ночью так она мягка. (Подушка)
10. Растянулась, как гармошка,
Чудо – печка под окошком. (Батарея)
- Дети, а где мы можем встретить все эти предметы, которые мы отгадали в филворде? (В доме)
III. Беседа “Как построить дом”
- Ребята, какие новостройки в нашем городе вы можете назвать?
- Правильно. Наш город растет, развивается и день за днем становится красивее, современнее. Но не всегда в Россоши были такие дома, как сейчас. Я покажу вам книгу нашего краеведа А. Я. Морозова, где вы увидите прежние дома и улицы Россоши. В нашей местности встречались, в основном, дома из глины с камышовыми крышами, так как этого строительного материала было достаточно. Но встречались и деревянные дома, традиционные русские избы.
- Посмотрите на рисунок и послушайте рассказ о русской избе.
- Дети, сравните этот дом – избу и наши современные дома. Как вы думаете, благодаря кому мы живем в таких благоустроенных домах? (Строителям)
- Поднимите руку, у кого родители строители.
- Какие строительные специальности вы знаете?
(Работа с иллюстрациями на доске)
- Ребята, какие машины облегчают труд строителей?
(Работа с иллюстрациями на доске)
IV. Физ. минутка
Мы построим дом, дом.
Чтобы дружно жить в нем.
Раз кирпичик, два кирпич.
Мы за дело принялись.
V. Работа по учебнику
- Откроем учебник на стр. 112 – 113. Прочитаем текст “На стройке”.
- О каких машинах вы прочитали?
- Какую работу выполняют различные машины?
VI. Какой бывает транспорт
- Рассмотрим рисунки различных видов транспорта, игрушечные машины.
- Для чего люди придумали эти машины? (Передвигаться, перевозить груз)
- Какие машины перевозят людей? (Автобусы, троллейбусы, трамваи, самолеты, поезда)
- Какие машины перевозят грузы? (Поезда, грузовые машины, морские суда)
Рассказ учителя о различных видах транспорта.
О железнодорожном транспорте.
Об автомобилях.
О воздушном транспорте.
О речном транспорте.
О морском транспорте.
- В больших городах много различных видов транспорта. Какие вы знаете виды транспорта?
(Троллейбусы, такси, трамваи, автобусы, грузовые и легковые автомобили)
- А для передвижения между городами, поселками, чем мы пользуемся?
(Пригородные и дальние пассажирские поезда, междугородние автобусы)
- Назовите воздушный транспорт. (Самолет, вертолет)
- Назовите морской, речной транспорт. (Катера, теплоходы, баржи)
Схема на доске:
ТРАНСПОРТ
наземный водный воздушный подземный
Приведем примеры, найдем картинки.
- Одни виды транспорта перевозят людей, другие – грузы. Поэтому транспорт можно разделить на пассажирский, который служит для перевозки людей, и грузовой, который служит для перевозки грузов.
И еще есть специальный транспорт. О нем мы прочитаем в учебнике (стр. 115).
На доске появляется схема:
ТРАНСПОРТ
пассажирский грузовой специальный
- Приведите примеры.
- А сейчас посмотрим на схемы в учебнике (стр. 114). Как еще Сережа разделил весь транспорт? (На личный и общественный) Как вы это понимаете?
VII. Конструирование “домика” из геометрических фигур
- Ребята, напомните, о чем мы сегодня беседуем с вами на уроке? (О строительстве и транспорте)
- Давайте и мы с вами попробуем построить дом. Что нам стоит дом построить?
- Какие геометрические заготовки лежат у вас на парте? (треугольник, квадрат, прямоугольник)
- Что вы знаете об этих фигурах?
- Я вам покажу, какой дом у нас должен получиться. Из каких материалов этот дом?
(Из картона, бумаги, ниток)
- Как вы думаете, что за деталь из ниток в доме? (Оберег, конь - охлупень)
Выполним оберег таким образом: намотаем нитки на карандаш или пальчик, снимем и завяжем ниткой посредине. Потом аккуратно разрежем пополам, не касаясь стороны, завязанной ниткой.
- Посмотрите порядок выполнения работы. Кто может рассказать что за чем мы будем выполнять?
- Повторим перед работой правила техники безопасности при работе с ножницами, правила работы с клеем.
VIII. Заключительный этап. Итог.
- Поднимите вверх свои работы.
- Мы сегодня с вами многое успели сделать, потому что слаженно работали, как на стройке.
IX. Домашнее задание
- Дома вы прочитаете в учебнике рассказы на стр. 116 и 117; найдете периметр своего домика.