Цели:
- Формировать чувства патриотизма и гордости за свою страну.
- Воспитывать межэтническое и межкультурное взаимоотношение народов.
- Приобщение учащихся к культурному наследию нашего народа, воспитание бережного отношения к культурным традициям и обычаям народов, живущих в России.
- Раскрыть такие качества как трудолюбие, оптимизм, потребность русского человека “строить жизнь по законам красоты”.
Оформление:
“Я, ты, он, она - вместе дружная семья” – панно из букв.
Флаг России. Маленькие российские флажки.
Оформленная сцена.
Выставка изделий народных художественных промыслов, магазин “Галерея” - город Новокузнецк.
Оборудование: Компьютер, экран, синтезатор, музыкальный центр.
Костюмы: Русские народные наряды.
Национальные костюмы: украинский, белорусский, якутский, телеутский, адыгейский, татарский, башкирский.
Народные промыслы России:
Хохлома (посуда).
Дымковские игрушки.
Гжель (посуда, показ платьев).
Жостово (подносы).
Вологодское кружево (коллекция платков).
Богородские сувениры.
Музыкальное оформление:
- Песня “Я, ты, он, она…”.
- Песня “Прописано сердце по адресу Русь”.
- Песня “Колокольный звон”.
- Песня “Коробейники”.
- Песня “Разноцветные ярмарки”.
- Мелодия из песни “Березы России”.
- “Песня о России” в исполнении М.Распутиной.
Гости:
- Альбина Мисбахова.
- С.Ю. Дадыкина – директор индивидуального частного предприятия.
- Л.А. Пензина – руководитель ансамбля народного танца “Сибиряночка”.
- Г.А. Иванова – г. Новокузнецк с коллекцией платков
- Методисты Гороно.
Ход праздника
1. Песня “Я, ты, он, она…” (1 куплет) (участники в костюмах)
Педагог: Мы живем в большой и очень дружной стране Российской Федерации. Страна наша Россия – многонациональное государство. Сегодня в ней проживает более 100 национальностей. На протяжении всей истории Российского государства наши народы плечом к плечу отстаивали независимость своей Родины, давали отпор врагу, вместе радовались успехам.
Педагог: Да, наша страна называется Россия. Принято считать датой возникновения Древнерусского государства 882 год, когда два крупнейших города – Новгород и Киев оказались под властью одной княжеской династии. А столицей России уже более 850 лет является город Москва.
Педагог:
Люблю все то, что называют
Одним широким словом Русь.
Сценка.
Педагог: Россия! Кто-то отвернется и подумает: “И что такого?”. Кто-то с гордостью расправит плечи: “Я – россиянин”. Кто-то задумается. Для каждого из нас Россия имеет свое значение. А что для Вас Россия?
Ученик: Место, где родился и вырос.
Ученица: Родные люди.
Ученик: Это место, где всегда поймут и примут в свой круг.
Ученица: Это место, куда всегда хочется возвращаться.
Ученик: Это люди, живущие рядом, которыми ты гордишься.
Песня “Прописано сердце по адресу Русь”
Прописано сердце по адресу детства
От этого нам никуда уж не деться
Остались в России и радость, и грусть
Прописано сердце по адресу Русь
Ведущий: Откуда начинается Россия? С Курил? С Камчатки? Или с Командор? Россия начинается с пристрастия.
Дети:
К труду,
К терпению,
К правде,
К доброте.
Ведущий:
Отсюда все дела ее большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней – Россия
Не с гор берет начало, а с тебя! (хором)
- Колокола (звон), хлеб-соль, рушник, (в костюме русском).
Диктор: Уж так повелось на Руси хлебом-солью встречать гостей.
Ведущий: Дорогих гостей встречаем, круглым пышным караваем.
Диктор: И как в старые добрые времена примите, дорогие дети, уважаемые гости, педагоги, непременный атрибут русского гостеприимства – хлеб с солью.
Коробейники:
- Песня “Коробейники” - исполняют девочки в русских костюмах.
- Мальчики по залу (фуражки, брюки, русские рубашки)
Гармонь, короб (ситец - педагогам), конфеты (угостить несколько детей)
Диктор: Недаром говорят: Россия – щедрая душа. Сегодня мы побываем в гостях у народов России и посмотрим традиции, культуру этих народов.
Диктор: Татары – крупнейший по численности после русских народ в России
(Республику Татарстан представляет 5 “А” класс)
Учащиеся 5 “А” класса приветствуют гостей на татарском языке.
Рассказ о традициях праздника “Сабантуй”.
Ведущий:
Замечательно, что все мы прекрасно знаем наш
быт,
Наши праздники, нашу историю. А какая наша Россия?
Диктор:
Умом Россию не понять, аршином общим не
измерить.
Россия наша велика. Скажите, чем славится русский
дом?
Хором: Гостеприимством.
Ведущий: Гостеприимством и песнями нашего народа всегда восхищались иноземные гости. А какие высокие чувства будила у русского человека народная песня? С песней человек появлялся на свет, радовался жизни и страдал в горе, с песней созидал и умирал.
ДК “Маяковского” – Альбина Мисбахова, солистка народного русского хора исполняет песню “Он мне нравится”.
Диктор: Украинцы – третий по численности народ России. Эту республику представляет 8 “А” класс.
Выход учащихся 8 “А” класса под гопак, приветствие на украинском языке.
Ведущий: Как хорошо в нашем русском доме, как уютно, тепло, хлебосольно. На Руси всегда было много праздников, которые отмечались гуляньями и плясками.
ДК “Артема” - образцовы коллектив, неоднократный обладатель Гран-при Всероссийских конкурсов детских хореографических коллективов, ансамбль народного танца “Сибиряночка” - танец “Калинка”.
Диктор: Каждый народ самобытен и уникален Башкортостан представляет 5 “Б” класс.
Стихотворение на башкирском языке.
Ведущий: Русские костюмы.
Что каждый день необходимо всем людям? Это есть сейчас на вас, на мне, на гостях. Это мы часто меняем. От этого зависит наше настроение и состояние. Это согревает нас и украшает – Одежда.
Диктор: Давайте заглянем во времена Древней Руси и узнаем, что носили наши предки (демонстрация русских костюмов – 4 мальчика, 4 девочки).
- Знаменит до сих пор сарафан.
- Мужчины предпочитали рубаху подпоясывать поясом.
- Женщины носили кокошники.
- Самая древняя обувь на Руси – лапти (их плели из лыка липы).
- Мечтой каждой русской крестьянки были кожаные сапоги.
- Позднее знатные дамы стали носить туфли.
- Валенки – их ещё называли катанки, у нас в Сибири – пимы. Их носили в суровую русскую зиму.
Сценка (снег, девушка, парень, зима)
Игра в снежки.
Песня “Снег снежок” в исполнении А. Мисбаховой.
Диктор: Приглашаются “якуты” – дети 9 “А” и 9 “Б” классов инсценируют песню “Увезу тебя я в тундру”.
Ведущий: Ну что замерзли? Сейчас погреемся. Когда самые длинные каникулы? Правильно, летом. Так получите же 219 билетов в лето.
ДК “Артема” с танцем “Лето”.
Ведущий:
Матрёшка
Знакомство с народными промыслами мы с вами начнем с русской красавицы. А с какой именно, отгадайте.
Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветок,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может – шесть.
Разрумянились немножко
Наша русская… (матрешка)
Матрёшка – настоящая русская красавица. Но, главное, эта куколка - с секретом!
Внутри её прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше. Про матрешку придумали потешку:
Шли матрешки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрёшки
И ещё Матрёшечка!
Ученица: По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более 100 лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам найденным археологами более трех тысяч лет. В конце 19 века в Абрамцево по эскизу художника Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то увидел куклу, смеясь, воскликнул: “До чего похожа на нашу Матрену!” С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.
Ведущий: Откроем ее – и увидим еще одну, а в ней еще и еще…И расписана каждая по своему, розами да узорами, одна краше другой. Сейчас мы с вами матрешек будем наряжать, и не одну, а целых две. Каждую из них будет наряжать команда. Та команда, которая сделает это лучше и быстрее, получит приз.
(Ведущий раздает элементы костюма матрешки, вырезанные из цветной бумаги)
Задание: Под мелодию дети одевают матрешек. 1 – платок; 2,3 – рукава; 4 – фартук; 5 – цветок; 6 – просовывает свое лицо в круглый вырез силуэта; щеки подкрасить.
(Сборная команда мальчиков 7 “А”, 7 “Б” и 8 “А”)
Итоги, призы под музыку.
Ведущий: Русская матрешка. Эту куклу сразу полюбили и взрослые и дети. Проста, мила, приветлива! Матрешка стала символом России. Ее знают и любят во всем мире.
Ведущий: Я хочу, чтобы в каждом доме были матрешки – символ добра.
Белоруссия
Дом крепок дружбой людей, в нем живущих. В нашей школе сейчас проживают дети разных национальностей – они хорошо дополняют друг друга.
6 “Б” – Белоруссия. Учащиеся 6 “Б” класса приветствуют гостей на белорусском языке, исполнение национальной белорусской песни и белорусский танец.
Народные промыслы России
(ярмарка – вступление)
Ведущий: Полюбить Россию можно тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте творения простого русского народа. Для того чтобы полюбить, нужно все это видеть и знать.
1 скоморох:
Почтеннейшие господа!
Пожалуйте к нам сюда!
Выставляйте свой товар
На наш ярмарочный базар!
В. Леонтьев “Разноцветные ярмарки”
Хохлома
1 скоморох: Откуда посуда?
2 скоморох: Из Горьковской области.Из чудесного села Хохлома.
1 скоморох: Живет, радует людей замечательное народное искусство.
2 скоморох:
Наш товар весь расписной,
Посмотрите, вот какой.
Весь хотим вам показать
И подробно описать.
(показ платьев и посуды)
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
И нигде на свете
Нет таких соцветий-
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!
Дымка
1 скоморох:
Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки вятские
На все манеры.
2 скоморох: Вот вам барыни, а вот и кавалеры.
1 скоморох:
У барынь алые щеки и губки.
Нарядные платья и теплые шубки.
2 скоморох:
Хоть весь базар обойдете,
Лучше барынь не найдете.
Игрушки наши повсюду славятся
Подходите скорее и вам понравятся.
1 скоморох:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.
- Игрушка лепится только женщинами.
- Узор дымковских игрушек своеобразный и состоит
из ярких круглых пятен кругов, мелкого горошка,
клеток, полос.
Гжель
(показ платьев, посуды)
Гжель – небольшая подмосковная деревня, сами гжельцы говорят, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Красота, да и только!
И светлее вода родниковая,
И дыхание ветра свежей.
Расцветает Гжель васильковая
Незабудковая Гжель.
Жостово
Российская деревня – Жостово
Ведущий:
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.
(идет показ)
Самовар
260 лет русскому самовару! Самовар был не только хранителем семейных традиций и домашнего очага, но и олицетворением достатка в семье. Самовар – истинно русское изобретение.
Богородский сувенир
Богородские мастера по сей день, сохраняют традиционные приемы обработки дерева.
Скромная, неброская игрушка … Богородская (общий парад)
Богородский сувенир продолжает дивить мир, радовать своей красотой и узорочьем, утверждая удивительную жизненность древнего и вечно молодого искусства.
Вологодское кружево
Ведущий: - Кружевные сказки. - В городе Вологда – чудо кружевницы!
(Прокопьевский дом быта представляет свои изделия – платки)
Демонстрация коллекции шелковых платков Ивановой Г.А. (г. Новокузнецк).
Диктор: Алтайцы.
Нас приглашает к себе Алтай. Добро пожаловать! (6 “А”). Дети 6 “А” класса исполняют песню.
Где-то там, где живая вода,
Где-то там, где пасутся стада,
Где-то там, где клевер цветет
Проживает алтайский народ.
Где-то там, где прозрачна вода,
Где-то там, где пасутся стада,
Где-то там, где природа цветет
Процветает алтайский народ.
Диктор: Телеуты (шорцы).
Нас много – мы вместе. (7 “А”)
Дети 7 “А” класса показывают обряд быта телеутов (вязание, прядение, вышивание, обряд – пляска шамана.
Диктор: Адыгея (7 “Б”)
Каждый народ самобытен и уникален, каждая республика чем-нибудь славится.
Дети 7 “Б” класса приветствуют гостей на адыгейском языке.
Ведущий: Мы побывали в разных республиках, познакомились с разными обычаями, традициями, культурой, но везде нам светило одно солнце, для всех людей одинаково, независимо от того, какой мы национальности. Всех нас объединяет любовь и гордость за свою Россию.
Слайд-фильм. Неофициальные символы России.
(комментировать коротко на фоне мелодии “Березы России”)
Слова из песни.
Гляжу в озера синие, в полях ромашку рву,
Зову тебя Россиею, единственной зову.
Спроси, переспроси меня – милее нет земли.
Меня здесь русским именем когда-то нарекли.
Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой:
Грустить с тобой, земля моя, и праздновать с тобой.
Берегите Россию
Без нее нам не жить
Берегите ее;
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всей нашей судьбой
Берегите Россию
Нет России другой.
Неофициальные символы России
Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт.
Россия также имеет свои полуофициальные и неофициальные символы.
Красная площадь – символ единства
России, героизма.
Кремль – является символом высшего
руководства России.
Кремлевские куранты – символ точности,
надежности и незыблемости России.
Береза – символ одухотворенности.
Матрешки – у матрешки на одежде много цветов. Поэтому что Матрешка, девочка Матреша, сама растет среди цветов и трав, как и все мы среди них растем, только забываем об этом. А матрешка помнит. Оттого так радостно на нее смотреть.
Медведь – как правило, в народном сознании медведь – величественное животное, занимающее исключительное положение среди других зверей. Его изображение имеют на своих гербах многие русские города (Ярославль, Новгород и др.), а сам медведь является неофициальным символом России и русского народа.
Тройка – символ русского народа и его культуры с ее безудержной удалью и пронзительной лиричностью.
Балалайка – инструмент, ставший наряду с гармонью музыкальным символом русского народа.
Самовар – олицетворяет бытовые стороны русского образа жизни.
Ведущий:
Мы возвратились домой, в Россию.
Наша страна огромная.
Благополучие и процветание России – в единстве
ее регионов.
Педагог: Уважаемые учащиеся! Вы – будущее нашей страны. От вас зависит, какой Россия будет. Учитесь,познавайте мир, живите настоящим, не забывайте о прошлом и готовьте себя к будущему. Любите Россию – это ваша страна.
За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку друг.
За руки возьмемся, пусть пойдет
По земле огромный хоровод!
Хоровод (поют, танцуют все учащиеся, в руках: шары, эмблемы республик, российские флажки).
Ведущий:
Это вечное слово – “Россия”
Словно ангельский свет для меня,
Словно совести зовы простые
Словно вихри снегов и огня.
Хором:
В России родиться – это, братцы, честь.
Есть у нас Отечество – есть!
Диктор: Мы благодарим всех детей, педагогов. Особые слова благодарности выражаем гостям. Мы желаем счастья вам. (песня о России)
Праздник “Я, ты, он, она – вместе целая страна” подготовили и провели:
5“А” 5“Б” 6“А” 6“Б” 7“А” 7“Б” 8“А” 9“А” 9“Б” 9“В” и гости.