Праздник "Я, ТЫ, ОН, ОНА – вместе дружная семья"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Формировать чувства патриотизма и гордости за свою страну.
  2. Воспитывать межэтническое и межкультурное взаимоотношение народов.
  3. Приобщение учащихся к культурному наследию нашего народа, воспитание бережного отношения к культурным традициям и обычаям народов, живущих в России.
  4. Раскрыть такие качества как трудолюбие, оптимизм, потребность русского человека “строить жизнь по законам красоты”.

Оформление:

“Я, ты, он, она - вместе дружная семья” – панно из букв.

Флаг России. Маленькие российские флажки.

Оформленная сцена.

Выставка изделий народных художественных промыслов, магазин “Галерея” - город Новокузнецк.

Оборудование: Компьютер, экран, синтезатор, музыкальный центр.

Костюмы: Русские народные наряды.

Национальные костюмы: украинский, белорусский, якутский, телеутский, адыгейский, татарский, башкирский.

Народные промыслы России:

Хохлома (посуда).
Дымковские игрушки.
Гжель (посуда, показ платьев).
Жостово (подносы).
Вологодское кружево (коллекция платков).
Богородские сувениры.

Музыкальное оформление:

  1. Песня “Я, ты, он, она…”.
  2. Песня “Прописано сердце по адресу Русь”.
  3. Песня “Колокольный звон”.
  4. Песня “Коробейники”.
  5. Песня “Разноцветные ярмарки”.
  6. Мелодия из песни “Березы России”.
  7. “Песня о России” в исполнении М.Распутиной.

Гости:

  1. Альбина Мисбахова.
  2. С.Ю. Дадыкина – директор индивидуального частного предприятия.
  3. Л.А. Пензина – руководитель ансамбля народного танца “Сибиряночка”.
  4. Г.А. Иванова – г. Новокузнецк с коллекцией платков
  5. Методисты Гороно.

Ход праздника

1. Песня “Я, ты, он, она…” (1 куплет) (участники в костюмах)

Педагог: Мы живем в большой и очень дружной стране Российской Федерации. Страна наша Россия – многонациональное государство. Сегодня в ней проживает более 100 национальностей. На протяжении всей истории Российского государства наши народы плечом к плечу отстаивали независимость своей Родины, давали отпор врагу, вместе радовались успехам.

Педагог: Да, наша страна называется Россия. Принято считать датой возникновения Древнерусского государства 882 год, когда два крупнейших города – Новгород и Киев оказались под властью одной княжеской династии. А столицей России уже более 850 лет является город Москва.

Педагог:

Люблю все то, что называют
Одним широким словом Русь.

Сценка.

Педагог: Россия! Кто-то отвернется и подумает: “И что такого?”. Кто-то с гордостью расправит плечи: “Я – россиянин”. Кто-то задумается. Для каждого из нас Россия имеет свое значение. А что для Вас Россия?

Ученик: Место, где родился и вырос.

Ученица: Родные люди.

Ученик: Это место, где всегда поймут и примут в свой круг.

Ученица: Это место, куда всегда хочется возвращаться.

Ученик: Это люди, живущие рядом, которыми ты гордишься.

Песня “Прописано сердце по адресу Русь”

Прописано сердце по адресу детства
От этого нам никуда уж не деться
Остались в России и радость, и грусть
Прописано сердце по адресу Русь

Ведущий: Откуда начинается Россия? С Курил? С Камчатки? Или с Командор? Россия начинается с пристрастия.

Дети:

К труду,
К терпению,
К правде,
К доброте.

Ведущий:

Отсюда все дела ее большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней – Россия
Не с гор берет начало, а с тебя! (хором)

- Колокола (звон), хлеб-соль, рушник, (в костюме русском).

Диктор: Уж так повелось на Руси хлебом-солью встречать гостей.

Ведущий: Дорогих гостей встречаем, круглым пышным караваем.

Диктор: И как в старые добрые времена примите, дорогие дети, уважаемые гости, педагоги, непременный атрибут русского гостеприимства – хлеб с солью.

Коробейники:

  1. Песня “Коробейники” - исполняют девочки в русских костюмах.
  2. Мальчики по залу (фуражки, брюки, русские рубашки)

Гармонь, короб (ситец - педагогам), конфеты (угостить несколько детей)

Диктор: Недаром говорят: Россия – щедрая душа. Сегодня мы побываем в гостях у народов России и посмотрим традиции, культуру этих народов.

Диктор: Татары – крупнейший по численности после русских народ в России

(Республику Татарстан представляет 5 “А” класс)

Учащиеся 5 “А” класса приветствуют гостей на татарском языке.

Рассказ о традициях праздника “Сабантуй”.

Ведущий:

Замечательно, что все мы прекрасно знаем наш быт,
Наши праздники, нашу историю. А какая наша Россия?

Диктор:

Умом Россию не понять, аршином общим не измерить.
Россия наша велика. Скажите, чем славится русский дом?

Хором: Гостеприимством.

Ведущий: Гостеприимством и песнями нашего народа всегда восхищались иноземные гости. А какие высокие чувства будила у русского человека народная песня? С песней человек появлялся на свет, радовался жизни и страдал в горе, с песней созидал и умирал.

ДК “Маяковского” – Альбина Мисбахова, солистка народного русского хора исполняет песню “Он мне нравится”.

Диктор: Украинцы – третий по численности народ России. Эту республику представляет 8 “А” класс.

Выход учащихся 8 “А” класса под гопак, приветствие на украинском языке.

Ведущий: Как хорошо в нашем русском доме, как уютно, тепло, хлебосольно. На Руси всегда было много праздников, которые отмечались гуляньями и плясками.

ДК “Артема” - образцовы коллектив, неоднократный обладатель Гран-при Всероссийских конкурсов детских хореографических коллективов, ансамбль народного танца “Сибиряночка” - танец “Калинка”.

Диктор: Каждый народ самобытен и уникален Башкортостан представляет 5 “Б” класс.

Стихотворение на башкирском языке.

Ведущий: Русские костюмы.

Что каждый день необходимо всем людям? Это есть сейчас на вас, на мне, на гостях. Это мы часто меняем. От этого зависит наше настроение и состояние. Это согревает нас и украшает – Одежда.

Диктор: Давайте заглянем во времена Древней Руси и узнаем, что носили наши предки (демонстрация русских костюмов – 4 мальчика, 4 девочки).

  1. Знаменит до сих пор сарафан.
  2. Мужчины предпочитали рубаху подпоясывать поясом.
  3. Женщины носили кокошники.
  4. Самая древняя обувь на Руси – лапти (их плели из лыка липы).
  5. Мечтой каждой русской крестьянки были кожаные сапоги.
  6. Позднее знатные дамы стали носить туфли.
  7. Валенки – их ещё называли катанки, у нас в Сибири – пимы. Их носили в суровую русскую зиму.

Сценка (снег, девушка, парень, зима)

Игра в снежки.

Песня “Снег снежок” в исполнении А. Мисбаховой.

Диктор: Приглашаются “якуты” – дети 9 “А” и 9 “Б” классов инсценируют песню “Увезу тебя я в тундру”.

Ведущий: Ну что замерзли? Сейчас погреемся. Когда самые длинные каникулы? Правильно, летом. Так получите же 219 билетов в лето.

ДК “Артема” с танцем “Лето”.

Ведущий:

Матрёшка

Знакомство с народными промыслами мы с вами начнем с русской красавицы. А с какой именно, отгадайте.

Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветок,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может – шесть.
Разрумянились немножко
Наша русская… (матрешка)

Матрёшка – настоящая русская красавица. Но, главное, эта куколка - с секретом!

Внутри её прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше. Про матрешку придумали потешку:

Шли матрешки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрёшки
И ещё Матрёшечка!

Ученица: По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более 100 лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам найденным археологами более трех тысяч лет. В конце 19 века в Абрамцево по эскизу художника Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то увидел куклу, смеясь, воскликнул: “До чего похожа на нашу Матрену!” С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.

Ведущий: Откроем ее – и увидим еще одну, а в ней еще и еще…И расписана каждая по своему, розами да узорами, одна краше другой. Сейчас мы с вами матрешек будем наряжать, и не одну, а целых две. Каждую из них будет наряжать команда. Та команда, которая сделает это лучше и быстрее, получит приз.

(Ведущий раздает элементы костюма матрешки, вырезанные из цветной бумаги)

Задание: Под мелодию дети одевают матрешек. 1 – платок; 2,3 – рукава; 4 – фартук; 5 – цветок; 6 – просовывает свое лицо в круглый вырез силуэта; щеки подкрасить.

(Сборная команда мальчиков 7 “А”, 7 “Б” и 8 “А”)

Итоги, призы под музыку.

Ведущий: Русская матрешка. Эту куклу сразу полюбили и взрослые и дети. Проста, мила, приветлива! Матрешка стала символом России. Ее знают и любят во всем мире.

Ведущий: Я хочу, чтобы в каждом доме были матрешки – символ добра.

Белоруссия

Дом крепок дружбой людей, в нем живущих. В нашей школе сейчас проживают дети разных национальностей – они хорошо дополняют друг друга.

6 “Б” – Белоруссия. Учащиеся 6 “Б” класса приветствуют гостей на белорусском языке, исполнение национальной белорусской песни и белорусский танец.

Народные промыслы России
(ярмарка – вступление)

Ведущий: Полюбить Россию можно тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте творения простого русского народа. Для того чтобы полюбить, нужно все это видеть и знать.

1 скоморох:

Почтеннейшие господа!
Пожалуйте к нам сюда!
Выставляйте свой товар
На наш ярмарочный базар!

В. Леонтьев “Разноцветные ярмарки”

Хохлома

1 скоморох: Откуда посуда?

2 скоморох: Из Горьковской области.Из чудесного села Хохлома.

1 скоморох: Живет, радует людей замечательное народное искусство.

2 скоморох:

Наш товар весь расписной,
Посмотрите, вот какой.
Весь хотим вам показать
И подробно описать.

(показ платьев и посуды)

Роспись хохломская,
Словно колдовская,
И нигде на свете
Нет таких соцветий-
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!

Дымка

1 скоморох:

Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки вятские
На все манеры.

2 скоморох: Вот вам барыни, а вот и кавалеры.

1 скоморох:

У барынь алые щеки и губки.
Нарядные платья и теплые шубки.

2 скоморох:

Хоть весь базар обойдете,
Лучше барынь не найдете.
Игрушки наши повсюду славятся
Подходите скорее и вам понравятся.

1 скоморох:

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.

- Игрушка лепится только женщинами.
- Узор дымковских игрушек своеобразный и состоит из ярких круглых пятен кругов, мелкого горошка, клеток, полос.

Гжель
(показ платьев, посуды)

Гжель – небольшая подмосковная деревня, сами гжельцы говорят, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Красота, да и только!

И светлее вода родниковая,
И дыхание ветра свежей.
Расцветает Гжель васильковая
Незабудковая Гжель.

Жостово
Российская деревня – Жостово

Ведущий:

На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.

(идет показ)

Самовар

260 лет русскому самовару! Самовар был не только хранителем семейных традиций и домашнего очага, но и олицетворением достатка в семье. Самовар – истинно русское изобретение.

Богородский сувенир

Богородские мастера по сей день, сохраняют традиционные приемы обработки дерева.

Скромная, неброская игрушка … Богородская (общий парад)

Богородский сувенир продолжает дивить мир, радовать своей красотой и узорочьем, утверждая удивительную жизненность древнего и вечно молодого искусства.

Вологодское кружево

Ведущий: - Кружевные сказки. - В городе Вологда – чудо кружевницы!

(Прокопьевский дом быта представляет свои изделия – платки)

Демонстрация коллекции шелковых платков Ивановой Г.А. (г. Новокузнецк).

Диктор: Алтайцы.

Нас приглашает к себе Алтай. Добро пожаловать! (6 “А”). Дети 6 “А” класса исполняют песню.

Где-то там, где живая вода,
Где-то там, где пасутся стада,
Где-то там, где клевер цветет
Проживает алтайский народ.
Где-то там, где прозрачна вода,
Где-то там, где пасутся стада,
Где-то там, где природа цветет
Процветает алтайский народ.

Диктор: Телеуты (шорцы).

Нас много – мы вместе. (7 “А”)

Дети 7 “А” класса показывают обряд быта телеутов (вязание, прядение, вышивание, обряд – пляска шамана.

Диктор: Адыгея (7 “Б”)

Каждый народ самобытен и уникален, каждая республика чем-нибудь славится.

Дети 7 “Б” класса приветствуют гостей на адыгейском языке.

Ведущий: Мы побывали в разных республиках, познакомились с разными обычаями, традициями, культурой, но везде нам светило одно солнце, для всех людей одинаково, независимо от того, какой мы национальности. Всех нас объединяет любовь и гордость за свою Россию.

Слайд-фильм. Неофициальные символы России.

(комментировать коротко на фоне мелодии “Березы России”)

Слова из песни.

Гляжу в озера синие, в полях ромашку рву,
Зову тебя Россиею, единственной зову.
Спроси, переспроси меня – милее нет земли.
Меня здесь русским именем когда-то нарекли.
Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой:
Грустить с тобой, земля моя, и праздновать с тобой.

Берегите Россию
Без нее нам не жить
Берегите ее;
Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,
Всей нашей судьбой
Берегите Россию
Нет России другой.

Неофициальные символы России

Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт.

Россия также имеет свои полуофициальные и неофициальные символы.

Красная площадь – символ единства России, героизма.
Кремль – является символом высшего руководства России.
Кремлевские куранты – символ точности, надежности и незыблемости России.
Береза – символ одухотворенности.

Матрешки – у матрешки на одежде много цветов. Поэтому что Матрешка, девочка Матреша, сама растет среди цветов и трав, как и все мы среди них растем, только забываем об этом. А матрешка помнит. Оттого так радостно на нее смотреть.

Медведь – как правило, в народном сознании медведь – величественное животное, занимающее исключительное положение среди других зверей. Его изображение имеют на своих гербах многие русские города (Ярославль, Новгород и др.), а сам медведь является неофициальным символом России и русского народа.

Тройка – символ русского народа и его культуры с ее безудержной удалью и пронзительной лиричностью.

Балалайка – инструмент, ставший наряду с гармонью музыкальным символом русского народа.

Самовар – олицетворяет бытовые стороны русского образа жизни.

Ведущий:

Мы возвратились домой, в Россию.
Наша страна огромная.
Благополучие и процветание России – в единстве ее регионов.

Педагог: Уважаемые учащиеся! Вы – будущее нашей страны. От вас зависит, какой Россия будет. Учитесь,познавайте мир, живите настоящим, не забывайте о прошлом и готовьте себя к будущему. Любите Россию – это ваша страна.

За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку друг.
За руки возьмемся, пусть пойдет
По земле огромный хоровод!

Хоровод (поют, танцуют все учащиеся, в руках: шары, эмблемы республик, российские флажки).

Ведущий:

Это вечное слово – “Россия”
Словно ангельский свет для меня,
Словно совести зовы простые
Словно вихри снегов и огня.

Хором:

В России родиться – это, братцы, честь.
Есть у нас Отечество – есть!

Диктор: Мы благодарим всех детей, педагогов. Особые слова благодарности выражаем гостям. Мы желаем счастья вам. (песня о России)

Праздник “Я, ты, он, она – вместе целая страна” подготовили и провели:

5“А” 5“Б” 6“А” 6“Б” 7“А” 7“Б” 8“А” 9“А” 9“Б” 9“В” и гости.