Статья "Учебно-исследовательская деятельность как одна из форм обучения и воспитания в условиях профильной школы"

Разделы: География


Основная идея школы состоит в том, что существенно расширяются возможности выбора каждым школьником индивидуальной образовательной программы. Сама жизнь уже убедительно показала, что малоэффективно учить “всех всему”. Обучение старшеклассников должно быть построено в максимально возможной мере с учетом учащимися своих интересов и дальнейших, послешкольных жизненных планов. Исходным условием образовательного процесса является социальный заказ общества. Выпускник должен быть, прежде всего, образованным и воспитанным. Это значит, он должен иметь совокупность достаточно сформированных, социально значимых качеств, отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе, иметь достаточно высокий уровень самосознания, самостоятельность в принятии решения.

Выполняя социальный заказ общества, учителя страны активно ищут эффективные формы организации учебно-воспитательного процесса. Ими используются разнообразные технологии, формы и методы, влияющие на процесс модернизации школьной географии с целью повышения интереса к предмету, улучшения качества знаний обучающихся и правильного выбора профессии.

В современных условиях общество предъявляет высокое требование не только к уровню знаний выпускников школ, но и умение работать самостоятельно. На мой взгляд, одной из актуальных и эффективных форм организации учебно-воспитательного процесса является учебно–исследовательская деятельность.

Учебно-исследовательская деятельность включает в себя ряд известных педагогической науке и практике элементов, приемов и методов, но в целом – это самостоятельная, оригинальная технология, потому что многие подходы трактует на ином уровне; у неё своя методология, своя структура, свои подходы к реализации содержания образовательных программ.

Наша школа, - это не только образовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов; в которой - 57% успевают на “4” и “5”; ежегодно обучающиеся принимают участие в олимпиадах, конкурсах и занимают призовые места, т.е. большинство учащихся имеют повышенную мотивацию к обучению, но и школа - профессиональной карьеры. Главные задачи предпрофильной и последующей профильной подготовки связывают с профориентацией, с тем, чтобы “способствовать самоопределению учащегося”.

Поэтому одним из направлений моей работы стало выявление одаренных детей, приобщение их к учебно-исследовательской деятельности и ориентация на выбор будущей профессии, этому способствует и то, что я несколько лет уже являюсь руководителем школьного научного общества “Земляне”. Занятия в школьном научном обществе “Земляне” многим ребятам помогли сделать правильный выбор профессии. Некоторые связали свою судьбу с медициной, поступив в медицинский колледж, ВУЗ, другие продолжили изучение психологии, географии в БелГУ, а так же изучение экологии в Москве в университете инженерной экологии.

Учебно-исследовательская деятельность – это творческий процесс взаимодействия учителя и ученика по поиску решения неизвестного, в результате формирует развитие исследовательской позиции к миру, к самому себе, к другим, также формирует мировоззрение.

Этот вид деятельности используется мной в рамках школьного научного общества, а также на уроках с целью приобретения навыков исследовательской деятельности, опыта общения с коллективом и умения работать с дополнительными источниками информации. Члены школьного научного общества “Земляне” активно включаются в процесс самообразования и саморазвития, повышают уровень знаний и эрудиции в интересующих областях науки, усовершенствуют процесс своего обучения и профориентации. Исследовательская деятельность вызывает у детей новые стимулы учения, т.е. вовлекает их в общий труд учения, создает ситуацию успеха, движения вперед, обеспечивает совместную деятельность учителя и обучающихся. Эта деятельность позволяет мне органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, создавая при этом новые идеи.

Необходимо отметить, что данная форма обучения не является кардинально отличающейся от традиционных форм и методов учебно-воспитательного процесса. Цель её создать модель по формированию развивающей среды для учащихся. Именно учитель задает формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции. Каждый из нас – изначально, по своей природе – исследователь. Эту способность у детей учителю необходимо развивать. Особенно важно в условиях всё большей неопределенности мира не сужать мировоззрение наших воспитанников конкретикой узкотематических профилей, а развивать в них способности активно, самостоятельно выстраивать путь познания, свою жизнь. Технологическая сторона учебно-исследовательской деятельности основана на принципах сотрудничества и сотворчества, отношения взаимопонимания с обучающимися. Учебно-исследовательская деятельность предполагает работу как индивидуально, так и в группе. В первую очередь, это - задания экспериментального и исследовательского характера, которые выполняют учащиеся в рамках своих тем; посещение научно-исследовательских институтов, предприятий, научных учреждений; встречи с людьми, прославившими науку в данной области; посещение выставок связанных с проблематикой научных работ. Творческая деятельность каждой группы проявляется в подготовке и проведении конкурсов знатоков науки или экологического эрудициона, в работе лекторских групп с целью пропаганды здорового образа жизни, викторин, экологических вечеров. Такая деятельность позволяет мне сделать каждого ученика значимым, стимулирует мотивацию участия большого количества ребят в исследовательской деятельности и экспериментальной работе. География является важнейшим компонентом любой профессии и специальности. Её важнейшим аспектом является формирование мировоззрения, логики научного мышления, интеллектуального и профессионального кругозора как ведущих положений в становлении профессионального самосознания личности будущего специалиста.

Важно и то, что географические знания о ведущих сферах народного хозяйства, основных видах труда и массовых профессиях позволяют учащимся правильно сопоставить свой выбор профессии с потребностями экономического региона в кадрах. В свою очередь исследовательская деятельность способствует овладевать знаниями, выходящими за пределы учебной программы. Она обучает методам и приемам научного исследования, дает возможность стать пропагандистами в значимой для себя области знаний. При изучении темы “Металлургический комплекс” обучающие сообщают интересные сведения из своих проектов “ОЭМК сегодня и завтра”, “Антропогенное воздействие на почвы города Старый Оскол”. Изучая “Агропромышленный комплекс” учащиеся проводят исследования по теме: “АПК Старооскольского района” изучая видовой состав растениеводства и урожайность культур, выявляя влияние климатических особенностей на урожайность растений. Разрабатывают рекомендации по устранению недостатков работы АПК. Исследовательский проект “Транспорт нашего города” вызвал особый интерес у ребят, которые выполняли его и у тех, кто его слушал. По этой теме обучающиеся провели мониторинг за движением транспорта, по автомагистралям, проходящим вблизи школы, подсчитали количество выделяемых выхлопных газов и выяснили их вред на здоровье людей. В проекте рассматривались вопросы работы городского транспорта и отношение жителей города к работе транспорта. С этой целью школьники провели социологический опрос и сделали вывод о том, что работа городского транспорта удовлетворительная. Такая работа позволяет школьникам лучше узнать отрасли промышленности нашего города и сориентироваться на выборе профессии. Ребята защищали свои проекты на уроках и на заседании школьного научного общества.

Члены школьного научного общества “Земляне” это школьники, которые не первый год занимаются исследовательской работой, выступая на городских, областных и Всероссийских научных конференциях, занимают призовые места, получают рекомендации для поступления в вузы. А самое главное, что в итоге нашей совместной деятельности формируется всесторонне развитая личность, адаптированная к современным условиям жизни, сориентированная на правильный выбор профессии, имеющая желание трудиться не только на свое собственное благо, но и на процветание нашей страны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей. – Аванта +, 1998.
  2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2001.
  3. Васильев В.И. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации, “Народное образование”, 2000.
  4. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М., Вербум- М., 2001.
  5. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. – М.: Просвещение, 1986.
  6. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя. – М., 2001.
  7. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. – М.: Просвещение, 1988.
  8. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1988.
  9. Популярная энциклопедия. Все обо всем. – Москва, 1994.
  10. Селько Г.К. Современные образовательные технологии. – М., “Народное образование”, 1998.
  11. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. – М., 1993.

Приложение.