I. Цели и задачи программы.
Цель – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к условиям современной жизни. Она реализуется на основе введения в учебно-воспитательный процесс диагностики усвоения ЗУН и уровня воспитанности детей, а также создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала педагога дополнительного образования детей.
Исходя из цели, определяются следующие задачи:
1. Формирование физически здоровой личности:
- предупреждение перегрузки воспитанников в ходе образовательно-воспитательного процесса;
- оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей, направленная на сохранение здоровья воспитанников посредством физического развития, пропаганды здорового образа жизни, совершенствования форм организации активного творческого досуга детей;
- создание условий для сотрудничества педагогов и родителей, направленных на поддержку и развитие психического, физического, нравственного здоровья детей.
2. Развитие творческих способностей воспитанников:
- выявление уровня развития творческих способностей детей с целью совершенствования образовательных программ по предметам;
- создание творческой атмосферы в учреждении путем организации объединений по интересам, проведения досуговых мероприятий;
- формирование личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ;
- привлечение воспитанников к творческим конкурсам, фестивалям, концертным выступлениям.
3. Формирование творчески работающего коллектива педагогов:
- обеспечение оптимальной нагрузки педагогов дополнительного образования детей;
- совершенствование работы методических объединений, организация освоения современных образовательных технологий и диагностики качества обучения и воспитания детей;
- проведение и участие в семинарах по обмену опытом;
- стимулирование творческих поисков педагогов.
4. Организация образовательно-воспитательного процесса:
- совершенствование учебного плана, образовательных и досуговых программ;
- развитие взаимодействия образовательных дисциплин на основе межпредметных связей, дифференцированного и индивидуального обучения;
- обеспечение оптимальных условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка посредством реализации гуманно-личностной педагогики;
- внедрение в образовательный процесс новых образовательных, информационных и коммуникационных технологий;
- развитие психолого-педагогической поддержки воспитанников, родителей, педагогов;
- формирование у воспитанников устойчивой мотивации к учению и самообразованию, выявление и развитие индивидуальных способностей детей.
5. Воспитательная работа:
- создание системы воспитательной работы с целью формирования сплоченного коллектива;
- совершенствование системы работы педагогов;
- усиление воспитательного потенциала занятий;
- формирование личности в содружестве с семьей и обществом;
- создание атмосферы сотрудничества педагогов, воспитанников и родителей.
6. Совершенствование системы управления учреждения:
- создание банка информации, на основе которого можно точно анализировать и корректировать образовательную ситуацию в Центре;
- оптимальное распределение функциональных обязанностей администрации.
- Реализация поставленных целей и задач программы осуществляется через организацию образовательно-воспитательной деятельности всех творческих объединений Центра.
Анализ работы МОУ ДОД ЦЭВ “Сударушка” за 3 года.
Анализ выполнения задач за время существования ЦЭВ “Сударушка” позволяет сделать вывод об успешной реализации образовательной программы учреждения, о чем свидетельствуют данные мониторинговых исследований результативности образовательно-воспитательного процесса, количества воспитанников в учреждении, повышения профессионального мастерства педагогического коллектива (Приложение 1).
Несмотря на положительные результаты деятельности педагогического коллектива, дальнейшее успешное развитие учреждения в целом невозможно без решения таких проблем как:
- информатизация образовательного процесса,
- построение модели образовательной системы учреждения на основе вариативно-интегративного подхода,
- организация профильного обучения.
Исходя из перечисленных проблем, приоритетными задачами деятельности учреждения на 2008-2009 учебный год являются:
- обеспечение государственных гарантий доступности образования и равных возможностей его получения;
- совершенствование образовательно-воспитательного процесса на основе реализации здоровьесберегающего подхода к выбору содержания и технологий образования и воспитания, использование личностно-ориентированных, информационных и коммуникационных технологий;
- разработка и внедрение профильного обучения;
- привлечение финансовых ресурсов, спонсорских средств для формирования экономического обеспечения учреждения;
- повышение профессионального уровня педагогических работников;
- развитие качества образования и повышение роли всех участников образовательного процесса (воспитанников, педагогов, родителей);
- развитие воспитательной системы;
- создание единого информационного пространства;
- обновление системы контроля, оценки, учета и планирования образовательной деятельности в соответствии с требованиями федерального и регионального компонентов стандарта.
Характеристика социального состава семей воспитанников, занимающих в творческих объединениях учреждения в 2008-2009 учебном году.
В этом разделе необходимо представить социальный паспорт учреждения, основанный на данных анкетирования родителей воспитанников (Приложение 2).
Образовательная деятельность учреждения в 2008-2009 учебном году.
В настоящее время ЦЭВ “Сударушка” осуществляет работу по четырем направлениям деятельности:
Вид | Реализация образовательных программ по направлениям | Количество объединений | Количество образовательных программ |
Центр эстетического воспитания детей “Сударушка” | Художественно-эстетическое | 9 | 11 |
Физкультурно-спортивное | 2 | 2 | |
Культурологическое | 2 | 3 | |
Декоративно-прикладное | 2 | 3 |
В ЦЭВ “Сударушка” на начало 2008-2009 учебного года действует 15 объединений, реализуется 18 образовательных программ по всем направлениям деятельности и одна досуговая программа, сформировано 59 учебных групп, в которых занимается 855 воспитанников.
Образовательные программы соответствуют Требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ, утвержденным на заседании Научно-Методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003 г., а также Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, утвержденным постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации 01.03.2003 г.
В хореографическом объединении образовательный процесс дифференцирован по предметам: “Основы классического танца”, “Основы народно-сценического танца”, “Композиция и постановка танца”. Такое разделение программы позволяет воспитанникам овладеть различными танцевальными системами, изучить фольклорное танцевальное богатство России, различное по стилю, манере, орнаментике национальных танцев, расширить кругозор воспитанников в области музыкального репертуара.
В объединении “Дизайн-класс” с воспитанниками 7-18 лет реализуются программы:
- образовательная программа “Старт” - целостная программа обучения средствами архитектуры и дизайна, в основе которой лежит обучение проектному творчеству подобно модели вузовского дизайнерского образования, где ведущей дисциплиной является проект.
- интегрированная программа “Дизайн-класс” - обучение идет не по разрозненным дисциплинам, а по взаимосвязанным блокам методики; основным методом организации учебно-воспитательного процесса является метод учебных проектов.
В вокальном объединении “Северные звездочки”, для организации работы с одаренными детьми, педагогом составляются индивидуальные образовательные маршруты, содержание которых полностью адаптировано к личностным качествам конкретного ребенка, что позволяет достигать высоких результатов в обучении.
Содержание образовательных программ физкультурно-спортивного направления ориентировано на содействие развитию специальных физических данных воспитанников для успешного овладения основами хореографии и эстрадно-спортивного танца.
Образовательная программа “Рукоделие” позволяет обучить воспитанников нескольким видам рукоделия: “Вязание крючком и спицами”, “Художественная отделка методом гильоширования”, “Пошив одежды для кукол”, “Аппликация”. Данные виды деятельности способствуют развитию интеллекта детей, содействуют трудовому воспитанию и развитию познавательных интересов детей.
Взаимодействие ЦЭВ “Сударушка” с образовательными учреждениями города.
Образовательный запрос ОУ г. Тарко-Сале удовлетворяется рядом реализуемых программ: “Общая хореографическая подготовка”, “Хоровое пение младших школьников”, “Детский музыкальный фольклор”, “Детский танцевальный фольклор”, “Север – наш дом”, “Пространство мира в рисунке”, элективный курс “Колористика”.
Программа “Общая хореографическая подготовка” адресована учащимся 1-2 классов школы № 1 г. Тарко-Сале. Программа “Хоровое пение младших школьников” реализуется с учащимися 1-4 классов школ №№ 1 и 3.
Комплексная программа “Север – наш дом” включает в себя 4 образовательных курса: “Песни Пуровской земли”, “Танцы Пуровской земли”, “Пуровская природа в бумагопластике”, “Игры, праздники, обряды Пуровской земли”. Программа содержит региональный компонент и направлена на пропаганду ценностей народной культуры родного края. Образовательный курс разработан для учащихся 2 классов ТССОШ №1.
В ЦРР д/с “Радуга” с воспитанниками подготовительных групп реализуются экспериментальные образовательные программы “Детский музыкальный фольклор” и “Детский танцевальный фольклор” объединения “Школа раннего развития” культурологического направления, разработанные в 2008-2009 учебном году.
Практика показывает, что сотрудничество ЦЭВ “Сударушка” с образовательными учреждениями города существенно обогащает содержание основного образования, усиливает его социально-педагогическую функцию и обеспечивает условия для творческого развития детей, поэтому педагогический коллектив ставит задачу дальнейшего совершенствования содержания образовательных программ составленных по запросу ОУ.
Организация профильного обучения в учреждении.
Для решения задачи организации профильного обучения, в 2008-2009 учебном году начало свою работу новое объединение “Изобразительное искусство” художественно-эстетического направления. В данном объединении с воспитанниками 14-18 лет реализуется программа профильной подготовки “Пространство мира в рисунке”, направленная на формирование мотивационной готовности к выбору профессии архитектора и дизайнера, а также элективный курс “Колористика”, способствующий удовлетворению познавательных интересов воспитанников в области колористики и цветоведения в рамках довузовской подготовки. Данный курс не входит в базисный учебный план школы. Программы объединения “Изобразительное искусство” адресованы учащимся 9-11 классов школ №№ 1,2,3 г. Тарко-Сале. Для реализации образовательных программ профильной подготовки ЦЭВ “Сударушка” были заключены договоры о сотрудничестве с ОУ города. Занятия проходят на базе ЦЭВ “Сударушка”.
Информатизация образовательного процесса.
Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы МОУ ДОД ЦЭВ “Сударушка” является информатизация системы образования, обеспечивающая создание условий для решения стратегической цели и задач, поставленных в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.09.2005 № 1340) и Концепции развития дополнительного образования детей и системы воспитания Ямало-Ненецкого автономного округа на 2007-2009 годы (приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.03.2007 № 254).
Информатизация учреждения осуществляется согласно плану работы учреждения:
- создание нормативной базы деятельности (разработка и утверждение положений, издание приказов);
- создание материально-технических условий функционирования и развития информационного пространства ЦЭВ “Сударушка” (приобретены ПК, создана локальная сеть, подключен выход в Интернет, имеется электронная почта);
- внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательный процесс (разрабатывается сайт учреждения, планируется применение информационных технологий на занятиях творческих объединений);
- внедрение новых технологий в управлении образовательным процессом (компьютезированы рабочие места директора, заместителей директора, библиотекаря, руководителя методических объединений, педагогов ДОД, введена система мониторинга по всем направлениям образовательно-воспитательного процесса).
С внедрением в образовательно-воспитательный процесс ЦЭВ “Сударушка” мультимедийных технологий появилась возможность:
- участвовать в Интернет-конкурсах различных уровней;
- сотрудничать с организационными комитетами конкурсов и фестивалей из других городов;
- сотрудничать с редакциями изданий, освещающих проблемы дополнительного образования;
- согласовывать проекты печатной продукции с дизайнерами;
- проводить занятия, педагогические советы, методические объединения педагогов ДОД в более интересной форме;
- защищать творческие проекты;
- создать медиатеку;
- просматривать видеозаписи открытых занятий и концертных выступлений;
- сопровождать родительские собрания показом видеоматериалов о работе объединений и учреждения в целом, фотографий, диаграмм, используя плазменные панели.
Таким образом, модернизация образования Центра реализуется через создание единого информационного пространства учреждения на основе внедрения информационных технологий в образовательно-воспитательный процесс и процесс управления учреждением.
Характеристика образовательной системы МОУ ДОД ЦЭВ “Сударушка”.
Образовательный процесс учреждения направлен на удовлетворение постоянно меняющихся индивидуальных социокультурных, образовательных потребностей детей и молодежи в различных областях искусства, создание условий для творческого развития личности, адаптации в быстро меняющемся обществе, на приобщение к культурным и духовным ценностям на основе свободного выбора различных видов творческой деятельности в свободное время.
Освоение воспитанниками знаний, умений, навыков происходит ступенчато по вертикали, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и опыта детей:
1-я ступень – мотивационно-познавательная – реализует образовательные программы, содержание которых направлено на развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в определенной образовательной области, обогащение опыта общения, совместной образовательной деятельности.
2-я ступень – эвристическая – охватывает специализированные образовательные программы углубленного уровня освоения, содержание которых предполагает формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.
3-я ступень – креативная – реализует образовательные программы профессионально-ориентированного уровня освоения. Содержание данных программ предусматривает достижение воспитанниками повышенного уровня образованности в избранной области, готовность к освоению программ специального образования, приобретении навыков для овладения выбранной профессией или вида деятельности (Приложение 3, 4).
Представленная модель образовательной системы учреждения позволяет организовать образовательную деятельность ЦЭВ “Сударушка” как непрерывную систему художественно-эстетического образования, что дает возможность воспитанникам, в зависимости от индивидуальных способностей, не проходить все ступени образовательной системы от первой до третьей, а сразу перейти на любую из них.
Образовательный процесс учреждения построен на основе вариативно-интегративного подхода, обеспечивающего взаимодействие и взаимопроникновение направлений деятельности, целей, функций и результатов образования детей, что позволяет:
- достигнуть высокого уровня согласованной деятельности всех субъектов образовательного процесса и развития личности каждого ребенка в соответствии со склонностями, интересами, возможностями,
- создать условия для появления у ребенка профессионального интереса, осуществления его профессионального самоопределения, адаптации к избранной профессии, получения знаний, умений и навыков по профессии.
Далее можно показать взаимодействие образовательных программ разных направлений (Приложение 5).
Классификация образовательных программ ЦЭВ “Сударушка”.
В данном разделе необходимо охарактеризовать образовательные программы по видам и срокам реализации (Приложение 6).
Характеристика образовательных программ.
Характеристику можно представить в виде таблицы (Приложение 7).
II. Учебный план (Приложение 8).
Учебный план – нормативный документ, определяющий требования к организации образовательного процесса ЦЭВ “Сударушка” в соответствии с Уставом учреждения и Программой развития МОУ ДОД ЦЭВ “Сударушка” на 2008-2012 годы. Учебный план обсуждается на педагогическом совете и утверждается директором МОУ ДОД ЦЭВ “Сударушка”.
Учебный план включает в себя сведения об образовательной деятельности учреждения:
- направления деятельности и образовательные предметы;
- продолжительность реализуемых образовательных программ;
- количество учебных групп;
- количество воспитанников в группах;
- количество учебных часов в год;
- количество учебных часов в неделю.
Учебный план направлен на решение следующих задач:
- предоставление воспитанникам возможности получения дополнительного образования и выбора объединения по интересам;
- развитие адаптивной среды;
- развитие познавательных интересов и личностного самоопределения воспитанников;
- осуществление индивидуального подхода к воспитанникам.
Учебный план регламентирует образовательный процесс МОУ ДОД ЦЭВ “Сударушка” и расписание занятий.
Принцип составления расписания:
Расписание занятий утверждается директором ЦЭВ “Сударушка” и начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе.
Расписание занятий составляется с учетом:
- нормативных требований СанПиН и соотносится с учебным планом;
- целесообразности организации образовательно-воспитательного процесса;
- создания необходимых условий для воспитанников разных возрастных групп.
Расписание сбалансировано с точки зрения представленных в нем эстетических циклов, обеспечивающих смену характера деятельности воспитанников, посещающих несколько творческих объединений.
Учебный год в ЦЭВ “Сударушка” начинается 1 сентября и заканчивается 30 мая. В течение учебного года учреждение осуществляет работу с детьми в режиме семидневной рабочей недели.
Занятия проводятся в две смены:
1 смена – с 08 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин.
2 смена – с 14 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин.
Расписание предусматривает перерыв между занятиями 5-10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.
Программно – методическое обеспечение позволяет в полном объеме реализовать учебный план. Каждый педагог работает в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планом. В каждом направлении имеются специфические особенности, связанные с конкретным видом деятельности, которые раскрыты в пояснительных записках к каждой образовательной программе.
III. Воспитательная деятельность.
Воспитательная работа в творческих объединениях реализуется на основе Концепции воспитательной системы МОУ ДОД ЦЭВ “Сударушка” (Приложение 9).
IV. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Занятия в ЦЭВ “Сударушка” осуществляются в соответствии с программами, как в одновозрастных, так и разновозрастных коллективах, объединениях по интересам со всем составом коллектива, объединения, а также группами и индивидуально.
Коллективы и объединения ЦЭВ “Сударушка” имеют свои наименования, отражающие специфику того или иного направления образовательной деятельности.
В объединения ЦЭВ “Сударушка” производится свободный набор всех желающих детей в возрасте от 6 до 18 лет. Прием воспитанников в ЦЭВ “Сударушка” происходит на основании письменного заявления родителей (законных представителей). При приеме в хореографические и физкультурно-спортивные объединения родители предоставляют медицинское заключение о возможности ребенка заниматься в данном объединении по состоянию здоровья. Перевод на последующие года обучения производится при условии выполнения воспитанниками образовательной программы.
Педагоги дополнительного образования детей ЦЭВ “Сударушка” разрабатывают авторские программы по содержанию деятельности объединений с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Разработанные программы и учебные планы обсуждаются экспертно-методическим советом и утверждаются директором ЦЭВ “Сударушка”.
Планирование работы с детьми осуществляется по тематическому принципу. Темы, задачи, содержание и виды деятельности определяются исходя из реальных возможностей детей, их интересов. Развивающая среда в группах организована таким образом, чтобы побуждать детей к творчеству, исследованию и саморазвитию.
Содержание образовательных программ направлено:
- на создание условий для развития личности ребенка;
- на развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- на обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- на приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;
- на профилактику асоциального поведения.
Образовательные программы разработаны с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
- в принципах обучения;
- в формах и методах обучения;
- в методах контроля и управления образовательным процессом;
- в средствах обучения;
- в формах подведения итогов реализации образовательной программы.
Этот раздел можно продолжить, разместив в нем сведения:
- о творческих объединениях и воспитанниках (Приложение 10);
- о реализуемых в учреждении образовательных программах (Приложение 11);
- о методиках, технологиях обучения и воспитания, применяемых педагогами ДОД (Приложение 12).
Методическое обеспечение образовательного процесса.
Система методической работы ЦЭВ “Сударушка” направлена на обновление содержания образования, повышение профессионального мастерства педагогических работников через организацию деятельности ЭМС, МО, творческих групп педагогов ДОД, самообразование, посещение открытых занятий, своевременное оказание методической помощи педагогам, через аттестацию и курсовое повышение квалификации; способствует повышению качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, росту уровня образованности и воспитанности обучающихся.
С целью сопровождения содержательного компонента образовательных программ продолжаются работы по формированию медиатеки как комплексной информационно-методической структуры. Пополняется и обновляется банк дополнительных образовательных программ по всем направлениям деятельности, осуществляется их научно-методическая экспертиза и рецензирование.
Работа педагогического коллектива над единой методической темой “Воспитательная система педагога ДОД как основа успешного развития индивидуальных способностей воспитанников” способствует становлению и развитию воспитательной системы педагога каждого объединения.
Мотивация воспитанников к творчеству и познанию через участие в конкурсах, фестивалях различных уровней, организацию тематических выставок по всем направлениям деятельности.
Повышение профессионального, методического и общекультурного уровня педагогов средствами информационно-издательской деятельности (публикации статей, разработок занятий, УМК, материалов обобщения опыта в периодических изданиях).
Разработанная система педагогического мониторинга позволяет отслеживать динамику качества образовательно-воспитательного процесса, степень удовлетворения образовательных потребностей воспитанников и профессиональной компетентности педагогов.
Структура методической службы ЦЭВ “Сударушка” представлена в приложении 13.
Психологическое сопровождение образовательного процесса.
Ресурсное обеспечение образовательного процесса.
Данный раздел включает в себя характеристики:
- кадрового состава педагогических работников (по стажу, образованию, квалификации, возрасту, полу и др.);
- материально-технической базы;
- информационно-технического обеспечения;
- библиотечного фонда;
- финансового обеспечения.
V. Мониторинг результативности освоения программы.
Система педагогического мониторинга представляет собой совокупность методических и технических средств, процедур сбора, анализа и хранения информации, обеспечивающих постоянное наблюдение за динамикой отношений главных субъектов образовательно-воспитательного процесса на основе результатов освоения образовательной программы и степени удовлетворения образовательных потребностей.
Целью мониторинга является создание необходимых условий для достижения современного качества дополнительного образования, совершенствования деятельности педагогического коллектива и повышения его профессионального мастерства.
Объекты мониторинга:
- воспитанники;
- педагоги;
- родители;
- программно-методическое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение.
Инструментарий педагогического мониторинга:
- диагностические карты;
- тестирование;
- открытые и контрольные занятия;
- зачет по контрольным нормативам;
- опрос;
- наблюдение;
- анкетирование;
- анализ результатов участия в выставках, фестивалях, конкурсах различных уровней.
Мероприятия по реализации мониторинга (Приложение 15).
VI. Ожидаемые результаты освоения программы (Приложение 16)
Приложением к образовательной программе учреждения является:
- пакет дополнительных образовательных программ;
- программа воспитательной работы;
- диагностическая база мониторинга.