Цели:
- уточнить представления детей о существительных, которые пишутся с заглавной буквы;
- практически закрепить навык написания заглавной буквы в существительных;
- научить детей работать со схемой
- развивать память, мышление, внимание, речь
Оборудование:
- учебник “Русский язык” Т. Г. Рамзаева;
- карточки с заданиями;
- схема по теме урока;
- ребусы;
- картинки с ремеслами;
- карта ;
- схема расположения планет
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
- Начинаем урок русского языка. А начнем мы его необычно. Со стихов.
Подготовленные дети читают стихотворение Измайлова.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки вначале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя реки, имя улицы, города.
Буква большая совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
На доске появляется схема:
- Какое важное дело поручено большой букве?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить
на уроке?
- Правильно. Тема нашего урока: “Заглавная
буква”.
- Посмотрите на нашу схему. Все ли в ней верно?
Может чего-то не хватает? Проверим на практике
нашу схему. А пока мы это не сделали, поставим ?.
В схеме появляется ?.
1.
- Действительно ли любое предложение мы
начинаем писать с заглавной буквы?
- Откройте вашу домашнюю работу. Посмотрите, как
написано начало предложений?
- Значит, в нашей схеме мы можем пометить, что
начало предложения пишется с заглавной буквы.
На схеме появляется галочка рядом с текстом “Начало предложения”.
2. - Разгадайте ребусы.
- Сформулируйте правило о написании имен.
Запишите их.
- Сядьте удобно. Выпрямите спину, слегка
наклоните голову, ноги касаются пола.
- Проверьте свою работу.
Проверка на доске: Ваня, Настя, Наум.
- Напишите свое полное имя.
- Проверьте его по обложке тетради.
3.
- У каждого из нас есть фамилия. Фамилии люди на Руси получали не просто так. Их давали по месту, где жил человек: Сергий Радонежский, Дмитрий Донской. Мастеровые люди получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например: Столяров, Плотников.
- Послушайте об этом стихотворение.
Стихотворение читает подготовленный ученик.
Прапрадеды.
Кем был твой прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов –
Отец отца отцова.
С пилою Пильщиков дружил.
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат как музыка, как стих
Фамилии простые.
Вглядись – и ты увидишь в них
Историю России.
Г. Граубин.
На доске появляются рисунки кузнеца, солдата.
- Используя полученные сведения, выполните задание.
На доске и у каждого ученика на карточке:
Кузнец - __________
Стрелец - _________
Плотник - _________
Воин - __________
- Прочитайте слова.
- Что обозначают эти слова?
- Дайте фамилию людям, которые владеют этим
ремеслом.
- Возьмите правильно ручку.
- Обратите внимание на правильное написание букв
и соединений:
Один ученик работает на доске “в секрете”.
Выполняется проверка.
- Прочитай, что у тебя получилось.
- От каких слов ты образовал фамилии?
- Как ты написал фамилии?
- Поднимите руки те, кто также справился с этим
зданием.
- Какой вывод мы можем сделать?
На доске в схеме ставится галочка у слов “Фамилия”.
- Знаете ли вы, как образовалась ваша фамилия?
- Подумайте дома, спросите у родителей.
- А я расскажу вам, как образовалась моя фамилия. На Украине есть село Прокопово. Жители села получили фамилию Прокопенко. Возможно, мой прадед жил в этом селе и от него я унаследовала свою фамилию.
- У меня, кроме имени и фамилии, еще есть
отчество? Есть оно и у вас.
- Вы знаете свое отчество?
- Как вы его получили?
- Действительно, слово отчество родственное со словом отец. Когда рождается человек, он получает еще и имя по отцу – отчество. Наличие отчества присуще исключительно русскому языку.
- Если слово произошло от имени, как его надо
писать?
- Мы можем дополнить нашу схему.
В схему добавляется слово “Отчество”.
- Давайте прочитаем фамилию, имя и отчество
хорошо знакомых нам детских писателей.
- Встаньте, повернитесь кругом. Хором прочитаем
имя, отчество и фамилию писателей.
Дети хором читают.
- Какой вывод мы можем сделать?
- Давайте отметим это в схеме.
В схеме у слова “Отчество” ставится галочка.
Физкультминутка.
- Послушайте стихотворения. Если вы услышите имя, поднимите руки.
Собирала Маргарита
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита
Маргаритки на горе.
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка,
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя сережка!
- Какие одинаковые и близкие по звучанию слова
вы услышали?
- Чем они различаются на письме?
4.
- Откройте учебник на странице 13. Найдите схему
города. Рассмотрите ее. В какой сказке есть такой
город?
- Прочитайте названия улиц. Почему они так
названы?
- Прочитайте название аллеи. Почему она так
названа?
- Прочитайте название реки. Почему у реки такое
название?
- Какой можно сделать вывод о правописании
заглавной буквы?
На схеме ставится галочка у слов “Название городов, улиц, рек”.
- Спишите название города, реки, аллеи и улицы.
- Проверьте наклон тетради. Наклон влево.
5.
- Закройте глаза и послушайте.
Звучит аудиозапись голосов домашних животных.
- Кого вы представили?
- Составьте предложения об этих животных. Что они
делают и как их зовут.
- Как бы вы написали клички этих животных?
- Посмотрите на нашу схему. Что в нее надо
добавить?
В схему добавляются слова “Клички животных”.
- Откройте учебник на странице 14. Найдите
упражнение 244.
- Прочитайте задание.
- Прочитайте предложения.
- Какое задание в упражнении? Прочитайте.
- Выполните упражнение.
Несколько учеников работают в группах с творческим заданием.
1) Рассмотри карту, найди названия планет,
прочитай их. Сделай вывод о правописании
названий планет.
2) Рассмотри карту, найди названия морей и
океанов. Сделай вывод о правописании названий
морей и океанов.
Проводится взаимопроверка. Один ученик читает предложение. Дети проверяют его у соседа по парте.
Заслушиваются выводы учеников, работающих в группе.
Свой ответ дети готовят о схеме:
- Моё задание…
- Я (нашёл, прочитал)…
- Сделал вывод…
На доске в схеме появляются слова “Название стран, планет”.
III. Закрепление.
- В учебнике на странице 125 найдите правило.
Прочитайте.
- Соотнесите его со схемой.
- Можно сказать, что у нас правильная схема?
Знак ? заменяется на !
- Прочитайте еще раз. Закройте учебник и расскажите правило соседу по парте.
IV Итог урока.
- Чему ты научился на уроке?
- Какие существительные пишутся с большой буквы?
- Заглавная буква – это знак уважения к человеку
и грамотное отношение у русской речи.
- Дома выполните упражнение № 245, сами придумайте
клички животным и вставьте их в предложения. Не
забудьте устное задание, узнайте, как
образовалась ваша фамилия.
- Наш урок закончен, спасибо за работу.
Резервный материал.
- Для закрепления полученных знаний давайте заполним таблицу.
Таблица на доске и у каждого ученика.
Мужское имя | |
Женское имя | |
Название домашнего животного | |
Фамилия писателя | |
Отчество человека | |
Название цветка | |
Кличка собаки | |
Название города |
Орел | корова |
Барбос | Светлана |
Михаил | ромашка |
Андреевич | Толстой |
Проверка на доске, взаимопроверка.