Цели и задачи:
- Уяснить, что сущностью внутренней политики Александра III является корректировка реформ предыдущего царствования в соответствии с основными базовыми ценностями – сохранением самодержавия и опорой на национальные традиции.
- Показать роль К.П.Победоносцева в формировании политической программы Александра III; Способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК.
- Развивать умения и навыки работы с историческими источниками.
- Содействовать воспитанию уважения к истории России.
Основные понятия: контрреформы; рабочее законодательство; реакционная политика.
Персоналии: Александр III; К.П.Победоносцев; Н.П.Игнатьев; Д.А.Толстой.
Оборудование урока:
- Компьютер и проектор, интерактивная доска.
- Презентация созданная в программе PowerPoint.
Актуализационная часть урока - тестирование, строится по форме презентации, созданной в программе PowerPoint.
В ходе урока новый материал представлен в виде приложений ряда слайдов с изображениями и таблицами, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.
По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.
На доске написан опорный план урока.
План урока:
- Крестьянский вопрос.
- Рабочее законодательство.
- Консервативный поворот.
- Местное самообразование.
- Национальная и религиозная политика.
Ход урока
1. Актуализация. Проводится индивидуальное проверочное тестирование по предыдущей теме: “Начало царствования Александра III ”. (Презентация 1)
2. Основная часть урока. (Используется презентация 2)
Крестьянский вопрос.
Первый вопрос учитель излагает сам, опираясь на документ “ Из Указа о выкупе наделов остающимися еще в обязательных отношениях к помещикам крестьянами 28 декабря 1881г.” (При работе с документами используется приложение)
Учитель: большая часть крестьян по-прежнему сохраняла статус временнообязанных, а значит зависимых от помещика. 18 декабря 1881 года был принят указ об обязательном выкупе крестьянами наделов, чем было прекращено временнообязанное положение крестьян. Этот закон включал положение о снижении выкупных платежей на 1 рубль. Постепенно была отменена подушная подать. В 1882 году были приняты меры для смягчения малоземелья крестьян: учрежден Крестьянский банк, который предоставлял дешевые кредиты для покупки земли, облегчена аренда казенных земель.
В ходе рассказа учителя учащиеся начинают заполнять хронологическую таблицу “Внутренняя политика Александр III ”:
Дата | Событие | Значение |
В дополнение к материалу учебника можно детализировать время отмены подушной подати: в мае 1881г. Был издан указ о постепенной замене подушной подати другими налогами; окончательное прекращение взимания подушной подати произошло 1 января 1887г. При заполнении таблицы целесообразно предварительно организовать обсуждение значения каждого закона.
Учащиеся обсуждают следующие вопросы:
Учитывали ли законы интересы крестьянства?
Как вы думаете, какова была главная цель законов?
Рабочее законодательство.
Рассказ учителя о начале рабочего законодательства может сопровождаться продолжением заполнения таблицы.
Учитель: бурное экономическое развитие заставляло правительство все больше обращать внимание на взаимоотношения рабочего и предпринимателя. 1 июня 1882 года был издан закон, который запрещал труд детей до 12-летнего возраста и ограничивал рабочий день детей от 12 до 15 лет 8 часами. Для надзора за исполнением закона вводилась фабричная инспекция. В 1885 году последовало запрещение ночного труда для женщин и детей. В 1886 году был принят закон, по которому снижались штрафы и вводились расчетные книжки. Однако этих мер было явно недостаточно.
В качестве закрепления учащиеся выполняют тестовое задание 3 (к параграфам 29-30) в рабочей тетради. Дают оценку принятым законам, с какой целью они были приняты.
Консервативный поворот.
Учитель: главной целью принятых
законов, как в отношении крестьян, так и в
отношении рабочих, была попытка отвлечь народ от
революционных выступлений, продемонстрировав им
царскую заботу. В то же время наряду с пряником
Александр III держал в своих руках и кнут.
Ужесточились административно-полицейские
репрессии и цензуры (Положение о мерах к
охранению государственной безопасности и
общественного спокойствия, 1881; Временные правила
о печати, 1882). К середине 1880-х годов правительству
путем репрессий удалось подавить революционное
движение, прежде всего “Народную волю”.
Преемник Лорис-Меликова на посту министра
внутренних дел Н. П. Игнатьев попытался увенчать
политику “народного самодержавия” созывом
всесословного Земского собора, однако против
этого резко выступили Катков и Победоносцев. В
мае 1882 Александр III заменил Игнатьева Д. А.
Толстым — убежденным сторонником
реакционно-охранительной политики.
Толстой Дмитрий Андреевич (1823-1889), граф, государственный деятель и историк, почетный член (1866), президент (с 1882) Петербургской АН. В 1864-1880 обер-прокурор Синода, в 1865-1880 министр народного просвещения, сторонник классической системы и сословных начал обучения. С 1882 министр внутренних дел. Один из вдохновителей политики контрреформ. Труды по истории России 18 века. Опираясь на материал учебника и рассказа учителя учащиеся выполняют задание 5 (параграфов 29-30) в рабочей тетради.
Политика в области просвещения и печати.
Учитель: для сохранения самодержавного строя правительство предприняло меры по ужесточению надзора в сфере образования. Новый министр внутренних дел Д.А.Толстой и министр просвещения И.Д. Делянов подготовили новый университетский устав, который отменил университетскую автономию. Вдвое выросла плата за обучение, запрещались студенческие организации, недовольные отчислялись и отправлялись в солдаты. 5 июня 1887 года был издан циркуляр о “кухаркиных детях”, затруднявший поступление в гимназии детям из низших сословий.
Делянов Иван Давыдович (1818-97/98), граф (с 1888), российский государственный деятель. Почетный член Петербургской АН (1859). С 1882 министр народного просвещения. Находился под сильным влиянием политиков охранительного направления (К. П. Победоносцева, М.Н.Каткова). Ограничил автономию университетов (по уставу 1884), сократил прием детей низших сословий в гимназии, лиц иудейского исповедания - в средние и высшие учебные заведения. Препятствовал развитию высшего женского образования. Способствовал усилению влияния церкви на начальную школу, проводил политику русификации учебных заведений на окраинах Российской империи. Содействовал развитию специального, технического образования. В годы министерской деятельности Делянова открыты Томский университет, Харьковский технологический институт, ряд низших и средних технических и промышленных училищ.
В ходе изучения документа “ Из циркуляра о переменах в составе учеников гимназий и прогимназии 18 июня 1887 г.” учащиеся отвечают на вопросы:
Какие завоевания предыдущего царствования в
области образования и печати были ликвидированы
Александром III?
Почему реформы в области просвещения и печати
подверглись столь решительному пересмотру?
Местное самоуправление.
Учитель: правительство под влиянием К.П. Победоносцева начало “наступление” на земское самоуправление. Уже в 1881 году издано “Положение о мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия”. Оно давало право министру иностранных дел и генерал-губернаторам объявлять любой район на “исключительном положении”. В 1889 году был издан закон о земских участковых начальниках, которые контролировали деятельность органов местного самоуправления крестьян и осуществляли судебные функции. ( Используются документы: “ Из письма К.П.Победоносцева Александру III о необходимости ужесточения контроля над земствами 18 апреля 1886 г.” и “ Из положения о земских участковых начальниках 12 июля 1889 г.”)
Национальная и религиозная политика.
Учитель: главной задачей национальной политики Александр III считал сохранение империи, поэтому правительство проводило политику русификации национальных окраин. Русская Православная церковь имела исключительное положение. Преследованиям подвергались буддисты - калмыки и буряты, им запрещалось строить храмы, отправлять богослужения. В 1882 году у евреев отняли право селиться вне городов, им запрещалось приобретать недвижимое имущество в сельской местности, а чуть позже был издан указ о выселении евреев, незаконно проживающих в Москве.
Выводы.
Правление Александра III получило название эпохи контрреформ. Все мероприятия, проводимые правительством, вели к пересмотру достижений предыдущего периода по наиболее важным отраслям жизни российского общества: земскому и городскому самоуправлению, судебной власти, образованию и печати.
3. Заключительная часть. Общее закрепление изученного материала. (Выполняется тест)
Какой государственный деятель был сторонником сохранения самодержавия в России?
а) К.П. Победоносцев;
б) С.Ю. Витте;
в) И.В. Гурко;
г) Д.А. Милютин.
Что такое индустриализация?
а) процесс создания крупного машинного
производства;
б) процесс формирования политических партий;
в) изменение в структуре государственной власти.
Что НЕ предусматривало “Положение о земских участковых начальниках” 1889 года?
а) земское управление как низовую ячейку
власти;
б) усиление роли дворянства;
в) упразднение мирового суда;
г) независимость сельских сходов.
Домашнее задание.
Параграф 29-30 учебника и вопросы к нему; задания к документам, помещенным в конце параграфа. Выучить термины. Выполнить задания 4,7,9, ( параграфа 29-30 ) в рабочей тетради.
Литература:
- Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХIХ век.- М.,2002.
- Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику “ История России. XIX век”.
- История России с древности до наших дней / Под ред. М. Н. Зуева. – М., 1994.
- Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. – М., 1993.
- Энциклопедия Т.5 “История России и её ближайших соседей” Ч.2./ Под ред.Аксёнова – М., “Аванта+”, 1997 г.