Интегрированный повторительно-обобщающий урок в 6-м классе "Слово о Киеве"

Разделы: История и обществознание


Цель: определить особую роль Киева в становлении Российского государства.

Задачи:

  • систематизировать знания о Киевской Руси;
  • показать географические предпосылки возвышения Киева;
  • создать историко-географический образ древней столицы Руси.

Опережающие задания:

  • Повторить основные события из истории Киевской Руси.
  • Подготовить информационное сообщение о возникновении Киева.
  • Используя материал учебника, энциклопедий, а так же средства Интернета, познакомиться с достопримечательностями Киева и оформить компьютерную презентацию.
  • Изучив статью В.Хлебникова “Учитель и ученик. О словах, городах и народах. Разговор1.”, презентовать компьютерный проект “Геометрия столиц”.

“Слово о Киеве”

“Се буде мати градом Русским”

(Олег, киевский князь)

План:

  1. Основание Киева.
  2. “Вехи биографии” города.
  3. Достопримечательности Киева.
  4. Для любознательных: “Геометрия столиц”.

I. Введение в тему урока.

Учитель истории: Мы изучили первую часть Отечественной истории “Киевская Русь”, в которой рассмотрели период с IX по XII вв. Узнали о жизни народов, населяющих Восточную Европу в средние века, и выяснили, как складывалось государство на Руси.

Учитель географии: По историческим меркам Киевская Русь просуществовала не долго, и уже в XIV в. столицей государства стала Москва. Сейчас Киев за пределами Российского государства – это столица Украины. И хотя там проживают народы, родственные нам по языку, традиции, культуре, Киев на этом уроке интересует нас не как столица одного из государств ближнего зарубежья, а как город, где зарождалась наша государственность.

Учитель истории: Сегодня мы воздадим дань городу, вокруг которого впервые объединились восточнославянские племена. Эпиграфом урока стали слова первого Кивеского князя Олега “Се буде мати градом Русским”.

II. Основная часть:

1. Основание Киева.

Учитель истории: Обратимся к самым первым страницам истории города и вспомним легенду о его возникновении. (Сообщение ученика)

Учитель географии: Какова же еще одна из причин возвышения Киева?

Работа с географической картой:

- Определим так называемый “географический адрес Киева” (материк, часть света, равнина, река, море).

(Прародиной славян были современные Словакия, Польша, Украина и далее на восток. В.О.Ключевский писал, что, расселяясь по равнине, восточные славяне заняли преимущественно лесную полосу. Киев в этом плане “золотая середина”, так как севернее – лес, а южнее – степь.)

- Что могли дать человеку лес? Степь?

(Пространства, удобные для этих промыслов, не шли обширными сплошными полосами: среди болот и лесов надо было отыскивать более открытые и сухие места – на этих более или менее отдаленных друг от друга островках поселенцы и ставили свои одинокие дворы, окапывали и расчищали в окрестности поля для пашни, приспособляя в лесу “борти” и “ловища”. В пределах Киевской Руси до сих пор уцелели остатки старинных поселений, т.н. городища – это не остатки настоящих, значительных городов – это пространство приблизительно равное одному крестьянскому двору. Дворы окапывались земляным валом с частоколом. Из таких одиноких дворов и вырос Киев на высоком берегу Днепра.)

Учитель истории: Говоря словами географа, Киев имел выгодное экономико-географическое положение. Всю территорию восточных славян прорезает с севера на юг Днепр. “Днепр – главная хозяйственная артерия, столбовая дорога”… Именно по нему проходил знаменитый торговый путь.

- Как он назывался?
- Какие два моря он связывал?
- Используя карту атласа, вспомним, как он проходил.

Как следует в “Повести временных лет” “Путь из Варяг в Греки, а из Грек по Днепру, и вверх Днепра волоки до Ловоти, и по Ловоти в Ильмень озеро великое, из него же озера потечет Волхов и в течет в озеро великое Нево, и того озера устье внидет в море Варяжское”. Именно по этому пути шла оживленная торговля.

Учитель географии: Киев находился в узле не только водных, но и сухопутных дорог.

Выбор места для города объясняется благоприятными условиями для его защиты, которые создают Киевские высоты: нависающие на востоке над Днепром, на юге и юго-западе обрывающиеся к глубокой долине р.Лыбедь, на севере ограниченные балками и заболоченными низинами.

Подытоживая все сказанное: среди других городов Киев возвысился не случайно, он имел географические, хозяйственные, политические, транспортные преимущества.

Физкультминутка.

Предлагаем сориентироваться не только во времени, но и в пространстве:

1) Показать: где у киевлян – север, запад, юг, восток?
2) Вспомнив путь “из варяг в греки” показать: Черное море, Балтийское море, Западную Европу, Волгу.

2. “Вехи биографии” города.

Хронологическая “Угадай-ка”.

А) 860 год –

(Текст-подсказка: В “Повести временных лет” в связи с призванием Рюрика помещена информация о передвижении по пути Волхов-Днепр двух мужей Аскольда и Дира. Оказавшись на земле полян, вокняжились в Киеве с помощью отряда варягов, приняв титул кагана, совершая походы на Царьград.)
(860 год – первое летописное упоминание о Киеве)

Б) 882 год –

(Текст-подсказка: Именно тогда Киеву было предсказано великое будущее)
(882 – поход князя Олега на Киев и убийство Аскольда и Дира)

В) 945 год -

(Текст-подсказка: Утверждение Киева проходило в жестокой борьбе. Власть Киева держалась лишь на острие меча киевских князей. Пока он мало, чем отличался от других. Доказательством тому является эта дата.)
(945 год – сбор Игорем полюдья и его убийство древлянами)

Г) 972 год -

(Текст-подсказка: Наверное, несколько странно наличие в этом перечне этой даты, но с именем этого князя связана попытка лишить Киев статуса столицы. Сам город из-за невнимания к нему князя был разорен печенегами.)
(972 год – убийство князя Святослава печенегами)

Д) 980 год, 988 год –

(Текст-подсказка: В этом году он стал киевским князем. Кто он? О нем говорят, что он вдохнул душу в Киев. Почему? Для ответа поможет вторая дата.)
(980 год – начало княжения Владимира I, 988 год - крещение Руси)

Е) 1019-1054 годы –

(Текст – подсказка: А в этот период наблюдается расцвет Киева. С именем, какого князя он связан?)
(1019-1054 – княжение Ярослава Мудрого)

3. Достопримечательности Киева.

Учитель истории: Если в IX и первой половине Х в. Киев считался самым большим торговым центром Восточной Европы, то уже в конце Х - начале XI вв. он превращается в крупный центр торговли, ремесла и культуры, он соперничал со столицей Византийской империи – Константинополем. И сегодня мы совершим воображаемую экскурсию по историко-культурным местам города. (выступление и компьютерная презентация учащихся). (Приложение 1)

4. Для любознательных: “Геометрия столиц”.

Учитель географии: Русский поэт, представитель футуристического направления Хлебников Велимир в своей работе “Учитель и ученик. О словах, городах и народах.” Разговор 1., изданной в 1912 г. изложил версию об особой геометрии столиц. (Приложение 2) (компьютерные проект ученика) (Приложение 3)

Комментарии к презентации: Города возникают по закону определенного расстояния друг от друга, сочетаясь в простейшие чертежи. Если соединить чертой Византию, Софию, Царицын, Вену и Петербург, то Киев окажется в середине паутины с одинаковыми лучами к четырем столицам. Это расстояние (R\2П) равно земному полупоперечнику, деленному на 2П (R – радиус Земли). С этим же “шагом” - два четырехугольника славянских столиц:

Киев – Петербург – Варшава – София
София – Варшава – Христиания – Прага
Вена на этом же расстоянии от Парижа, а Париж – от Мадрида.

Что ж силы Земли построили эти города?

III. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы попытались определить роль Киева в становлении государства, отметить географические условия его становления и создать образ древней столицы.

- Что особенно интересным показалось на уроке?
- Чьи выступления понравились?

Использованная литература:

  1. Замятин А.Н., Замятин Д.Н. Русские столицы \\ География в школе, 1994 №1. С.20.
  2. Ключевский В.О. О русской истории. М., 1993.
  3. Хлебников В. Учитель и ученик. О словах, городах и народах. Разговор1. (http://www.opentextnn.ru| man|?id=1506)