Логопедическое занятие с учащимися 2-го класса, имеющими общее недоразвитие речи, на тему "Синонимы-существительные"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Коррекционные: восполнение лексических средств языка путем овладения навыками  подбора синонимов, способами их употребления; совершенствование звукобуквенного анализа и синтеза; развитие связной речи; развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха, аналитико-синтетической деятельности мышления; повышение уровня речевой культуры, активизировать познавательную деятельность.
  • Образовательные: закрепление понятия «имя существительное», «синонимы», повторение написания слов из словаря, профилактика орфографических ошибок.
  • Воспитательные: повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям, формировать умение учиться самостоятельно, добывать знания.

Ход занятия

1. Организационный .момент. Фонематическая зарядка.
Отгадать по описанию артикуляционного уклада парные согласные  «Т-Д». Прислушаться, запомнить и повторить цепочки слогов с этими согласными.

2. Игра «Кто быстрее найдёт спрятанные в кабинете мелкие картинки с изображениемпредметов?»
К какой части речи относятся слова, обозначающие предметы на картинках? Назвать и записать те, в которых  букв больше, чем звуков, определить их количество. Догадайтесь, со словами, какой части речи мы будем работать на занятии?

3. Знакомство с основной темой занятия.
Мы познакомимся с особыми существительными-«приятелями». Они называются синонимами. Это близкие по значению слова, которые по-разному  называют одно и то же. Эти слова могут различаться оттенками значений. Они как члены одной семьи. Похожи при всей своей непохожести. Чтобы выявить эти тонкие различия, их надо ввести в текст. К концу занятия мы должны решить, для чего в нашей речи нужны синонимы.
Рассмотрим на примере, сравнивая по смыслу слова «буря» - сильный разрушительный ветер, «ураган» - необычайная по силе буря, «шторм» - сильная буря на море.
Дети рассматривают иллюстрации. Составляют предложения со словами: буря, шторм, ураган.

4. Тренировочные упражнения.
Упр. 1. Соотнести слова-синонимы. Дети делятся на 2 команды. Каждая команда   составляет колонки слов - синонимов. По окончании работы – взаимопроверка.
Цель: учить различать близкие по смыслу слова.

неправда
друг
доктор
сила
ограда
поддержка
школьник
ужас
сражение
мощь
бой
забор
ученик
враг
страх
приятель
ложь
помощь

Упр. 2. Выписать слова из карточки, близкие по смыслу к главному слову «темнота». Распределить слова по мере возрастания темноты.
 Цель: учить выделять и распределять  группу синонимов с указанием доминантного слова

Темнота, прекрасный, правила, потёмки, режим, сумерки, тетрадь, мрак

В команде дети распределяются, кто, с каким словом составляет предложение. Предложить послушать предложения с данными словами из произведений известных писателей:
«Наступили сумерки, сделалось холодно и сыро, и в поле показались волки». (Салтыков-Щедрин).
«Старик встаёт и вместе со своей длинной тенью осторожно спускается из вагона в потёмки». (Чехов).
«Но что же можно было видеть в этой непроницаемой темноте». (Тургенев).
«Над ним и вокруг него по-прежнему стоял мрак». (Короленко).

Упр. 3. Каждый ученик в команде получает карточку и самостоятельно, составляет ряд синонимов.  Ученики 1 и 2 команды с одинаковой карточкой сверяют результат выполненного задания.

Цель: закрепить умение самостоятельно выделить группу синонимов.     
Приятное известие, неожиданное сообщение, главная новость, плохая весть
Красивая лошадь, быстрый скакун, боязливый конь.
Ценный груз, тяжёлая ноша, громоздкий багаж.
Летняя жара, сильный жар, невыносимый зной.
Нежный аромат, прекрасный запах, незабываемое благоухание.
Свежая пища, запас корма, вкусная еда.

Упр. 4. Команды заполняют таблицу, подбирая синоним. В слове должно быть 4 звука и 4 буквы. Взаимопроверка.
Цель: учить подбирать синонимы.
Дети пользуются общей таблицей синонимов № 1 (Приложение 1).

темнота        
зной        
ураган        
несчастье        
ребята        
товарищ        
недруг        

Упр. 5. Проанализировать текст. Вставить пропущенные орфограммы, найти слова, близкие по смыслу, подчеркнуть их одной чертой.
Цель: учить анализировать текст, наблюдая за синонимической заменой.

Зимой.
Пришла з-ма.  Вып-ло много снегу.  Дети выб-жали на улицу.  М-лыш-
к-тались на санках.  Р-бята постарше бегали на лыжах или на к-ньках.
Вес-ло д-творе з-мой!

-Каким словом лучше назвать детей, которые посещают  ясли? А учеников 2, 3 классов?

Упр. 6. Прослушать рассказ. Какой недостаток вы заметили? Заменить синонимами слово «медведь». Каждый ученик самостоятельно составляет ряд синонимов, а затем команда выбирает подходящие варианты.

Цель: учить анализировать текст с самостоятельным подбором слов – синонимов, выбирая их из своего словарного запаса.
На опушке леса показался медведь. Он подошёл к зарослям
малины и стал есть ягоды. Вдруг он застыл на мгновение.
Затем он бросился назад, в лес.

Упр. 7. Все ученики  самостоятельно составляют рассказ на тему «Школьники» из 5-6 предложений, применяя синонимы, и читают свои мини-сочинения. Оценку сочинений делают сами ребята.
Цель: формировать умение самостоятельно выбрать из своего словарного запаса синонимы для выражения собственной мысли.

6. Итог.

  • Вспомнить все слова-синонимы, которые употреблялись на занятии.
  • Для чего нужны синонимы?
  • Самооценка своей деятельности на занятии.

Вывод: Синонимы нужны для того, чтобы точнее и выразительнее была речь.