Задачи:
- формирование у учащихся умения определять способы проверки написания согласных, парных по глухости/звонкости;
- учить обосновывать свой выбор той или иной буквы согласного, парного по глухости/звонкости;
- прививать интерес к учебной деятельности.
Оборудование: таблицы: “Согласные, парные по твердости - мягкости”, “Согласные, парные по глухости-звонкости”, (слайды №1, 2).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель читает стихотворный текст.
Ты все твердишь мне: “Мак и маг”,
Я не пойму тебя никак.
Когда вдруг расцветают маки,
Не утверждай, что это маги.
Над ними колдовала ночь.
Учитель: Почему автор этих стихотворных строк не может “никак” понять то, о чем идет речь?
Дети: Слова “мак” и “маг” звучат одинаково, это омофоны.
Учитель: Составим звуковые и буквенные модели этих слов
На доске запись:
[мак] - [ м а к' и]
м а к - м а к и
[мак] - [м а г' и]
м а г - м а г и
Учитель: Запишите справа в виде звуковых и буквенных моделей из стихотворного текста те слова, которые помогли нам понять смысл первых двух слов. Выделите в этих словах морфемы
Сравните левый и правый столбики. Что заметили?
Дети: Замену звуков в корнях слов. Корни одного и того же слова звучат по-разному, но пишутся одинаково, независимо от произношения.
Звук [к] заменился звуком [к'], звук - [г] звуком [г']
Учитель: А мы уже встречались с вами с чередованием звуков в корнях слов. Вспомните и скажите об этом явлении всё, что можете.
Дети: Да, при правописании безударных гласных Чередование гласных звуков - это обязательный закон русского языка. Звуки не могут работать, не чередуясь друг с другом.
Звуки чередуются друг с другом по строгим законам, в той или иной позиции гласный звук заменяется каким-то другим строго определенным звуком.
Чередующиеся гласные звуки в одном и том же корне в разных словах объединяются в фонемы.
Для гласных фонем сильной позицией является их положение в ударном слоге, а в безударном - слабой.
Учитель: А что вы можете сказать о согласных звуках?
(Дети затрудняются ответить на этот вопрос, поэтому можно предложить вернуться еще раз к прежним записям, рассмотреть их и сделать умозаключение.)
Дети: Здесь 2 разные фонемы:
(Записи “сильная позиция” , “слабая позиция” появляются позднее)
Учитель: По какому фонетическому признаку объединились звуки в 1 фонему?
Во 2 фонему?
Дети: В первую по признаку твердости/мягкости, а во вторую – по глухости-звонкости.
Учитель: А у фонем согласных звуков могут быть сильные и слабые позиции?
(Здесь дети могут разойтись во мнениях, может прозвучать ответ: “Нет, ведь согласные звуки не бывают ударными и безударными.”)
Дальнейшие рассуждения могут быть такими: “Может быть согласные звуки живут по каким-то своим законам, отличными от тех, которым подчиняются гласные звуки.”
Или: “Да, если есть замена одного звука другим, значит, есть сильные и слабые позиции, как у гласных звуков”
Учитель: А вы можете определить слабые и сильные позиции фонем согласных звуков в этих словах?
Дети: Мы думаем, что звуки в первом столбике (слева) - это слабая позиция, потому что слова “мак” и “маг” звучат одинаково, а вот звуки [к’], [г’] помогли нам различить смысл слов. Это звуки - смыслоразличители, значит, это сильная позиция этих фонем.
Учитель: А для чего нам нужно уметь различать сильные и слабые позиции согласных звуков?
Дети: Одной и той же буквой обозначается весь ряд чередующихся гласных звуков, а закон русской орфографии - письмо по сильной позиции. У согласных звуков, наверное, также.
Учитель. Определите, какой фонеме принадлежат эти звуки.
Учитель: Да, ребята, слова в русском языке состоят не из звуков, как вы правильно заметили, а их фонем. А поможет нам правильно определять сильные и слабые позиции фонем согласных звуков упражнение № 299 из учебника Антонины Владимировны Поляковой “Русский язык”. 2 класс.
Задание: выделить в данных парах слов корень, дописать к каждой паре однокоренные слова. На доске появляется запись:
1.
Голуби [б'] - голубь [п'] - голубок [б] - голубка [п]
Хлебы [б] - хлеб [п] - хлебный [б] - хлебцы [п]
Дубы [б] - дуб [п] - дубрава [б] - дубки [п]
2.
Молотить [т'] - молотьба [д']
Просить [с'] - просьба [з']
3.
3вать [з] - свой [с] , двойка [д] - твой [т]
(Выделяем вместе с детьми согласные звуки, парные по глухости-звонкости в нужных нам позициях.)
Учитель: Рассмотрите первую строку по горизонтали. Что заметили?
Дети: Чередование согласных звуков , парных по глухости/звонкости.
В 1 фонеме 4 представителя, чередуются по твердости-мягкости и глухости-звонкости, и все они обозначаются одной и той же буквой “бэ”. Другие фонемы также объединяют несколько согласных звуков, парных по глухости/звонкости..
Учитель: Рассмотрите 1 и 2 столбики. Какую особенность заметили?
Дети: Произошла замена звуков на конце всех этих слов на глухие согласные звуки.
Учитель: Приведите примеры слов, заканчивающихся звонкими согласными, парными по глухости-звонкости.
Дети пытаются подобрать такие слова и приходят к выводу, что на конце слов согласные, парные по глухости-звонкости звучат глухо.
Дети: Это слабая позиция, и для того, чтобы правильно выбрать букву, необходимо определить, какой фонеме принадлежит этот звук.
Учитель: Что можете сказать о словах задания № 1?
Дети: Здесь есть прилагательные и существительные в форме единственного и множественного числа.
Есть однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Учитель: В какой бы столбик вы поместили бы слова “мак” и “маг”?
Дети: Во второй столбик, потому что эти существительные тоже мужского рода в единственном числе. Нарицательные.
Они тоже имеют глухой согласный, парный по глухости-звонкости на конце. Это слабая позиция фонемы согласных звуков, парных по глухости-звонкости.
Учитель: А вы можете определить сильные и слабые позиции фонем согласных звуков - “двойняшек” в записанных словах этого упражнения? Что вы заметили?
Дети: В слиянии с гласными и перед сонорными замены согласных звуков, парных по глухости-звонкости не происходит. А если звуки рядом, то перед глухими звонкие заменяются глухими, а перед звонкими глухие заменяются звонкими. И только перед звуком [в ] такой замены не происходит.
Учитель: Какой можно сделать вывод?
Дети: В русском языке не может быть сочетания шумных согласных, не одинаковых по глухости-звонкости.
Учитель: Скажите, при письме на слух можно доверять согласным звукам, парным по глухости/звонкости?
Дети: Нет, надо посмотреть на соседа справа, какой он, есть ли он. Если это гласный или сонорный звуки, значит, это сильная позиция фонемы, а если звук на конце слова или рядом с согласным, парным по глухости-звонкости, то нужно определить, какой фонеме принадлежит звук.
Учитель: Мы сегодня с вами встретились с тремя “двойками”, давайте выясним, что это за “двойки”. Сколько вы определили слабых позиций фонем согласных, парных по глухости-звонкости?
Дети: Две.
(На доске крупно записывается первая “двойка”)
Учитель: Сколько сильных позиций?
Дети: Тоже две.
(На доске появляется еще одна “двойка”).
Учитель: О каком основном законе русской орфографии мы сегодня говорили?
Дети: О единообразном написании корней слова. Независимо от произношения корни слов в формах одного и того же слова и в однокоренных словах пишутся одинаково.
Учитель: Рассмотрите еще раз слова задания № 1. Что можете сказать?
Дети: Слова 2,3 столбиков нужно проверять (слабая позиция), а слова 1 и 4 столбиков могут использоваться для проверки (сильная позиция).
Учитель: Когда мы уже использовали эти способы проверки, и как мы их называли?
Дети: При написании безударных гласных в корнях слов. Первый способ проверки - изменение формы слова, второй - подбор однокоренных слов, но таких, чтобы позиция фонемы была сильной.
Учитель: Сколько способов?
Дети: Два.
(На доске появляется еще одна “двойка”)
Учитель: Что нового для себя вы сегодня открыли?
Дети:
1. Слова состоят не из звуков, а из фонем.
2. В фонемы объединяются не только гласные, но и согласные звуки, парные по твердости - мягкости и по глухости - звонкости.
3. У фонем согласных звуков, парных по глухости-звонкости, есть две сильные и две слабые позиции.
4. Чтобы определить, какой фонеме принадлежит согласный звук, парный по глухости-звонкости, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово.