Ход урока
I. Организационный момент.
- Какие правила работы вы знаете?
- Я вижу вы знаете правила, а соблюдаете ли вы их оценят гости.
- А теперь посмотрите на доску. Здесь вы видите полянку. Сегодня каждый из вас уйдет со цветами из этой полянки. Синие цветы возьмут те ребята, которые активно поработают на уроке, справятся со всеми заданиями без ошибок. Желтые – если у вас будут некоторые неточности. Красные – те, которым нужна помощь.
II. Актуализация знаний.
1. Числовой ряд.
- Назовите последующее число 35, 49, 78;
- Назовите предыдущее число 30, 40, 70;
- Назовите соседей числа 36, 58, 69;
2. Разрядные слагаемые
На доске запись 56, 14, 52, 54, 12, 16
- Прочитайте числа
- Сколько в каждом числе десятков и единиц?
- На какие группы можно разделить данные числа?
(на две группы по цифре, указывающей на количество десятков: 14, 12, 16, и 56, 52, 54; на три группы по цифре единиц: 12, 52 ; 14, 54 ; 16, 56)
III. Постановка проблемы учебной деятельности.
На доске:
3 * 6
8 * 16
18 * 15
34 * 54
7 * 2
11 * 17
2 * 11
- Как вы думаете, какое задание я вам приготовила?
- А на какие группы вы бы разделили их? (высказывания детей).
(один работает на доске, другие в тетрадях).
3 * 6
8 * 16
18 * 15
34*54
7 * 2
2 * 11
11 * 17
- Сравните их. Докажите какое число больше? Какое меньше?
- На какие знания вы опирались, когда сравнивали числа? (знания порядка следования чисел при счете, числового отрезка – меньше то. число, которое стоит левее; однозначное число всегда меньше двузначного)
- А как вы здесь докажите? 34 * 54. Ведь линейка у нас только до 20.(высказывания детей).
Физминутка
IV. Постановка целей и задач урока.
- Кто догадался, над какой темой мы будем работать? (сравнение двузначных чисел).
- А каких именно? (Больше 20).
- Значит, чему мы будем учиться? (сравнивать двузначные числа, опираясь на новые знания).
- Тема нашего урока «Сравнение двухзначных чисел». И наша задача – найти новый способ сравнения.
V. Открытие нового.
- Кто попытается доказать, почему 34 < 54 ? (предположение детей).
- А может нам поможет графическая модель? (строят графическую модель: один у доски, остальные на партах).
34 = 3 д. 4 ед.
34 =
54 = 5 д. 4 ед.
54 =
- Для чего мы построили графическую модель? Что мы видим с помощью графической модели? (десятки и единицы).
3 д..< 5 д. => 34 < 54
- Какие знания понадобились, чтобы сравнить эти два числа? (знания десятичного состава числа)
Вывод: Опираясь на знания десятичного состава числа, мы можем сравнить любые двузначные числа.
VI. Первичное закрепление.
1. Сравнение чисел с помощью графических моделей. Повторение вывода.
- А теперь открыли учебник на странице 66, нашли №1, читаем задание. Выполняем самостоятельно.
Взаимопроверка. Оценивание с помощью «столбиков» - аккуратность выполнения и правильность.
2. - А целесообразно ли каждый раз рисовать, выкладывать графическую модель. Можем ли мы заменить ее другим обозначением? Для чего нам нужна графическая модель? (Чтобы увидеть десятки и единицы).
- Условимся, что отныне десятки будем подчеркивать двумя чертами, единицы – одной.
Даны числа 52, 91. Подчеркните, как условились десятки и единицы.
Сравните. 52 * 91, 5 д. < 9 д., значит 52 < 91.
- А как вы будете сравнивать эти числа 62 * 68 ?
6 д. = 6 д. , значит сравниваем по цифре единиц 2 ед. < 8 ед, значит 62 < 68.
Вывод: Когда сравниваем двузначные числа, сначала сравниваем десятки; если десятки равны, то смотрим на единицы.
VII. Контроль.
По учебнику с.66, №2- самостоятельная работа
Взаимопроверка в парах.
- Какие числа сравнивали десятками?
- Назовите, какие числа сравнивали по цифре единиц?
- А в остальных какое правило применили? (Однозначное число всегда меньше двузначного).
VIII. Итог урока.
- Что узнали нового?
- Чему научились?
- Можете ли сказать, что хорошо умеете сравнивать двузначные числа?
Оценивание. Каждый подходит к доске, берет с полянки свой заслуженный цветок.