Размножение и развитие животных

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Ознакомить с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

  2. Развивать мышление, учить сравнивать, обобщать.

  3. Воспитывать бережное отношение к животным и их детенышам.

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор.

  2. Учебник, рабочая тетрадь.

  3. Видеоматериалы, слайды, игры, схемы.

  4. Клей, ножницы.

  5. Рыбки на магнитах, аквариум из бумаги.

Приложение

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня на уроке продолжаем знакомиться с жизнью животных. Вы узнаете, как они размножаются и развиваются.

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос по изученному материалу.

– Какие животные обитают в дубовом лесу? (Это животные, которые питаются желудями, листьями, древесиной дуба.)

– Что означают выражения “связаны напрямую”, “связаны косвенно”?

(Те животные, которые питаются желудями, листьями, корой дуба, напрямую связаны с дубом. На этих животных охотятся хищники. Они связаны с дубом косвенно.)

– Назовите животных, которые напрямую связаны с дубом. (Олень, мышь, кабан, белка, сойка, гусеницы.)

– Назовите тех животных, которые связаны косвенно. (Лиса, змея, волк, сова, орел, кукушка.)

– Что такое пищевая сеть? (Когда цепи питания переплетаются между собой, они образуют сеть питания. Например: желудь – мышь – лиса, желудь – мышь – сова.)

– Что такое экологическая пирамида? (На примере цепи питания: желуди – мыши – сова.)

– Почему экологи говорят, что лес – единое целое? (Все лесные обитатели друг с другом связаны, кто напрямую, кто косвенно.)

III. Новый материал.

Учитель: На какие группы делятся все животные? (Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.)

– Отгадайте, о ком идет речь?

Расту червяком.
Питаюсь листком,
Потом засыпаю,
Себя обмотаю,
Не ем, не гляжу,

Неподвижно вишу, 
Но теплой весною
Я вновь оживаю 
И, как птичка порхаю. 
(Б -------- а.)

– Мы познакомимся с размножением и развитием бабочки.

– Бабочка-крапивница откладывает яйца на листья крапивы. Из яиц появляются личинки. Личинки бабочек называют гусеницами. Они совсем непохожи на взрослых бабочек. Гусеницы питаются листьями крапивы, быстро растут, а затем превращаются в неподвижных куколок. Пройдет немного времени, и из куколки появится взрослая бабочка.

– Посмотрите, как это происходит.

– Но не у всех животных бывают куколки. Например, нет куколок у кузнечика.

– Из яйца появляется личинка, похожая на маленького кузнечика. Подрастая, личинка несколько раз сбрасывает шкурку и с каждым разом становится все крупнее.

– Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Что у них есть общего? (Они обитают в воде.)

– Рыбы откладывают икру. Из нее появляется малек. Он очень похож на взрослое животное, только очень маленькое. Постепенно малек растет и становится взрослой рыбой.

– Как все земноводные, лягушки откладывают яйца в воду. Эти яйца, с виду похожие на крошечные студенистые шарики, называют лягушачьей икрой. Из икры появляется головастик, совсем не похожий на лягушку. Постепенно у него появляются сначала задние, а позже передние лапки. Постепенно головастик становится похож на лягушку.

– Посмотрите видеоматериал о том, как поют лягушки.

– А как ведут себя крокодилы?

– После спаривания самка крокодила ночью роет ямку и откладывает в нее до 40 яиц. Родители по очереди сторожат яйца. Примерно через 90 дней из них вылупятся крокодильчики. Крокодилы носят детенышей в пасти, чтобы уберечь их от опасностей. Детеныши крокодила сразу могут питаться самостоятельно, но родители оберегают их, пока те по-настоящему не окрепнут.

Физкультминутка.

Полетим скорее в лес,
Помахали мы крылами,
Покружились над полями
А теперь мы стали львами,
Покачали головами.
Зарычали друг на друга,
Замолчали от испуга.

– Следующая группа – птицы. Все птицы несут яйца, откладывая их обычно в гнездо. Самка, а иногда и самец сидят на яйцах. Согревая их своим теплом. Птенцы, рождающиеся в гнездах на деревьях, обычно голенькие и беспомощные. Родители кормят их, пока они не научатся летать. Птенцы, вылупившиеся на земле, как правило, уже покрыты пушком. Сразу, как только вылупятся, они могут бегать и клевать пишу.

– Посмотрите видеоматериал о дроздах.

– Посмотрите на заботливых родителей и назовите их детенышей. (Курица – цыплята, лебедь – лебедята.)

– Назовите еще взрослых птиц и их детенышей.

– О какой еще группе животных мы не говорили? (Млекопитающие.)

– Почему их так называют? (Своих детенышей они вскармливают молоком.)

– Приведите примеры млекопитающих. (Медведь, лисица, волк, кошка, собака.)

– У млекопитающих рождаются детеныши, похожие на взрослых животных. Мать вскармливает его своим молоком, он растет и становится взрослым. Давайте немного отдохнем и посмотрим на этих забавных животных.

IV. Работа с учебником:

1. Практическая работа “Размножение и развитие животных”.

Дети читают по учебнику текст на с. 105–109, заполняют пропущенные слова в тексте задания № 3 рабочей тетради на с. 49.

– Проверяем, какие слова вы написали в данном тексте. (Личинки, птенцы, мальки, головастики, детеныши.)

V. Закрепление.

1. Работа в рабочей тетради.

– С. 48 № 2.

– Рассмотрите схемы развития животных. Найдите в приложении рисунки к данному заданию, вырежьте и наклейте их в нужную схему.

– Проверка задания.

2. Поиграем в игру “Кто как развивается?”

– Догадайтесь, какое звено этой цепи пропущено?

– Если вы ответите правильно, компьютер покажет правильный ответ. (1 – головастик, 2 – малек, 3 – куколка.)

3. Работа в рабочей тетради.

– С.48 № 1.

– Прочитайте задание, отметьте знаком “+” в соответствующей графе кто как размножается.

– Компьютер покажет вам правильные ответы, а вы проверьте свою работу.

– Поднимите руку, у кого правильно было выполнено задание?

– Молодцы!

VI. Итог урока.

– Как размножаются разные животные? (Звери рождают детенышей и выкармливают их молоком. Но большинство других животных откладывают яйца или икру. У птиц из яиц появляются птенцы, у насекомых – личинки. У рыб из икринок выходят мальки, у лягушек и жаб – головастики. Развиваясь, все они превращаются во взрослых животных.)

Дети читают вывод на странице 111.

– Ребята, у каждого из вас на парте лежит рыбка, на доске закреплен аквариум. Если вам урок понравился, пустите рыбку в аквариум, если нет – положите рядом.

VII. Домашнее задание.

– Прочитать статью учебника на с. 105–109, выполнить задания 1–4 (с. 111), подготовить ответы на вопросы раздела “Проверь себя” (с. 110).

– Выполнить задание № 5 в рабочей тетради (с. 50).

VIII. Оценки за работу на уроке.