Цели урока:
-
Ознакомить с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
-
Развивать мышление, учить сравнивать, обобщать.
-
Воспитывать бережное отношение к животным и их детенышам.
Оборудование:
-
Компьютер, проектор.
-
Учебник, рабочая тетрадь.
-
Видеоматериалы, слайды, игры, схемы.
-
Клей, ножницы.
-
Рыбки на магнитах, аквариум из бумаги.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня на уроке продолжаем знакомиться с жизнью животных. Вы узнаете, как они размножаются и развиваются.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос по изученному материалу.
– Какие животные обитают в дубовом лесу? (Это животные, которые питаются желудями, листьями, древесиной дуба.)
– Что означают выражения “связаны напрямую”, “связаны косвенно”?
(Те животные, которые питаются желудями, листьями, корой дуба, напрямую связаны с дубом. На этих животных охотятся хищники. Они связаны с дубом косвенно.)
– Назовите животных, которые напрямую связаны с дубом. (Олень, мышь, кабан, белка, сойка, гусеницы.)
– Назовите тех животных, которые связаны косвенно. (Лиса, змея, волк, сова, орел, кукушка.)
– Что такое пищевая сеть? (Когда цепи питания переплетаются между собой, они образуют сеть питания. Например: желудь – мышь – лиса, желудь – мышь – сова.)
– Что такое экологическая пирамида? (На примере цепи питания: желуди – мыши – сова.)
– Почему экологи говорят, что лес – единое целое? (Все лесные обитатели друг с другом связаны, кто напрямую, кто косвенно.)
III. Новый материал.
Учитель: На какие группы делятся все животные? (Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.)
– Отгадайте, о ком идет речь?
Расту червяком.
Питаюсь листком,
Потом засыпаю,
Себя обмотаю,
Не ем, не гляжу,Неподвижно вишу,
Но теплой весною
Я вновь оживаю
И, как птичка порхаю.
(Б -------- а.)
– Мы познакомимся с размножением и развитием бабочки.
– Бабочка-крапивница откладывает яйца на листья крапивы. Из яиц появляются личинки. Личинки бабочек называют гусеницами. Они совсем непохожи на взрослых бабочек. Гусеницы питаются листьями крапивы, быстро растут, а затем превращаются в неподвижных куколок. Пройдет немного времени, и из куколки появится взрослая бабочка.
– Посмотрите, как это происходит.
– Но не у всех животных бывают куколки. Например, нет куколок у кузнечика.
– Из яйца появляется личинка, похожая на маленького кузнечика. Подрастая, личинка несколько раз сбрасывает шкурку и с каждым разом становится все крупнее.
– Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Что у них есть общего? (Они обитают в воде.)
– Рыбы откладывают икру. Из нее появляется малек. Он очень похож на взрослое животное, только очень маленькое. Постепенно малек растет и становится взрослой рыбой.
– Как все земноводные, лягушки откладывают яйца в воду. Эти яйца, с виду похожие на крошечные студенистые шарики, называют лягушачьей икрой. Из икры появляется головастик, совсем не похожий на лягушку. Постепенно у него появляются сначала задние, а позже передние лапки. Постепенно головастик становится похож на лягушку.
– Посмотрите видеоматериал о том, как поют лягушки.
– А как ведут себя крокодилы?
– После спаривания самка крокодила ночью роет ямку и откладывает в нее до 40 яиц. Родители по очереди сторожат яйца. Примерно через 90 дней из них вылупятся крокодильчики. Крокодилы носят детенышей в пасти, чтобы уберечь их от опасностей. Детеныши крокодила сразу могут питаться самостоятельно, но родители оберегают их, пока те по-настоящему не окрепнут.
Физкультминутка.
Полетим скорее в лес,
Помахали мы крылами,
Покружились над полями
А теперь мы стали львами,
Покачали головами.
Зарычали друг на друга,
Замолчали от испуга.
– Следующая группа – птицы. Все птицы несут яйца, откладывая их обычно в гнездо. Самка, а иногда и самец сидят на яйцах. Согревая их своим теплом. Птенцы, рождающиеся в гнездах на деревьях, обычно голенькие и беспомощные. Родители кормят их, пока они не научатся летать. Птенцы, вылупившиеся на земле, как правило, уже покрыты пушком. Сразу, как только вылупятся, они могут бегать и клевать пишу.
– Посмотрите видеоматериал о дроздах.
– Посмотрите на заботливых родителей и назовите их детенышей. (Курица – цыплята, лебедь – лебедята.)
– Назовите еще взрослых птиц и их детенышей.
– О какой еще группе животных мы не говорили? (Млекопитающие.)
– Почему их так называют? (Своих детенышей они вскармливают молоком.)
– Приведите примеры млекопитающих. (Медведь, лисица, волк, кошка, собака.)
– У млекопитающих рождаются детеныши, похожие на взрослых животных. Мать вскармливает его своим молоком, он растет и становится взрослым. Давайте немного отдохнем и посмотрим на этих забавных животных.
IV. Работа с учебником:
1. Практическая работа “Размножение и развитие животных”.
Дети читают по учебнику текст на с. 105–109, заполняют пропущенные слова в тексте задания № 3 рабочей тетради на с. 49.
– Проверяем, какие слова вы написали в данном тексте. (Личинки, птенцы, мальки, головастики, детеныши.)
V. Закрепление.
1. Работа в рабочей тетради.
– С. 48 № 2.
– Рассмотрите схемы развития животных. Найдите в приложении рисунки к данному заданию, вырежьте и наклейте их в нужную схему.
– Проверка задания.
2. Поиграем в игру “Кто как развивается?”
– Догадайтесь, какое звено этой цепи пропущено?
– Если вы ответите правильно, компьютер покажет правильный ответ. (1 – головастик, 2 – малек, 3 – куколка.)
3. Работа в рабочей тетради.
– С.48 № 1.
– Прочитайте задание, отметьте знаком “+” в соответствующей графе кто как размножается.
– Компьютер покажет вам правильные ответы, а вы проверьте свою работу.
– Поднимите руку, у кого правильно было выполнено задание?
– Молодцы!
VI. Итог урока.
– Как размножаются разные животные? (Звери рождают детенышей и выкармливают их молоком. Но большинство других животных откладывают яйца или икру. У птиц из яиц появляются птенцы, у насекомых – личинки. У рыб из икринок выходят мальки, у лягушек и жаб – головастики. Развиваясь, все они превращаются во взрослых животных.)
Дети читают вывод на странице 111.
– Ребята, у каждого из вас на парте лежит рыбка, на доске закреплен аквариум. Если вам урок понравился, пустите рыбку в аквариум, если нет – положите рядом.
VII. Домашнее задание.
– Прочитать статью учебника на с. 105–109, выполнить задания 1–4 (с. 111), подготовить ответы на вопросы раздела “Проверь себя” (с. 110).
– Выполнить задание № 5 в рабочей тетради (с. 50).
VIII. Оценки за работу на уроке.