Исследовательский метод решения учебных проблем на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Задача:

  • Создать необходимые условия для исследовательской деятельности во внеурочное время и на уроке при работе над изучением экосистем, в частности, при ознакомлении с экосистемой луга.

Цели:

  • Познакомить учащихся с животными и растениями луга, их «профессиями» в экосистеме, значением луга в жизни человека.
  • Работать над формированием экологических знаний.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация по теме «Экосистема луга»,
  • гербарии злаков,
  • карточки для индивидуальной и коллективной работы с наименованиями обитателей озера, болота, луга,
  • таблицы классная и индивидуальные «Производители, потребители, разрушители».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

а) – Какую тему мы изучаем на уроках? (Экосистемы).

(Слайд 1, приложение 1)

-Что вы знаете об экосистеме? Выясните друг у друга.

б) Диалог между учениками.

( -Какие составные части экосистемы мы знаем? Кто такие производители? Кто такие потребители? Кого мы относим к разрушителям? Какие экосистемы мы уже изучили? )

( Слайд 1 с эффектами появления записей, приложение 1)

В это время работают индивидуально 2 человека по схемам.

  1. Составить с помощью данных карточек схему круговорота в озере.
  2. Составить с помощью данных карточек схему круговорота в болоте.

2 схемы на доске:

в) Повторение пройденного материала.

- Продолжите фразы об обитателях озера и болота.

( Слайд 2 с эффектами последовательного появления записей, приложение 1)

В «верхнем этаже» озера обитают мелкие организмы, которые плавают в толще воды и переносятся течениями, их называют (планктоном).

В поисках водорослей воду в озере фильтруют мелкие рачки, которых называют (циклопами и дафниями).

Личинок комаров, живущих на дне озера, называют (мотыль).

Болотное растение, которое может впитывать в себя лишнюю воду, называется (мох-сфагнум)

Отмершие остатки мха накапливаются в болоте, уплотняются, из них образуется (торф).

Толща торфа становится всё выше, болото суше, оно начинает зарастать травами. На смену болот приходит (экосистема луга)

г) Проверка индивидуальных работ.

- Сделайте вывод: какова особенность круговорота в озере, в болоте? ( Круговорот замкнут не полностью. Со временем озеро превращается в болото, болото превращается в луг.)

III. Постановка проблемного вопроса.

- Какую экосистему мы будем изучать сегодня?

( Слайд 3, приложение 1)

- Как вы думаете, будет ли замкнут круговорот в экосистеме лугов?

IV. Совместное открытие знаний.

Работа в группах по данному учителем плану. Индивидуальные выступления детей по рефератам.

- Давайте исследуем эту экосистему.

- Обитатели каких «профессий» живут в этой экосистеме?

Работают 3 группы по индивидуальным планам.

1) Рассказы детей о производителях луга.

а) Отчёт 1-ой группы о своих исследованиях.

- 1-я группа исследовала вопрос о производителях лугов (по учебнику) по плану:

  1. Опишите внешние признаки растений лугов.
  2. Перечислите некоторые виды.
  3. Какие условия нужны для их произрастания и размножения?

(План даётся каждой группе на листке

( Слайд 4, приложение 1)

-Как же растения приспособились к жизни на лугу? Как они размножаются?

б) Индивидуальное выступление ученика по реферату «Цветы – производители луга»

-Какую роль играют луговые растения в жизни человека?

в) Индивидуальное выступление ученика по реферату «Злаки – производители луга».

-Среди луговых производителей, кроме травянистых растений, нужно преимущественно отметить злаки. (У детей на партах гербарии со злаками.)

На странице 53 в задании 1 поставлена задача, связанная со злаками. После прослушивания выступления попробуйте решить эту задачу.

2) Рассказы детей о луговых потребителях.

а) Отчёт 2-й группы о своих исследованиях.

- 2-я группа исследовала вопрос о потребителях (по учебнику) по плану:

  1. Группы животных, обитающих на лугу.
  2. Необходимые условия для их проживания и размножения.
  3. Группы животных по способу питания.

- Обилие такой пищи привлекает потребителей на луга. Расскажите, кто из потребителей живёт на лугах, кто питается растениями, кто – насекомыми, кто – другими животными.

( Слайд 5, приложение 1)

б) Индивидуальные выступления учеников по реферату «Насекомые и птицы – потребители лугов», «Звери – потребители лугов».

-Может ли экосистема луга обойтись без потребителей, например, без ласки? Без насекомых?

3) Рассказы детей о луговых разрушителях.

а) Отчёт 3-й группы о своих исследованиях.

- 3-я группа исследовала вопрос о разрушителях (по учебнику) по плану:

  1. Место обитания разрушителей на лугу.
  2. Группы разрушителей.
  3. Роль разрушителей в жизни луга.

( Слайд 6, приложение 1)

-Может ли луг обойтись без разрушителей? Почему луговые почвы плодородны?

V. Первичное закрепление.

1) Игра «Найди место каждому обитателю»

– Мы определили участников круговорота на лугу. Заполним таблицу «Производители, потребители и разрушители».

На доске закреплены карточки с названиями составных частей экосистемы: стрекоза, василёк, дождевой червь, злаки, жужелица, мышь, почвенный клещ, чекан, одуванчик, клевер, микробы, почва, вода, воздух и карточки с названиями их «профессий»: производители, потребители, разрушители.

- Представители 1-ой группы выходят к доске, выбирают названия производителей и закрепляют магнитами в графе «Производители».

- Потом представители 2-ой группы – названия потребителей в графе «Потребители».

- Следующей выйдет 3-я группа – названия разрушителей в графе «Разрушители».

2) Составление пищевой цепи для обитателей луга.

-Составим пищевую цепь. Откройте страницу 54 в учебнике, зад. 3.

На доске карточки со словами:

«травы», «комар», «гусеница», «стрекоза», «жужелица», «чекан», «микробы», «дождевой червь», «мертвые организмы» и схема (аналогичную смотри выше).

-О чём говорит «жирная» стрелка на схеме? (Круговорот не замкнут). Почему?

3) Чтение последнего абзаца на странице 54 учебника.

4) Вывод.

- Дополните фразу в задании 4 на странице 55 учебника

( Слайд 7, приложение 1)

-Если луг в благоприятных условиях может смениться лесом, значит, круговорот веществ на лугу незамкнутый.

VI. Итоги урока.

1)-С какой экосистемой вы сегодня познакомились?

-Все ли части экосистемы в ней представлены?

-Какую роль играют луга в жизни людей?

-Какова особенность круговорота веществ на лугах?

- Послушайте стихотворение и скажите, о чём оно?

2) Чтение стихотворения учеником.

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой».
Нам казалось всё мало, всё мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног,
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречённо глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели.

- О чём это стихотворение? Как же надо охранять луга? Что мы можем сделать, чтобы сохранить флору и фауну лугов?

VII. Домашнее задание.

  1. Подготовить рассказ о луговых обитателях по стр. 52-55, роли каждого из них в жизни луга.
  2. Найти интересные сведения об обитателях луга в других источниках информации (по желанию).