Задача:
- Создать необходимые условия для исследовательской деятельности во внеурочное время и на уроке при работе над изучением экосистем, в частности, при ознакомлении с экосистемой луга.
Цели:
- Познакомить учащихся с животными и растениями луга, их «профессиями» в экосистеме, значением луга в жизни человека.
- Работать над формированием экологических знаний.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- мультимедийная презентация по теме «Экосистема луга»,
- гербарии злаков,
- карточки для индивидуальной и коллективной работы с наименованиями обитателей озера, болота, луга,
- таблицы классная и индивидуальные «Производители, потребители, разрушители».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
а) – Какую тему мы изучаем на уроках? (Экосистемы).
(Слайд 1, приложение 1)
-Что вы знаете об экосистеме? Выясните друг у друга.
б) Диалог между учениками.
( -Какие составные части экосистемы мы знаем? Кто такие производители? Кто такие потребители? Кого мы относим к разрушителям? Какие экосистемы мы уже изучили? )
( Слайд 1 с эффектами появления записей, приложение 1)
В это время работают индивидуально 2 человека по схемам.
- Составить с помощью данных карточек схему круговорота в озере.
- Составить с помощью данных карточек схему круговорота в болоте.
2 схемы на доске:
в) Повторение пройденного материала.
- Продолжите фразы об обитателях озера и болота.
( Слайд 2 с эффектами последовательного появления записей, приложение 1)
В «верхнем этаже» озера обитают мелкие организмы, которые плавают в толще воды и переносятся течениями, их называют (планктоном).
В поисках водорослей воду в озере фильтруют мелкие рачки, которых называют (циклопами и дафниями).
Личинок комаров, живущих на дне озера, называют (мотыль).
Болотное растение, которое может впитывать в себя лишнюю воду, называется (мох-сфагнум)
Отмершие остатки мха накапливаются в болоте, уплотняются, из них образуется (торф).
Толща торфа становится всё выше, болото суше, оно начинает зарастать травами. На смену болот приходит (экосистема луга)
г) Проверка индивидуальных работ.
- Сделайте вывод: какова особенность круговорота в озере, в болоте? ( Круговорот замкнут не полностью. Со временем озеро превращается в болото, болото превращается в луг.)
III. Постановка проблемного вопроса.
- Какую экосистему мы будем изучать сегодня?
( Слайд 3, приложение 1)
- Как вы думаете, будет ли замкнут круговорот в экосистеме лугов?
IV. Совместное открытие знаний.
Работа в группах по данному учителем плану. Индивидуальные выступления детей по рефератам.
- Давайте исследуем эту экосистему.
- Обитатели каких «профессий» живут в этой экосистеме?
Работают 3 группы по индивидуальным планам.
1) Рассказы детей о производителях луга.
а) Отчёт 1-ой группы о своих исследованиях.
- 1-я группа исследовала вопрос о производителях лугов (по учебнику) по плану:
- Опишите внешние признаки растений лугов.
- Перечислите некоторые виды.
- Какие условия нужны для их произрастания и размножения?
(План даётся каждой группе на листке
( Слайд 4, приложение 1)
-Как же растения приспособились к жизни на лугу? Как они размножаются?
б) Индивидуальное выступление ученика по реферату «Цветы – производители луга»
-Какую роль играют луговые растения в жизни человека?
в) Индивидуальное выступление ученика по реферату «Злаки – производители луга».
-Среди луговых производителей, кроме травянистых растений, нужно преимущественно отметить злаки. (У детей на партах гербарии со злаками.)
На странице 53 в задании 1 поставлена задача, связанная со злаками. После прослушивания выступления попробуйте решить эту задачу.
2) Рассказы детей о луговых потребителях.
а) Отчёт 2-й группы о своих исследованиях.
- 2-я группа исследовала вопрос о потребителях (по учебнику) по плану:
- Группы животных, обитающих на лугу.
- Необходимые условия для их проживания и размножения.
- Группы животных по способу питания.
- Обилие такой пищи привлекает потребителей на луга. Расскажите, кто из потребителей живёт на лугах, кто питается растениями, кто – насекомыми, кто – другими животными.
( Слайд 5, приложение 1)
б) Индивидуальные выступления учеников по реферату «Насекомые и птицы – потребители лугов», «Звери – потребители лугов».
-Может ли экосистема луга обойтись без потребителей, например, без ласки? Без насекомых?
3) Рассказы детей о луговых разрушителях.
а) Отчёт 3-й группы о своих исследованиях.
- 3-я группа исследовала вопрос о разрушителях (по учебнику) по плану:
- Место обитания разрушителей на лугу.
- Группы разрушителей.
- Роль разрушителей в жизни луга.
( Слайд 6, приложение 1)
-Может ли луг обойтись без разрушителей? Почему луговые почвы плодородны?
V. Первичное закрепление.
1) Игра «Найди место каждому обитателю»
– Мы определили участников круговорота на лугу. Заполним таблицу «Производители, потребители и разрушители».
На доске закреплены карточки с названиями составных частей экосистемы: стрекоза, василёк, дождевой червь, злаки, жужелица, мышь, почвенный клещ, чекан, одуванчик, клевер, микробы, почва, вода, воздух и карточки с названиями их «профессий»: производители, потребители, разрушители.
- Представители 1-ой группы выходят к доске, выбирают названия производителей и закрепляют магнитами в графе «Производители».
- Потом представители 2-ой группы – названия потребителей в графе «Потребители».
- Следующей выйдет 3-я группа – названия разрушителей в графе «Разрушители».
2) Составление пищевой цепи для обитателей луга.
-Составим пищевую цепь. Откройте страницу 54 в учебнике, зад. 3.
На доске карточки со словами:
«травы», «комар», «гусеница», «стрекоза», «жужелица», «чекан», «микробы», «дождевой червь», «мертвые организмы» и схема (аналогичную смотри выше).
-О чём говорит «жирная» стрелка на схеме? (Круговорот не замкнут). Почему?
3) Чтение последнего абзаца на странице 54 учебника.
4) Вывод.
- Дополните фразу в задании 4 на странице 55 учебника
( Слайд 7, приложение 1)
-Если луг в благоприятных условиях может смениться лесом, значит, круговорот веществ на лугу незамкнутый.
VI. Итоги урока.
1)-С какой экосистемой вы сегодня познакомились?
-Все ли части экосистемы в ней представлены?
-Какую роль играют луга в жизни людей?
-Какова особенность круговорота веществ на лугах?
- Послушайте стихотворение и скажите, о чём оно?
2) Чтение стихотворения учеником.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой».
Нам казалось всё мало, всё мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног,
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречённо глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели.
- О чём это стихотворение? Как же надо охранять луга? Что мы можем сделать, чтобы сохранить флору и фауну лугов?
VII. Домашнее задание.
- Подготовить рассказ о луговых обитателях по стр. 52-55, роли каждого из них в жизни луга.
- Найти интересные сведения об обитателях луга в других источниках информации (по желанию).