Открытый урок по природоведению в 4-м классе "Во времена Древней Руси"

Разделы: Начальная школа


Цели урока

  1. Формировать представление об образовании Древней Руси. Познакомить с положительными и отрицательными сторонами правления русских князей (Игоря, Ольги, Святослава, Владимира); понятиями: великий князь, дружина, бояре, Крещение; видами ремёсел в древнерусском государстве.

  2. Развивать умение работать с картой, анализировать и делать выводы; устную речь.

  3. Восиптывать любовь и интерес к истории.

Оборудование:

  • карта Древней Руси в учебнике «Природоведение 4 класс»;

  • плакат «Политическая система древнерусского государства в IX-XII вв.»;

  • сигнальные карточки зеленого и красного цветов;

  • карточки с названиями ремесел.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы совершим путешествие во времена Древней Руси, познакомимся с её территорией, русскими князьями, их заслугами. Узнаем, чем занимались простые люди (холопы, смерды…), какими видами ремёсел.

А то, как вы усвоили домашнее задание, мы проверим по ходу нашей беседы и в конце урока оценим вашу работу.

II. Новая тема.

а) на доске тема урока.

Посмотрите на тему урока «Во времена Древней Руси».

- Скажите, пожалуйста, почему Русь назвали Древней? (Это время конца 9 века, 862 год.)

- Какие народы населяли территорию Руси? ( Восточные славяне, от которых позже произошли русские, украинцы и белорусы и объединённые народы.)

- Вспомните с прошлого урока, почему государство называлось Русью, откуда это название? ( Местные народы: поляне, древляне и др. жили у реки Рось, а народ называли росы или русы – светловолосые, голубоглазые воины. Всё же государство называли – русское.)

- Напомните мне, сколько славянских племён населяло территорию Восточной Европы? (Их было около 15. Карта в учебнике.)

б) вводное слово учителя.

Дошедшие до нас летописи (вид русской повествовательной литературы, погодная запись исторических событий) рассказывают нам о том, что между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру не бывать, решили на вече (собрание, совет) себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены в соседнее варяжское племя Русь послы, и велено было держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами.» Так стал княжить в Новгороде (северной столице Руси) варяжский князь Рюрик, так началось в 862 году Русское государство.

III. Физминутка.

Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в дупло кладем.

IV. Продолжение новой темы.

а) работа по карте

- Рассмотрите карту на странице 41 учебника. Найдите территорию Древней Руси в конце 9 века. Каким цветом она обозначена? (Светло-зелёным.)

- Найдите на карте границы территории Древней Руси в середине 11 века. Каким цветом она обозначена? (Тёмно-зелёным.)

- Сравните эти территории. Что с территорией Древней Руси произошло? ( Она увеличилась.)

- Как вы думаете, почему? ( Князья завоёвывали земли.)

- Кто же помогал в этом князьям?

На этот вопрос мы ответим после того, как рассмотрим плакат на доске.

б) работа с плакатом

- Посмотрите, кто стоит во главе Русского государства? ( Князь.)

- Кого он выбрал себе в помощники? Кто стоит по левую и по правую руку от него? (Бояре, «дума» (давала советы князю) и старшие и младшие дружинники – его воины)

*Дружинник произошло от слова друг. Друзья помощники, советники, друзья воины.

-Кто же из князей особенно прославился своими военными подвигами, и кто принёс большую пользу Руси во времена своего правления? Об этом мы узнаем из подготовленных сообщений. По ходу сообщений я буду прикреплять на доске карточки зеленого и красного цвета. Зеленые – говорят о положительных моментах в правлении князя, которые оказали существенное влияние на развитие Руси, красные – на чем нужно остановиться. В конце сообщений мы подведем итоги.

в) сообщения учащихся:

- князь Игорь;

Игорь Рюрикович – князь Киевский (912 – 945).

Стал князем в возрасте 3 лет, но так как был мал, за него правил его родственник – Олег. Игорь самостоятельно встал на княжество в 912 г. после смерти Олега. Начал своё княжение с того, что отправился воевать с отошедшими от Киева древлянами и взять с них дань («полюдье»), а так же, с появившимся на границах Руси грозным врагом – кочевниками-печенегами. В 941 году Игорь отправляется с походом на Византию (город Константинополь – Царьград, ныне Греция) – богатейшую империю, так как она не соблюдала соглашение с Русью о выплате дани крупнейшим городам, беспошлинной торговле, содержании купцов и т.д. Первый поход потерпел неудачу, а вот второй принёс Руси мир с Византией и большой выкуп. Кроме племён, обитавших по обе стороны Днепра, владения Руси при Игоре распространялись и на юго-восток до Кавказа и Таврических гор. На севере владения Игоря доходили до берегов Волхова.

Смерть Игоря относят к 945 году. Оставшись недовольным данью древлян, Игорь отправляется за новой данью к ним с малой часть своей дружины. Древляне возмутились и убили Игоря.

карточки

хорошо (зелёные)

плохо (красные)

Воевал с отошедшими от Киева древлянами

Воевал с печенегами

Поход на Византию

Мир с Византией и большой выкуп

Увеличивались владения Руси

Первый поход на Византию потерпел неудачу

- княгиня Ольга св.;

Ольга святая (в крещении Елена) – русская княгиня, жена Игоря Рюриковича. После его смерти она стала управлять Русью за своего малолетнего сына Святослава. По летописному рассказу. Она жестоко отомстила древлянам за убийство своего мужа, и установила на древлянской земле «уставы и уроки», т.е. дань и натуральные повинности.

После покорения древлян Ольга занялась укреплением княжеской власти в других землях, установила оброки и дани (другими словами – точных размеров платежей в пользу великих князей киевских). Она объехала все свои владения, назначая «погосты», или, другими словами, центры княжеской власти, куда стекалась дань, собранная с населения. Это не принесло ей славы, но при этом слабела племенная власть и укреплялась княжеская, что было шагом на пути становления великого государства.

Годы правления Ольги не отмечены крупными внешними завоеваниями. Новые земли не присоединялись, не было победных походов. Ее не интересовали внешнеполитические дела. Она заботилась, прежде всего, о внутреннем устройстве государства и лишь укрепив позиции великокняжеской власти приступала к решению внешнеполитических задач.

Княгиня Ольга пыталась повысить престиж Руси не военными походами, не завоеваниями, а умелой и мудрой дипломатией.

Особое значение приобрело крещение Ольги, что стало не только ее личным делом, но приобрело важное политическое значение и способствовало укреплению международного положения Руси. Она занималась пропагандой христианства, построила несколько церквей.

Скончалась Ольга в 969 году.

Блестящую оценку правлению Ольги дал историк Н.М. Карамзин. Он писал, что она «мудрым правлением доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами».

карточки

хорошо (зелёные)

плохо (красные)

Установила «уроки и уставы»

Установила оброки и дани

Назначила «погосты»

Укрепила княжескую власть

Заботилась о внутреннем устройстве государства

Повышала престиж Руси

Вела мудрую дипломатию

Укрепляла международное положение Руси

Занималась пропагандой Христианства, построила несколько церквей

Новые земли не присоединялись

Не было победных походов

Не интересовали внешнеполитические дела

- князь Святослав;

Святослав Игоревич (сын княгини Ольги и князя Игоря).

О Святославе известно очень мало. Он очень много воевал. Князь-воин, князь-язычник, не любивший сидеть в Киеве, и гордо отвергавший христианскую премудрость и смирение.

Свою славу князь искал во многих сражениях. Это и победа над хазарами, и поход на Дунай, победа над печенегами и болгарами, война с Византией. Князь мало заботился о собственном народе, больше славы искал в битвах и сражениях.

Однажды к князю прибыли гонцы от киевлян, которые сказали Святославу: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас, было, чуть не взяли печенеги, и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе твоей отчизны, старой матери и детей твоих?». Князь отправился на Киев и одержал победу над печенегами, но после победы долго в Киеве жить не захотел и оставил вместо себя править двух своих сыновей: Ярополка и Олега. А в Новгороде – Владимира.

И князь, и вся дружина позже погибли в бою с печенегами. Большая часть земель, завоеванных Святославом, была потеряна для Руси. Договор с Византией ничего не принес, а лишь наоборот обязал оказывать Византии в случае необходимости военную помощь.

Однако Н.М. Карамзин пишет, что Святослав заслуживает укоризны историка, но его чтят как удачного воителя «мечом своим умножавшим русскую землю».

карточки

хорошо (зелёные)

плохо (красные)

Победа над хазарами

Поход на Дунай

Победа над печенегами и болгарами

Война с Византией

Много воевал

Отвергал христианскую премудрость и смирение

Мало заботился о собственном народе

Большая часть земель была потеряна

Договор с Византией ничего не принес

- князь Владимир – Красное Солнышко.

Владимир Святой (Красное Солнышко)

Славный воитель, защитник русской земли, могущественный князь, которому служат доблестные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Сын князя Святослава Игоревича, князь Новгородский, а затем и Киевский.

После смерти Святослава в 977 году Владимир участвовал в княжеской междуусобице и одержал победу над старшим братом Ярополком, который был вероломно убит варягами из дружины Владимира.

Военные походы Владимира укрепили положение Древнерусского государства. Киевский князь покорил вятичей, родимичей и ятвягов; воевал с печенегами, волжской Болгарией, Византией и Польшей. Для организации обороны от печенегов киевский князь соорудил несколько оборонительных рубежей с системой крепостей по рекам Десне, Осетру, Трубежу, Суле, Стугне. Это была первая в истории Руси засеченная черта.

Для защиты Южной Руси Владимир сумел привлечь кочевые племена. Борьба с печенегами, которой руководил Владимир, отвечала интересам всех социальных слоев Древнерусского государства.

В народном эпосе он получил имя Владимира – Красное Солнышко.

Жесткий характер политики политики Владимира ярко проявился в реформе религии. Около 988 года она заменил язычество христианством, которое принял из Византии. Как креститель Руси Владимир канонизирован Русской Православной Церковью.

Владимир был великим полководцем, но он не был завоевателем. Главная черта деятельности Владимира состоит в защите Русской земли, постоянной борьбе со степными варварами.

Важнейшей политической задачей Владимира было укрепление единства Русской земли.

При Владимир был заново укреплен и застроен каменными зданиями Киев. В целом, время княжения Владимир является периодом подъема Древнерусского государства: становление феодального строя, успешных завоевательных походов, развития культуры, землевладения и ремесел.

Скончался Владимир в 1015 году.

карточки

хорошо (зелёные)

плохо (красные)

Военные походы укрепили положение Древнерусского государства

Воевал с печенегами, волжской Болгарией, Византией и Польшей

Соорудил оборонительные рубежи с системой крепостей

Первая в Руси засеченная черта

Привлек кочевые племена для защиты Руси

Заменил язычество Христианством

Укрепил единство русской земли

Подъем Древнерусского государства

Успешные завоевательные походы

Развитие культуры, землевладения и ремесел

Княжеская междуусобица

Завоевательные походы

Частые походы к древлянам за данью

Жестокость к древлянам

Княжеский суд

На Владимире княжеский род не заканчивается. На дальнейших уроках мы познакомимся с вами с другими правителями и их вкладами в развитие Русского государства. Например: Ярослав Мудрый, Владимир Мономах и так далее.

На доске – выставка книг. Кто из детей заинтересуется, - можно взять и почитать.

 г) вывод по сигнальным карточкам:

- Кто же из русских князей принес больше пользы Древней Руси, учитывал интересы народы, вел миролюбивую политику? У кого больше зеленых карточек?

- Кто бы мог сделать больше? Какие недостатки были в правлении указанного князя? (Обращаем внимание на красные карточки).

V. Работа с плакатом.

а) На доске плакат «Политическая система древнерусского государства в IX-XII вв.» (Правление Владимира – Красное солнышко)

- Где проживал Великий князь Киевский? (В крепости, в городе)

- Чем была окружена эта крепость? (Деревянные стены, рвы, валы)

- А что это за башни? (Сторожевые башни)

- Для чего они были нужны? (Для того, чтобы предупредить о приближении врагов)

- Каким образом подавались сигналы опасности? (Поджигался мох или мокрая солома)

- А что это за маленькие поселения вокруг крепости? Кто в них жил? (Простые люди)

б) занятия простых людей

- Чем же занимались простые люди? Давайте посмотрим на плакат.

- Во что одет князь и бояре? О развитии какого ремесла это говорит? (ткачество, ювелирное дело, кожевенное)

- Во что одеты и чем вооружены дружинники? (Кольчуги, шлемы, мечи, щиты, копья, луки). О развитии какого ремесла это говорит? (Кузнечное дело, мастера-оружейники)

- Из чего была сделана посуда? (Из глины – гончарное ремесло)

По ходу обсуждения на доску вывешиваются карточки с названиями ремесел.

VI. Закрепление изученного.

- Кто правил во времена Древней Руси управлял государством? (Князь)

- Кто ему помогал в этом? (Бояре, «дума»)

- Кто боролся с врагами? (дружина)

- Чем занимался простой народ? Какими видами ремесел?

- Кто из князей принес больше пользы для Руси? (Князь Владимир)

- Какой еще след в истории оставил князь Владимир?

- Как в народе называли князя Владимира?

VII. Итог урока.

- Могли ли мы изучить историю Русского государства за один урок?

- Надо ли знать историю своего государства и для чего?

- О ком должен заботиться правитель государства в первую очередь?

- Как вы считаете, заботится ли о нас наше правительство во главе с президентом?

VIII. Домашнее задание.

Дома вы прочитаете о временах Древней Руси и Крещении Руси.