Цели урока:
Образовательные:
- объединение и систематизация знаний о правописании имен собственных;
- тренировка умения находить имена собственные;
- формирование навыка грамотного письма.
Развивающие:
- развивать навыки орфографической зоркости;
- формировать общие способы решения орфографической задачи;
- развивать умение анализа, синтеза и классификации;
- развивать память, внимание, мышление, устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные:
- воспитание положительной мотивации к учению;
- формирование потребности писать грамотно;
- воспитание интереса к предмету, расширение знаний о родном языке;
- воспитание чувства товарищества, взаимного уважения и самоуважения, формирование навыков сотрудничества;
- воспитание учебной активности.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, магнитофон, индивидуальные карточки
План урока.
1. Оргмомент.
2. Чистописание.
3. Постановка учебной задачи и актуализация
знаний на основе рефлексии (классическим
методом).
4. Работа в группах (Целеполагание).
5.Самостоятельная работа “Тренировка в
правописании имен собственных”.
6. Поиск орфограммы. Работа с предложением.
7. Постановка проблемного вопроса. Поиск решения.
8. Работа с учебником.
9. Итоговая рефлексия.
10. Домашнее задание.
I. Оргмомент.
1. Приветствие гостей.
2. Готовность к уроку.
У:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Проверяем, мой дружок,
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадки?
3. Создание положительного психологического настроя на работу.
Д:
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.На уроках не хихикай,
Стул туда – сюда не двигай,
Педагога уважай
И соседу не мешай.Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся
Зря не хмурься, будь смелей –
К концу урока стань умней!
II. Чистописание.
1. Подготовка пальчиков к письму. “Пальчиковые игры”.
- Одновременно сжимаем и разжимаем пальчики;
- Поочередно сжимаем и разжимаем пальчики;
- Поочередно касаемся каждым пальчиком большого;
- “зайчик”, “петушок”
- “кулачки” (поворачиваем по часовой стрелке и обратно)
У:
- Теперь ваши пальчики готовы к письменной
работе.
- А как обстоят дела с вниманием?
2. Чистописание.
У:
- Узнайте, какую букву будем сейчас писать. Она
чаще других встречается в данных слияниях.
- Объясните свой выбор:
Но, бо, ры, во, за, то, до, лу, ко.
Д: - Буква О встречается чаще остальных
букв. Она обозначает гласный звук (О)
У: - На что похожа буква О ?
Д:
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
(Е. Тарлапан)
Посмотри на колесо –
А увидишь букву О.
(А. Шибаев)
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква О.
(В. Степанов)
Обруч на арене вспыхнет,
Тигр в огонь отважно прыгнет.
(Г. Виеру)
3. Особенности написания строчной буква о:
- Зрительные элементы буквы – один (малый) овал;
- Начало написания – над нижней рабочей линией рабочей строки;
- Направление написания – от себя (в сторону) с закруглением по нижней линии рабочей строки;
- Тактирование под счет “И - РАЗ”
III. Постановка учебной задачи и актуализация знаний на основе рефлексии.
У:
- Посмотрите сюжет о Незнайке из Солнечного города.
- Выступите в роли редактора (такое задание довольно часто встречается в развивающей программе “Гармония”, дети уже знают, что им необходимо проанализировать текст, найти ошибки и исправить их) (Можно посмотреть слайды)
Д: (работают в парах)
У: - Какие ошибки допустил Незнайка в
своем письме?
Д: - Имена людей, клички животных,
название деревни – написал с маленькой буквы, а
ведь это имена собственные.
У: - Как правильно нужно писать имена
собственные?
IV. Работа в группах.
У:
- Посоветуйтесь и сформулируйте ответ на
поставленные вопросы.
- Выберите выступающего.
Д: - (Ответы) Все имена собственные
пишутся с большой буквы.
У: - Теперь вы полностью готовы к
тренировочным упражнениям.
V. Самостоятельная работа. Тренировка в правописании имен собственных. (Работа с индивидуальными карточками)
Физкультминутка.
Обезьянки.
Лучшие качели
Гибкие лианы.
Это с колыбели
Знают обезьяны.Кто весь век качается,
Да – да – да!
Тот не огорчается
Никогда!
(Ученики слегка пружинят в коленях с раскачиванием рук вперед – назад (качели). Когда говорят: “Да-да-да!” - хлопают, произнося две последние строчки – прыгают.)
VI. Поиск орфограммы. Работа с предложением.
У: - Ответьте на вопрос, используя слова второго столбика.
Где паслась корова Мурка?
корова лугу паслась Мурка.
VII. Постановка проблемного вопроса. Поиск решения.
У: - Почему вы затрудняетесь составить
ответ на вопрос?
Д: - Не хватает слов.
У: - Какое слово нужно добавить, чтобы
предложение стало понятным?
Д: - На.
У: - Как называются такие слова?
Д: - Слова – помощники.
У: - Для чего нам нужны слова –
помощники?
Д: - Для связи слов в предложении.
У: - Запишите предложение:
Корова Мурка паслась на лугу.
Гимнастика для глаз.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз для детей 6 - 9 лет.
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5 (4-5 раз).
- Крепко зажмурить глаза (считая до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5).
- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз (4-5 раз).
- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1- 4, потом перенести взор на счет 1 – 6 (4-5 раз).
- Исходное положение – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками не поднимая головы, руки опустить, выдох.
- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы посмотреть вдаль на счет 1-6.
VIII. Упражнение направленное на выполнение операций сравнения и обобщения, развитие внимания.
У:
- Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.
Сережа, Вадим, Лена, Андрей. Борис.
Д:
- Лишнее слово – Лена, т.к. это имя девочки.
- Лишнее слово - Андрей, т.к. оно начинается с
гласной буквы.
- Лишнее слово – Сережа, т.к. в этом слове три
части.
У: - Почему эти слова написаны с
заглавной буквы?
Д: - Это имена собственные. Они пишутся с
большой буквы.
IX. Работа с учебником с. 39 № 52.
У:
- Прочитайте первое предложение.
- Какие ошибки допущены в этом предложении?
Д: - Пропущены слова – помощники.
У: - Для чего нужны слова - помощники?
Д:
- Чтобы предложение стало понятным.
- Для связи слов в предложении.
У:
- А теперь поработаем в учебнике – тетради.
- Выделяем опасные места, вписываем слова –
помощники.
X. Итоговая рефлексия.
Цель: Выявить у детей понимание темы, целей урока.
У:
- Какие открытия мы сделали на сегодняшнем
уроке?
- Как пишутся имена собственные?
- Какие слова нужны для связи слов в предложении?
- Кто запомнил, как они называются?
- Приведите примеры слов – помощников?
- Для чего, в нашей речи нужны слова помощники?
ВЫВОД: Слова – помощники нужны для связи слов в предложении.
Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
XI. Домашнее задание.
У: - с.39.№52 1 предложение. Записать,
выделить опасные места, составить схему
предложения.
У: - Спасибо всем за урок! До свидания!
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
Игра “Буква заблудилась”
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла
Буква – озорница
Очень странные дела
Начали твориться.
У: - Я буду читать стихи, а, вы, если заметите букву – путешественницу, хором назовите нужное слово с буквой соответствующей нужному звуку, взамен неверного.
1.
Закричал охотник: “Ой!
Двери гонятся за мной!”
2.
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
3.
Тает снег. Течет ручей
На ветвях полно врачей.
4.
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил.
5.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
6.
Жучка будку не доела
Неохота. Надоело.
Список используемой литературы:
- В.Волина. Занимательное азбуковедение. Книга для учителя.- М.: Просвещение. 1991.
Приложение 1 можно получить у автора статьи.