Интегрированный урок (окружающий мир + чтение) "Культура Урала"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель:

  • развивать позитивные мотивации на работу в группе;
  • воспитание чувства ответственности за семью, свой род;
  • структурирование прошлого, настоящего, будущего в развитии семьи;
  • воспитание заботливого отношения к родным людям;
  • развивать способность дарить людям радость;
  • развивать способность ценить каждое слово.

Оборудование:

  • выставка рисунков « Наши бабашки и дедушки»,
  • выставка фотографий «Такими мы их знаем и помним »,
  • выставка фотографий « Моя счастливая семья»,
  • выставка творческих работ семьи,
  • плакат « Родословное древо»,
  • словарные слова,
  • творческие работы детей – проекты « Моя родословная».

Ход урока

I. Подготовительный этап

- Добрый день. Я приветствую всех участников нашего семейного урока, который проходит по теме « Наши предки – мы гордимся ими» (тема на доске).

- В нашей стране немало замечательных традиций.

- Сегодня продолжается еще одна: в нашем уроке принимают участие ваши родители.

( на доске слово « Родители»)

- Давайте поприветствуем их.

- А сейчас вспомним предыдущий урок.

- Как еще можно назвать людей, живущих вместе и связанных родством

Родня

Родные

Родственники

Родичи

( по мере того как ребята называют слова, они появляются на доске)

- Рассмотрите внимательно эти слова.

- Что интересного заметили? ( Род - общая часть этих слов)

РОД

- Сегодня на уроке мы поговорим о том, что обозначает это слово, что оно значит для Вас и Ваших родителей.

- Что же такое РОД? (вопрос родителям)

Ответы родителей: объединения родственных семей. Ряд поколений, происходящих от одного предка.

- А как Вы ребята, понимаете это слово?

Ребята, в современном языке слово « род» используется редко. Ему на смену пришло новое слово – « ДИНАСТИЯ» (на доску). (Приложение 1)

II. – Чтобы Вам было лучше понять, что такое род, династия, давайте, сравним его с деревом. У дерева много ветвей, все они растут от одного ствола, а вырастают из общего корня. Так и каждый род имеет своего основателя, жившего очень давно. Одни люди помнят этого человека, другие давно забыли. Но это зависело от многих причин. Поэтому сейчас люди составляют генеалогические древа. Это стало возможно благодаря современным технологиям и технике: фотоаппараты, кинокамеры, компьютер.

- Самые давние, старшие поколения называются ПРЕДКАМИ а младшие – ПОТОМКАМИ (показываю на дереве)

- Уважаемые родители вопрос к Вам. Сегодня на уроке присутствуют Ваши предки?

- А кто это?

( Работа в парах) На партах карточки. Соединить линиями.

Карточка.

ПРАБАБУШКА    

ПРАДЕДУШКА

БАБУШКА

ДЕДУШКА

ДЕДУШКА ТВОЕГО ОТЦА

 МАМА ТВОЕЙ МАМЫ

 МАМА ТВОЕГО ДЕДУШКИ

 МАМИН ПАПА

- Между прочим, выясняется интересная вещь: у каждого человека два родителя – мама и папа, а бабушек и дедушек вдвое больше – 4, а прабабушек и прадедушек еще вдвое больше – 8. И так далее.

- В каждом роду есть люди, которыми гордится весь род. Это могут быть и предки и потомки.

- Пожалуйста, расскажите, кем Вы гордитесь.

III. Учащиеся читают сочинения (Приложение 2).

Показывают на выставке работы родственников.

Выставка рисунков « Наши бабушки и дедушки».

IV.

Учитель: Ребята, как Вы думаете, почему дерево не падает?

( держит корень)

- Вот так и каждый род, что-то держит вместе, объединяет. В каждом роду это свое.

- Один род объединяют традиции, другой – только фамилия.

- А что объединяет Ваш род? Выберите.

Таблицы со словами: ВЕРНОСТЬ ТРАДИЦИЯМ, ССОРЫ, ЗАБОТА, ЛЮБОВЬ, ОБЩИЕ УВЛЕЧЕНИЯ, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, ФАМИЛИЯ, ЛОЖЬ, ДОБРЫЕ ДЕЛА, СХОДСТВО, ОБЩИЕ ПРЕДКИ, ПОДАРКИ, ПРАЗДНИКИ, ЗАСТОЛЬЯ, ИЗМЕНА.

- А почему Вы не выбрали такие слова как ссора, измена, ложь и др.?

V. Много интересного можно узнать о своих дальних предках, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, кого Вы зовете семьей.

- Про папу и маму говорили много. Сейчас поговорим о дедушках и бабушках.

Много есть друзей вокруг, но считаю я,
Что мой самый верный друг – бабушка моя.
В воскресенье и в субботу ей не надо на работу.
Наступают для меня два особых дня.

Много у бабушки с нами хлопот: варит нам бабушка сладкий компот.
Шапочки теплые надо связать, сказку веселую нам рассказать.
Трудится бабушка целые дни. Бабушка, милая, сядь. Отдохни!
Мы тебе песенку нашу споем, дружно мы с бабушкой милой живем.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Она во всех затеях со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки, мне все приятно с ней,
А бабушкины руки люблю всего сильней.

А у бабушки моей волосы седые, а у бабушки моей руки золотые.
И в заботах целый день рук, не покладая,
то на спицах вяжет шарф, то носки латает.
Ни одной минуты нет у нее свободной
Я без дела не сижу, помогаю тоже
Потому что быть хочу на нее похожим.

Милая бабуся, мы тебе поможем
Вымоем сапожки и польем цветы.
Все свои игрушки в уголочке сложим
А пока мы трудимся, чуть подремлешь ты.
Мы свои отложим игры и забавы
Пусть лежат спокойно куклы и мячи,
Все что ты попросишь, сделаем на славу,
Нам работу бабушка можешь поручить.

Торты, бублики, ватрушки все мы любим от души.
Если любишь пироги, состряпать бабушку проси.

За все, что есть сейчас у нас, за каждый наш счастливый час.
За то, что солнце светит нам – мы благодарны дорогим дедам.

Деда очень уважаю, смело Вам могу сказать.
Очень трудные задачки будем вместе мы решать.

Такая у деда растет борода, что я на нее удивляюсь всегда.
С ним – мама сказала,- не будешь в беде: у дедушки много ума в бороде.
И правда, попросят родные совет, погладит он бороду, скажет ответ.
Завидую дедушке я иногда, скорей бы росла у меня борода.

Белой стаей годы пролетели, но душа как прежде молода.
Соловьи еще не все пропели, утекла еще не вся вода.
Этот день и праздничный и светлый, и грустить не время, не пора.
Долгих лет Вам, яблонь в белом цвете, радости и счастья и добра.

- А сейчас ребята для своих любимых дедушек и бабушек споют частушки.

Частушки.

Мы частушек много знаем и хороших и плохих.
Хорошо тому послушать, кто не знает никаких.

Говорит старуха деду:
- Я в Америку поеду.
Поезжай, я денег дам
Костыли свои продам.

Нынче стало не новинкой:
Бабка в поле спину гнет,
А внучок стоит на рынке,
Сигареты продает.

Закопченные кастрюли Юля чистила песком,
Два часа в корыте Юлю мыла бабушка потом.

Бабка чистила картошку, дед на крыше песни пел,
Бабка свистнула немножко, дед в курятник улетел.

Две старушки без зубов говорили про любовь.|
Мы с тобою влюблены я - в сметану, ты – в блины.

Дед свою бабку завернул в тряпку, поливал ее водой,
Хотел сделать молодой.

Мы частушки петь кончаем и Вам честно обещаем,
Слушать Вас всегда, во всем, утром, вечером и днем.

- А всегда ли ребята виноваты в том, что вырастают белоручками, неумехами?
Мы говорим о трудовом воспитании, а сами за них даже уроки делаем.
- Сейчас специально для Вас мы покажем пару бабушек.

Сценка « Бабушка и внук».
Сценка « Бабушка и внучка»

VI. Работа в паре.

- Ребятам предлагается выбрать правильный ответ на вопрос: « Чья забота необходима, чтобы семья была крепкой и дружной?»

( подсказки на карточке)

« Мы решили…»

« Мы думаем…»

« Мы считаем…»

( ответы учеников)

- Как Вы сегодня много смогли узнать на уроке.

- Давай проверим, кто был внимательным на уроке.

ПОТОМКИ – поднимите руки.

ПРЕДКИ – хлопаем в ладоши.

VII. – Уважаемые родители, как Вы считаете, нужно ли чтобы Ваши дети знали о предках?

- Чтобы Вы хотели, чтобы Ваши дети взяли в свои будущие семьи из родовых традиций?

- Ребята, Вы сейчас услышали напутствия своих родителей. Они смотрят на Вас с надеждой. Хотят, чтобы Вы не забывали традиции своей семьи.

VIII. Работа в парах.

- За что Вы благодарны своей семье?

- Какие слова благодарности хотите сказать своим родителям, Бабушкам, дедушкам?

- Что можете сделать в настоящее время для продолжения традиций рода?

IX. Сценка. В ней участвуют бабушка и внучка.

Кто кому кто?

- Бабушка, бабушка, чья я дочка?

- Ты Федина дочь, моего сыночка.

- Мой папа большой и совсем не сыночек!

- Сыночек. Брат четырех моих дочек.

- Помнишь, мы были в гостях у старой Авдотьи?

- Да разве у дочки мы были? У тети!

- Тетю твою я в люльке качала…

- Бабушка, стой, объясни все с начала.

- Кто мне Наташа и два ее брата?

- Ладно, попробуем разобраться:

- Их мама, племянница мужа сестры,

- Маленькой ох и была шустра!

- А ты им доводишься… Хитрое дело…

-Тьфу ты, пока я соображала,

-Все молоко из кастрюли сбежало!

X. – Закончить урок хотелось бы стихотворением В. Берестова, в котором поэт обращается к своим потомкам:

Любили тебя без особых причин,
За то, что ты брат, за то, что ты сын.
За то, что малыш, за то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется точкой опоры твоей.