В своей работе я использую динамическое чтение, разработанное учителем МОУ «СОШ №10» города Белгорода Н.Л.Быстровой. Это метод, когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов (блоки), т.е. мысли. Это чтение только глазами. Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппараты.
В начальной школе дети испытывают большую трудность в овладении навыком быстрого чтения. Мешает малое поле зрения, неустойчивое внимание, слаборазвитая оперативная память, проговаривание текстов, неумение ориентироваться в тексте, выделять главное.
Поэтому, для развития поля зрения использую упражнение с числовыми таблицами Шульте, на которых числа записаны вразброс. Ученики смотрят в центр квадрата, указывая числа по порядку обратной стороной ручки. Это задание на время.
Для развития внимания и памяти на уроках я использую такие упражнения, как «фотографирование» картинок, цифр, слов, игры на нахождение лишнего слова, пересказ ранее прочитанных текстов, подчеркивание в тексте 1 буквы в течение 5 минут (для 1-2 классов) и 2-3 букв разными линиями (для 3-4 классов), заучивание четверостиший, загадок, скороговорок.
На своих уроках я использую многократное чтение. Это чтение, которое повторяется не менее 3-4-х раз. Повторяется один и тот же текст, стихотворение, предложение. Это упражнение помогает вырабатывать повышенный темп чтения, а чтение с постановкой логического ударения работает на выработку выразительного чтения.
В конце первого – начале второго класса я начинаю использовать такие упражнения, как чтение – «спринт», «разведка», «финиш», «молния». Здесь ученики на максимальной скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, чтобы исключить проговаривание. Применяю чтение со смысловой догадкой, под стук указки в заданном мной темпе. Данные упражнения помогают вырабатывать беглое чтение и, в то же время, развивают речь детей, т.к. после каждого упражнения даются вопросы по прочитанному или другие задания.
Часто в конце урока я предлагаю ребятам спеть песню. Но не как на уроках музыки - на слух, а именно по напечатанным текстам. Это так же способствует выработке быстроты чтения.
Приведу пример урока чтения во 2 классе по теме: «Э. Н. Успенский. Чебурашка.», где используются перечисленные мной упражнения по динамическому чтению.
Цели урока:
1.Продолжить работу над произведениями Э. Успенского.
2.Развивать умение работать над текстом; развивать внимание, речь учащихся, навык беглого чтения.
3.Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование для учащихся:
1. Учебник «Родная речь» для 2 класса / Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. – М.: Просвещение, 2006.
2. Числовые таблицы Шульте.
3. Таблицы слов.
4. Тексты песни «Голубой вагон».
5. Разноцветные кружки.
Оборудование для учителя:
1. Книги Э.Успенского.
2. Магнитофон и кассета с записью песен «Пусть бегут неуклюже», «Голубой вагон».
3. Анаграммы слов.
4. Карточки со словами для «фотографирования».
Ход урока.
1.Организационный момент (проверка готовности к уроку).
2.Разминка.
- Подготовим глаза, язык и губы к чтению:
1)Числовые таблицы Шульте.
5 | 15 | 9 | 17 | 1 |
12 | 25 | 19 | 6 | 23 |
21 | 8 | 4 | 11 | 3 |
18 | 20 | 14 | 24 | 16 |
2 | 10 | 22 | 7 | 13 |
2) Таблицы слов.
мышка вилка марка норка жарко зайка кошка чайка щетка речка ранка |
миска палка кукла корка жалко цапля чашка шишка ветка нитка тыква |
шарик дятел ветер голубь домик тополь корень лагерь повар молот парус |
внуки грузы школа флаги слива двери груша клещи крылья парта стенка |
- чтение под стук указки по столбикам,
- « змейкой».
3) Многократное чтение (с доски):
Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.
-ознакомительное чтение,
-убыстренное чтение,
-с постановкой логического ударения,
-чтение в темпе скороговорки.
Физминутка для глаз (вращение по кругу, движение вверх – вниз, влево – вправо и т.д.)
3.Проверка домашнего задания.
Стихи Э. Успенского:
1) «Если был бы я девчонкой» - наизусть 2 ученика.
2) «Рыболов» - дети читают по две строки парами.
3) «Над нашей квартирой» - отвечают на вопросы:
- Кто нам не давал спать и почему?
- Кто живет над собакой?
- Кто не дает спать кошке?
- Почему мышка не спит?
- Кто обидел тучи?
4) «Память» - чтение скороговоркой.
Физминутка «Нос - указка» (носом дети указывают на предметы, находящиеся в разных местах класса).
4.Актуализация опорных знаний.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Э. Успенского.
Какие произведения написал Э. Успенский, узнаем по отрывкам.
( Подготовленный ученик читает отрывок, все называют произведение)
«Дядя Федор, кот и пес».
«Крокодил Гена и его друзья».
«Про Веру и Анфису».
(Показ книг)
5. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. «Погружение» в урок.
- О ком мы будем читать на уроке, узнаете из стихотворения- загадки:
Он дружок зверям и детям.
Он - живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.Потому что он не птица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.Но заснята для кино
И известна вам давно
Эта милая мордашка,
И зовется… (Чебурашка).
2. Первичное чтение.
1) Чтение за диктором.
Словарная работа по ходу чтения:
Тропический лес-лес в жарком поясе Земного шара.
2) Упражнение «Финиш» - дочитать до слов «на фруктах и улегся спать» и ответить на вопросы:
- Что сделал Чебурашка, когда проснулся утром?
- Как он позавтракал?
- Почему ему стало трудно передвигаться?
3) Упражнение «Спринт».
Про себя прочитать 3 абзаца, ответить на вопросы:
- Что случилось со спящим Чебурашкой?
- Кого увидели продавцы магазина в ящике?
- Как вы думаете, почему он был «толстым - претолстым»?
4) Упражнение «Разведка».
Найти ответ на вопрос:
- Как Чебурашка узнал, что его имя Чебурашка?
5) Упражнение «Финиш» - дочитать до слов «городской зоопарк».
- О чем говорилось в этом отрывке?
6) «Спринтом» прочитать один абзац и ответить на вопрос:
- Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
7) Чтение за диктором.
Объяснение слов по ходу чтения:
Уцененные товары-товары, которые стоят меньше прежней стоимости.
Бракованная игрушка- игрушка с браком, с недостатком.
- Какую работу предложили Чебурашке?
- Где он будет жить?
8) «Жужжащее чтение» - чтение вполголоса до конца текста.
- Как вы думаете, почему Чебурашке некому было звонить?
- А кто стал ему другом? ( Крокодил Гена)
Он споет песню, а мы потанцуем.
Музыкальная физминутка « Пусть бегут неуклюже» (танцевальная разминка под магнитофон).
6. Закрепление знаний и способов действий.
Выборочное чтение.
- Найти и прочитать, как Чебурашка завтракал.
- Как Чебурашка не мог сидеть и все время падал.
- Где у Чебурашки будет дом.
7. Домашнее задание.
Пересказ текста.
8. Упражнения на внимание и мышление.
1) «Фотографирование» слов, обозначающих животных, которые живут в зоопарке с Крокодилом Геной. (Слова написаны на карточках)
страус лисица
бегемот жираф
2) - Кто всегда все портил? (Старуха Шапокляк)
а) Она поменяла в словах буквы. Расшифруйте названия животных.
(анаграммы)
яцза (заяц) соав (сова)
ловк (волк) ужк (жук)
б) Крыска Лариска утащила гласные буквы.
Восстановите текст:
К-жд-м-, к-жд-м- в л-чш-- в-р-тс-.
К-т-тс-, к-т-тс- г-л-б-й в-г-н.
9. Пение песни «Голубой вагон» по напечатанному тексту под магнитофон.
10. Итог урока. Оценка работы. Рефлексия.
Детям предлагается поднять разноцветные кружки.
-Зажжем светофор:
красный кружок поднимут те дети, кому на уроке было не интересно, не хотелось читать и отвечать на вопросы;
желтый кружок - кому было интересно; читал, но не на все вопросы отвечал;
зеленый кружок - кому было интересно, читал и отвечал с удовольствием.
- Спасибо за урок!
Итак, применение на уроках упражнений по динамическому чтению позволяет экономить время, приобретать знания, развивать внимание, память, речь учащихся, прививать интерес к предмету и достигать высоких результатов.