Упражнения по динамическому чтению на уроках в начальной школе как средство развития внимания, памяти, речи, скорости чтения учащихся

Разделы: Начальная школа


В своей работе я использую динамическое чтение, разработанное учителем МОУ «СОШ  №10» города Белгорода Н.Л.Быстровой. Это метод, когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов (блоки), т.е. мысли. Это чтение только глазами. Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппараты.
В начальной школе дети испытывают большую трудность в овладении навыком быстрого чтения. Мешает малое поле зрения, неустойчивое внимание, слаборазвитая оперативная память, проговаривание текстов, неумение ориентироваться в тексте, выделять главное.
Поэтому, для развития поля зрения  использую упражнение с числовыми таблицами Шульте, на которых числа записаны вразброс. Ученики смотрят в центр квадрата, указывая числа по порядку обратной стороной ручки. Это задание на время.
Для развития внимания и памяти на уроках я использую такие упражнения, как «фотографирование» картинок, цифр, слов, игры на нахождение лишнего слова, пересказ ранее прочитанных текстов, подчеркивание в тексте 1 буквы в течение 5 минут (для 1-2 классов) и 2-3 букв разными линиями (для 3-4 классов), заучивание четверостиший, загадок, скороговорок.
На своих уроках я использую многократное чтение. Это чтение, которое повторяется не менее 3-4-х раз. Повторяется один и тот же текст, стихотворение, предложение. Это упражнение помогает вырабатывать повышенный темп чтения, а чтение с постановкой логического ударения работает на выработку выразительного чтения.
В конце первого – начале второго класса я начинаю использовать такие упражнения, как чтение – «спринт», «разведка», «финиш», «молния». Здесь ученики на максимальной скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, чтобы исключить проговаривание. Применяю чтение со смысловой догадкой, под стук указки в заданном мной темпе. Данные упражнения помогают вырабатывать беглое чтение и, в то же время, развивают речь детей, т.к. после каждого упражнения даются вопросы по прочитанному или другие задания.
Часто в конце урока я предлагаю ребятам спеть песню. Но не как на уроках музыки - на слух, а именно по напечатанным текстам. Это так же способствует выработке быстроты чтения.

Приведу пример урока чтения во 2 классе по теме: «Э. Н. Успенский. Чебурашка.», где используются перечисленные мной упражнения по динамическому чтению.

      Цели урока:
1.Продолжить работу над произведениями Э. Успенского.
2.Развивать умение работать над текстом; развивать внимание, речь учащихся, навык беглого чтения.
3.Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование для учащихся:
1. Учебник «Родная речь» для 2 класса / Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. – М.: Просвещение, 2006.
2. Числовые таблицы Шульте.
3. Таблицы слов.
4. Тексты песни «Голубой вагон».
5. Разноцветные кружки.

Оборудование для учителя:
1. Книги Э.Успенского.
2. Магнитофон и кассета с записью песен «Пусть бегут неуклюже», «Голубой вагон».
3. Анаграммы слов.
4. Карточки со словами для «фотографирования».

Ход урока.

1.Организационный момент (проверка готовности к уроку).

2.Разминка.
- Подготовим глаза, язык и губы к чтению:
1)Числовые таблицы Шульте.

5 15 9 17 1
12 25 19 6 23
21 8 4 11 3
18 20 14 24 16
2 10 22 7 13

2) Таблицы слов.

мышка
вилка
марка
норка
жарко
зайка
кошка
чайка
щетка
речка
ранка
миска 
палка 
кукла
корка 
жалко
цапля 
чашка
шишка 
ветка
нитка
тыква
шарик 
дятел 
ветер
голубь
домик
тополь
корень
лагерь
повар
молот
парус
внуки
грузы
школа
флаги
слива
двери
груша
клещи
крылья
парта
стенка
                                          

- чтение под стук указки по столбикам,
- « змейкой».

3) Многократное чтение (с доски):

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

-ознакомительное чтение,
-убыстренное чтение,
-с постановкой логического ударения,
-чтение в темпе скороговорки.

Физминутка для глаз (вращение по кругу, движение вверх – вниз, влево – вправо и т.д.)
3.Проверка домашнего задания.
Стихи Э. Успенского:
1) «Если был бы я девчонкой» - наизусть 2 ученика.

2) «Рыболов» - дети читают по две строки парами.
3) «Над нашей квартирой» - отвечают на вопросы:
- Кто нам не давал спать и почему?
- Кто живет над собакой?
- Кто не дает спать кошке?
- Почему мышка не спит?
- Кто обидел тучи?
4) «Память» - чтение скороговоркой.

Физминутка «Нос - указка» (носом дети указывают на предметы, находящиеся в разных местах класса).

4.Актуализация опорных знаний.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Э. Успенского.
Какие произведения написал Э. Успенский, узнаем по отрывкам.
( Подготовленный ученик читает отрывок, все называют произведение)
 «Дядя Федор, кот и пес».
 «Крокодил Гена и его друзья».
 «Про Веру и Анфису».
(Показ книг)

5. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. «Погружение» в урок.
- О ком мы будем читать на уроке, узнаете из стихотворения- загадки:

Он дружок зверям и детям.
Он - живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.

 Но заснята для кино
И известна вам давно
Эта милая мордашка,
И зовется… (Чебурашка).

2. Первичное чтение.
1) Чтение за диктором.
Словарная работа по ходу чтения:
Тропический лес-лес в жарком поясе Земного шара.
2) Упражнение «Финиш» - дочитать до слов «на фруктах и улегся спать» и ответить на вопросы:
- Что сделал Чебурашка, когда проснулся утром?
- Как он позавтракал?
- Почему ему стало трудно передвигаться?

3) Упражнение «Спринт».
Про себя прочитать 3 абзаца, ответить на вопросы:

- Что случилось со спящим Чебурашкой?
- Кого увидели продавцы магазина в ящике?
- Как вы думаете, почему он был «толстым - претолстым»?

4) Упражнение «Разведка».
Найти ответ на вопрос:
- Как Чебурашка узнал, что его имя Чебурашка?

5) Упражнение «Финиш» - дочитать до слов «городской зоопарк».
- О чем говорилось в этом отрывке?

6) «Спринтом»  прочитать один абзац и ответить на вопрос:
- Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?

7) Чтение за диктором.
Объяснение слов по ходу чтения:
Уцененные товары-товары, которые стоят меньше прежней стоимости.
Бракованная игрушка- игрушка с браком, с недостатком.
- Какую работу предложили Чебурашке?
- Где он будет жить?

8) «Жужжащее чтение» - чтение вполголоса до конца текста.
- Как вы думаете, почему Чебурашке некому было звонить?
- А кто стал ему другом? ( Крокодил Гена)
Он споет песню, а мы потанцуем.

Музыкальная физминутка « Пусть бегут неуклюже» (танцевальная разминка под магнитофон).

6. Закрепление знаний и способов действий.
Выборочное чтение.
- Найти и прочитать, как Чебурашка завтракал.
- Как Чебурашка не мог сидеть и все время падал.
- Где у Чебурашки будет дом.

7. Домашнее задание.
Пересказ текста.

8. Упражнения на внимание и мышление.
1) «Фотографирование» слов, обозначающих животных, которые живут в зоопарке с Крокодилом Геной. (Слова написаны на карточках)
страус         лисица
бегемот         жираф

2) - Кто всегда все портил? (Старуха Шапокляк)
а) Она поменяла в словах буквы. Расшифруйте названия животных.
(анаграммы)
яцза (заяц)            соав (сова)
ловк (волк)            ужк (жук)
б) Крыска Лариска утащила гласные буквы.
Восстановите текст:
К-жд-м-, к-жд-м- в л-чш-- в-р-тс-.
К-т-тс-, к-т-тс- г-л-б-й в-г-н.

9. Пение песни «Голубой вагон» по напечатанному тексту под магнитофон.

10. Итог урока. Оценка работы. Рефлексия.
Детям предлагается поднять разноцветные кружки.
-Зажжем светофор:

красный кружок поднимут те дети, кому на уроке было не интересно, не хотелось читать и отвечать на вопросы;
желтый кружок - кому было интересно; читал, но не на все вопросы отвечал;
зеленый кружок - кому было интересно, читал и отвечал с удовольствием.

- Спасибо за урок!

  Итак, применение на уроках упражнений по динамическому  чтению позволяет экономить время, приобретать знания, развивать внимание, память, речь учащихся, прививать интерес к предмету и достигать высоких результатов.