Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Кружок “Занимательной химии” организован по принципу добровольности. В нем могут заниматься как сильные, так и слабые ученики. Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможности, в соответствии с уровнем подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов, и их применение.
Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике. Занятия в кружке тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования.
В реализации программы данного кружка необходимо сочетать беседы преподавателя и выступления кружковцев, проведение викторин с экскурсиями в аптеку, химические лаборатории, в институты, чтение рефератов с проведением эксперимента.
Члены кружка могут практически использовать свои знания в школе на уроках химии и в быту.
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов (34 занятия по 1 часу в неделю или 34 часа).
Тематика занятий
- Ознакомление с кабинетом химии, изучение правил техники безопасности.
- Хранение материалов, реактивов в химической лаборатории. Химическая посуда. ТБ во время работы с пробирками, колбами, химическими стаканами и др.
- Нагревательные приборы (спиртовка, плитка, водяная баня), пользование ими. Нагревание и прокаливание.
- Фильтрование и перегонка. Выпаривание и кристаллизация.
- Основные приемы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
- Растворы. Кристаллогидраты.
- Лабораторные способы получения неорганических веществ.
- Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».
- Занимательные опыты по теме: «Химия в природе».
- Химия и человек.
- Химия и медицина.
- Профориентация.
- Химия в быту.
- Общий смотр знаний. Заключительная игра «Что? Где? Когда?».
Основные цели кружка:
Формирование ученического актива, расширение и углубление знаний учащихся, развитие познавательных интересов и способностей, формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении лабораторных и практических работ; формирование информационной культуры
Основные методы:
Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание стендов и выпуск стенных газет, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию
Основные формы:
Лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры, химические вечера.
Тематическое и поурочное планирование
№ |
Тема занятия |
Кол. часов |
1 |
Вводное занятие. |
1 |
2 |
Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. |
1 |
3 |
Знакомство с лабораторным оборудованием. |
1 |
4 |
Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. |
1 |
5 |
Нагревательные приборы и пользование ими. Нагревание и прокаливание. |
1 |
6 |
Взвешивание, фильтрование и перегонка. |
1 |
7 |
Выпаривание и кристаллизация. |
1 |
8 |
Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ. |
3 |
9 |
Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. |
1 |
10 |
Кристаллогидраты. |
2 |
11 |
Химия и медицина. |
1 |
12 |
Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас». |
2 |
13 |
Подготовка к декаде естественных наук. Игра «Счастливый случай». |
3 |
14 |
Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка. |
2 |
15 |
Химия в природе. |
2 |
16 |
Химия и человек. Чтение докладов и рефератов. |
1 |
17 |
Проведение дидактических игр:
|
4 |
18 |
Профориентационная лекция. |
1 |
19 |
Химия в быту. |
2 |
20 |
Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?” |
3 |
Программа
1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Занимательной химии”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.[14] Игра по технике безопасности.[4] ,[13]
3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).[9], [13]
Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.
4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории [8],[13],[14]Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.[14]
Экскурсия в химическую лабораторию ДВГУ.
5. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание. [13].Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.
6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесейПрактическая работа.
-
Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.
-
Перегонка воды. [11]
Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли . [11]
8. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ.Демонстрация фильма.
Практическая работа. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.
Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты.
9. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.[11]
10. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов.Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).[3]
Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.[12]
11. Химия и медицина. Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов.Устный журнал на тему химия и медицина.[1]
Экскурсия в аптеку.
12. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас. Показ демонстрационных опытов.- “ Вулкан” на столе, [5]
- “Зелёный огонь”, [5]
- “Вода-катализатор”, [5]
- «Звездный дождь» [4]
- Разноцветное пламя [4]
- Вода зажигает бумагу [4]
Подготовка учащихся к проведению декады естественных наук. Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами.[1] ,[6]
Игра. «Счастливый случай»
14. Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка. Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр:-
“Химическая эстафета”[4]
-
“Третий лишний”. [4]
Демонстрация опытов:
-
Химические водоросли [5]
-
Тёмно-серая змея. [5]
-
Оригинальное яйцо [6]
-
Минеральный «хамелеон» [4]
-Ваше питание и здоровье [9]
-Химические реакции внутри нас [3]
17. Проведение дидактических игрПроведение конкурсов и дидактических игр:
-
кто внимательнее [1]
-
кто быстрее и лучше
-
узнай вещество
-
узнай явление [1]
Экскурсия в Институт химии и прикладной экологии ДВГУ.
19. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.[2]
Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств.
20. Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?”Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т.д.
Проведение заключительной игры.
Игра. « Что? Где? Когда?»
Ожидаемые результаты
На занятиях учащиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Кроме того, кружковые занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.
Литература
- Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
- Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
- Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
- Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.
- В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
- Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
- А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.
- И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.
- Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
- Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.
- Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.
- Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
- Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.
- Программно-методические материалы . Химия 8-11 классы. – М. Дрофа 2001.