Урок чтения во 2-м классе по теме "Зимние забавы в произведениях русских писателей"

Разделы: Начальная школа


Цели: с помощью наглядных средств активизировать зрительную память ребенка, развивать и пополнять словарный запас, знания учащихся о природе, умение сравнивать и делать выводы, работать над выразительностью чтения. Познакомить с произведениями русских писателей.

Оборудование: Рисунки – опоры к стихам З. Александровой, И. Сурикова, выставка детских работ, Учебник по литературному чтению Л.А. Ефросининой для второго класса.

Ход урока

1. Организационный момент:

На доске схемы – опоры:

Снежок порхает, кружится,
На улице бело,

И превратились лужицы

В прозрачное стекло

В саду, где пели зяблики,

Сегодня – посмотри, -

Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Дети хором декламируют стихотворение З. Александровой, которое было задано для заучивания на дом.

Учитель: О каком времени года говорится в стихах?

Дети: О зиме.

2. Тема урока: Мы будем читать стихи и рассказы о зиме.

Учитель: Кто скажет, а зима наступила по календарю?

Дети: Нет.

Учитель: Сейчас поздняя осень, а через несколько дней придет первый зимний месяц. Какой?

Дети: Декабрь.

3.Послушайте рассказ русского писателя К. Ушинского « Мороз не страшен ». Учитель читает рассказ.

Обидно зиме, что даже маленькие ребятишки, и те не боятся ее сильных морозов! Катаются на коньках да на санках, в снежки играют, снежных баб лепят, горы строят, водой их поливают да еще просят мороза: «Приди-ка, помоги!»  Ущипнула зима одного мальчугана за ухо, другого за нос, третьего за щеку. Щека даже побелела. А мальчик схватил снегу, давай тереть. И лицо стало красное, как огонь.

Учитель: О чем этот рассказ? (Выслушать один – два ответа детей).

Учитель: Можно назвать рассказ « Зимние забавы ».

Учитель: Кто в рассказе развлекается?

Дети: Зима, дети.

Учитель: С появлением снега начинаются зимние забавы. Вы готовили дома рисунки с зимними играми, развлечениями. Я оформила целую выставку ( Знакомство с детскими работами).

Учитель: Какими словами – синонимами можно заменить слово  « забавы »?

Дети: Шутки, веселые игры, развлечения, интересные занятия.

(Учитель фиксирует ответы детей на доске, лучше на закрывающейся части).

Учитель: Читаем хором слова – синонимы с доски и запоминаем.

(Потом учитель закрывает запись и просит детей повторить написанное).

Учитель: От лица кого написан рассказ?

Дети: От лица автора.

4. Работа в парах.

В парах почитайте друг другу рассказ от лица Зимы.

Что нужно делать, чтобы Зима не смогла нас заморозить? Найдите ответ в тексте и зачитайте.

Дети: Мальчик схватил снегу, давай тереть. И лицо стало красное как огонь.

Учитель: Только растирать замерзшие части тела нужно чистым снегом, без льдинок. Льдинками можно поцарапать кожу лица и рук.

Учитель: Слушаем, как получилось переложить от лица Зимы у Тани и Сережи.

5. Другой русский поэт И.З. Суриков вспоминает о своем детстве. (Учитель читает стихотворение « Детство »).

А с вами такое бывало? 

6. Заучивание стихотворения И. Сурикова с помощью опор.

Читаем первое четверостишие. Что можно представить? Учитель прикрепляет на доску иллюстрацию.

Вот моя деревня,                             
Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках
По горе крутой

Вот свернули санки,
И я на бок – хлоп?
Кубарем качуся
Под гору в сугроб.

А друзья – мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Такая работа проводится по всем четверостишиям. В заключении ребята хором с помощью наглядных опор рассказывают наизусть все стихотворение.

Домашнее задание – повторить стихотворение дома, научится выразительно рассказывать.

7. Нахождение рифм.

Чем стихи отличаются от рассказа?

Дети: В стихах есть рифма.

Учитель: Что такое рифма?

Дети: Это слова с похожими по звучанию концовками, например хлоп – сугроб, мной – бедой.

8. Сами пробуем подбирать рифмы.

Подберите к слову снежинки слова с похожими по звучанию концовками.

Дети: Пушинки, пружинки, тропинки…

Учитель: Попытаемся зарифмовать эти слова.

Легкие снежинки
Засыпали тропинки.

9. Итог урока.