Цели: с помощью наглядных средств активизировать зрительную память ребенка, развивать и пополнять словарный запас, знания учащихся о природе, умение сравнивать и делать выводы, работать над выразительностью чтения. Познакомить с произведениями русских писателей.
Оборудование: Рисунки – опоры к стихам З. Александровой, И. Сурикова, выставка детских работ, Учебник по литературному чтению Л.А. Ефросининой для второго класса.
Ход урока
1. Организационный момент:
На доске схемы – опоры:
Снежок порхает, кружится,
На улице бело,
И превратились лужицы
В прозрачное стекло
В саду, где пели зяблики,
Сегодня – посмотри, -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Дети хором декламируют стихотворение З. Александровой, которое было задано для заучивания на дом.
Учитель: О каком времени года говорится в стихах?
Дети: О зиме.
2. Тема урока: Мы будем читать стихи и рассказы о зиме.
Учитель: Кто скажет, а зима наступила по календарю?
Дети: Нет.
Учитель: Сейчас поздняя осень, а через несколько дней придет первый зимний месяц. Какой?
Дети: Декабрь.
3.Послушайте рассказ русского писателя К. Ушинского « Мороз не страшен ». Учитель читает рассказ.
Обидно зиме, что даже маленькие ребятишки, и те не боятся ее сильных морозов! Катаются на коньках да на санках, в снежки играют, снежных баб лепят, горы строят, водой их поливают да еще просят мороза: «Приди-ка, помоги!» Ущипнула зима одного мальчугана за ухо, другого за нос, третьего за щеку. Щека даже побелела. А мальчик схватил снегу, давай тереть. И лицо стало красное, как огонь.
Учитель: О чем этот рассказ? (Выслушать один – два ответа детей).
Учитель: Можно назвать рассказ « Зимние забавы ».
Учитель: Кто в рассказе развлекается?
Дети: Зима, дети.
Учитель: С появлением снега начинаются зимние забавы. Вы готовили дома рисунки с зимними играми, развлечениями. Я оформила целую выставку ( Знакомство с детскими работами).
Учитель: Какими словами – синонимами можно заменить слово « забавы »?
Дети: Шутки, веселые игры, развлечения, интересные занятия.
(Учитель фиксирует ответы детей на доске, лучше на закрывающейся части).
Учитель: Читаем хором слова – синонимы с доски и запоминаем.
(Потом учитель закрывает запись и просит детей повторить написанное).
Учитель: От лица кого написан рассказ?
Дети: От лица автора.
4. Работа в парах.
В парах почитайте друг другу рассказ от лица Зимы.
Что нужно делать, чтобы Зима не смогла нас заморозить? Найдите ответ в тексте и зачитайте.
Дети: Мальчик схватил снегу, давай тереть. И лицо стало красное как огонь.
Учитель: Только растирать замерзшие части тела нужно чистым снегом, без льдинок. Льдинками можно поцарапать кожу лица и рук.
Учитель: Слушаем, как получилось переложить от лица Зимы у Тани и Сережи.
5. Другой русский поэт И.З. Суриков вспоминает о своем детстве. (Учитель читает стихотворение « Детство »).
А с вами такое бывало?
6. Заучивание стихотворения И. Сурикова с помощью опор.
Читаем первое четверостишие. Что можно представить? Учитель прикрепляет на доску иллюстрацию.
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой
Вот свернули санки,
И я на бок – хлоп?
Кубарем качуся
Под гору в сугроб.
А друзья – мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Такая работа проводится по всем четверостишиям. В заключении ребята хором с помощью наглядных опор рассказывают наизусть все стихотворение.
Домашнее задание – повторить стихотворение дома, научится выразительно рассказывать.
7. Нахождение рифм.
Чем стихи отличаются от рассказа?
Дети: В стихах есть рифма.
Учитель: Что такое рифма?
Дети: Это слова с похожими по звучанию концовками, например хлоп – сугроб, мной – бедой.
8. Сами пробуем подбирать рифмы.
Подберите к слову снежинки слова с похожими по звучанию концовками.
Дети: Пушинки, пружинки, тропинки…
Учитель: Попытаемся зарифмовать эти слова.
Легкие снежинки
Засыпали тропинки.
9. Итог урока.